Автор: Кугач Светлана Геннадьевна
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ТВОРЧЕСКО — СТУДЕНЧЕСКУЮ ЛАБОРАТОРИЮ
Кугач Светлана Геннадьевна
Преподаватель социально-экономических дисциплин. ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики»
Привитие студентам навыков исследовательской деятельности начинается уже на первых курсах, где преподаватели обучают студентов овладевать методами научного познания, формируют опыт исследовательской деятельности.
Творческой студенческой лаборатория «Менеджер» пятнадцать лет, она входит в состав творчески — студенческих лабораторий техникума, осуществляет свою работу по плану, достигнув высоких результатов.
В состав Творческой лаборатории входят все желающие студенты – готовые принять участие в конференциях разного уровня, и просто студенты, которые желают попробовать свои творческие возможности и приобрести новые навыки.
Работа творческой лаборатории направлена на формирование профессиональных навыков студентов через различные организационные формы работы: семинары, конкурсы, обсуждения проблем за круглым столом, конференции.
Мероприятия по расширению и углублению знаний осуществляются через участие разнообразных конкурсов как областных, так и российских.
Согласно Программе развития социального партнерства представители работодателей активно принимают участие в заседаниях Творческой лаборатории студентов, делятся своим опытом, предлагают идея для новых исследований.
Традиционным в техникуме стала конференция, где все желающие могут представить свои исследования и дать обоснование. Во время конференции проходят бурные обсуждения, вопросы из зала, что отражает заинтересованность и азарт. Студенты активно защищают свои представления, доказывая их актуальность и значимость, а это и является важным приобретенным качеством в творческой исследовательской деятельности.
«Потенциал научно-студенческого общества помогает в решении проблем социально-экономического развития города, региона», так как развитие и формирование конкурентной личности, способной к познанию, и умеющей адаптироваться в условиях рыночных отношений, главная задача для рынка труда.
Исследовательская деятельность является одной из важнейших форм учебного процесса, научные лаборатории, кружки, конференции, в которых участвуют студенты — всё это позволяет начать полноценную научную работу, найти единомышленников, с которыми можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований. Так или иначе, исследовательской работой занимаются все студенты. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно без проведения каких-либо, пусть самых простых, исследований, и это помогает подойти к работе с творческих позиций.
Но более глубокая научная работа, заниматься которой студента не обязывает учебный план, интересна лишь некоторым. Студент, занимающийся научной работой, отвечает только за себя; только от него самого зависят тема исследований, сроки выполнения работы, а так же, что немаловажно, и будет ли выполнена работа вообще. Затрачивая своё личное время, студент развивает такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения. Со стороны преподавателя необходимы доброе внимание и поддержка, без которых студент, особенно на младших курсах, не захочет (да и просто не сможет) заниматься «скучной наукой», какой кажется почти любая дисциплина на начальных стадиях её освоения.
Социально-экономические преобразования в современной России определяют необходимость подготовки молодежи к постоянному повышению своего профессионального уровня в соответствии с изменяющимися требованиями рынка труда. Поэтому сегодня все больше возникает необходимость в специалистах, способных к работе в новых социально — экономических условиях, реализации своего профессионального творческого потенциала. Поэтому процесс подготовки специалиста в современном колледже должен быть ориентирован на развитие его личности, профессиональной культуры и компетентности.
Подготовить выпускника, способного не только применить свои знания и умения в своей профессиональной деятельности, но и выстраивать свое профессиональное и личностное развитие после окончания учебного заведения, — задача, которую невозможно решить без творческого подхода. А сущность творчества — в исследовательской активности. Таким образом, исследовательская работа — основа творческой деятельности
В течение нескольких лет студенты студенческой лаборатории проводили исследования на предприятиях города, встречались с представителями отдела кадров и брали у них интервью, собирали материал для темы: «Исследование конкурентоспособности выпускников учебных заведений на основании экономической теории: принципа замещения эффекта дохода и эффекта досуга» Во всероссийском конкурсе исследовательских работ «Юность. Наука. Культура Урал» эту тему представлял Черепов Никита (специальность «Металлургия черных металлов») и победил, за что был премирован единовременной стипендией в размере 600руб.
Он же получил грамоту Лауреата 1 степени Российского заочного конкурса за лучший доклад на 8 Международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых»; диплом 1 степени на XXXV городской открытой Научно-практической конференции НОУ, реализуемой в рамках программы «Одаренные дети». А попав на областную конференцию «Молодежь и наука 21 века», стал лауреатом 2 степени.
Студент из группы электриков Чернов Дмитрий за работу по теме: «Дискриминация на рынке труда выпускников учебного заведения» получил грамоту участника конференции. Студентка из группы программистов Пашкова Юлия с темой «Рынок труда уральского региона. Рынок труда как регулятор спроса и предложения рабочей силы» тоже получила грамоту.
А на кафедре «Экономика» в Южно – Уральском институте управления и экономики города Златоусте грамота за 1место была вручена Попкову Михаилу (тема «Конкурентоспособность выпускников учебных заведений на основании принципа замещения эффекта дохода и эффекта досуга»)
Научный руководитель этих талантливых ребята, которая и создала творческую студенческую лабораторию «Менеджер», — Кугач Светлана Геннадьевна (преподаватель бухгалтерско-экономических дисциплин). Она была удостоена Благодарственного письма за подготовку лауреатов.
Несомненно, «Менеджер» только в начале своего трудного, но такого интересного пути.
В свете современных кардинальных перемен в профессиональном образовании одно из приоритетных мест в процессе обучения студентов занимают внеклассные мероприятия Ведь они являются интеграционным процессом в овладении не только научно-теоретическими знаниями, но и в получении навыков будущей профессии.
В СПО, нацеленном на воспитание профессионально-творческого выпускника, все, должны быть профессионально ориентированы.
Согласованность общеобразовательного материала, с научно — исследоватнльской деятельностью студентов и сотрудничество с предприятиями, приводит к единству в получении знаний и умений, и помогает обучающимся находить комплексный подход к решению сложных профессиональных проблем.
При формирование компетенций, образовательная организация должна учитывать требования современного рынка труда, где приоритетное место отводится выпускнику, который получил образование методами интеграции и дифференциации.
Тогда общие и профессиональные компетенции, приобретут конкретное содержание непосредственно в профессионально-производственных процессах.
Литература
1. Изотов В. Корпоративная культура. Стратегии и способы её
2. Козлов В.В. Корпоративная культура: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Альфа – Пресс», 2011. – 304с.
3. Международный менеджмент. Учебник для вузов / Под ред. С.Э. Пивов12.