8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Домашняя работа как этап в подготовке к ЕГЭ

Автор: Леонова Жанна Алексеевна

«Домашняя работа как этап в подготовке к ЕГЭ»

(из опыта работы учителя истории и обществознания Леоновой Ж.А.)

 В структуре современного урока этап домашнего задания занимает особое место. Домашнее задание – одна из форм организации УВП, которая предусматривается классно – поурочной системой обучения и предполагает самоподготовку учащихся к уроку. Этот этап учебной работы школьников начинается на уроке, выполняется дома и снова возвращается на урок. Выполняемое дома учебное задание служит связующим звеном между прошедшим и настоящим уроком, но отличается большей самостоятельностью учащихся. Выполнением домашних заданий продолжается начатая на уроке работа по усвоению учебного материала и его закреплению. Но в отличие от работы в классе она

носит характер сугубо индивидуальной работы, характер самостоятельной деятельности.

О роли домашних заданий всегда говорили много, но в последнее время многие считают, что домашнее задание не является обязательным для усвоения материала. Но личные наблюдения и исследования качества знаний, учащихся показывают, что домашнее задание в повышении качества знаний учащихся занимает не последнее место, особенно в свете ГИА которые предполагают самостоятельную подготовку учащихся к экзамену.

Так как до недавнего времени история и обществознание считались устными предметами, то и домашнее задание по ним носило устный характер. Сегодня в связи с ГИА заданный пересказ параграфа не является актуальным. Поэтому задача учителей устных предметов перестроиться на новые современные требования и сделать домашнее задание этапом в подготовке к ЕГЭ.

Я в свою очередь также пытаюсь использовать домашнее задание как базу для подготовки к ЕГЭ. Любое домашнее задание должно выводить ученика на новый уровень    его познавательной деятельности по сравнению с    той, какую он выполнял в классе. Должно стимулировать его любознательность, жажду познания.

   Поисковый характер — вот главный признак домашней работы в системе современного обучения в школе. Например, при работе с текстом учащиеся ищут новые, интересные факты о каком-либо событии, выдающейся личности, знаменитом человеке, артисте, писателе.

Рассмотрим некоторые виды домашних заданий.

Самым простым видом домашнего задания является работа с книгой. Этому дети учатся на начальном этапе обучения.

Именно работа с учебником способствует самостоятельному изучению нового материала. Отбирая параграфы для самостоятельного изучения, нужно помнить, что ученики должны понять содержание прочитанного, уметь выделить главные моменты, уметь приводить примеры, находить связь с предыдущим материалом, изложить прочитанное. Это отрабатывается в 5-7классах. В старших классах по обществознанию я задаю составлять планы конспекты т.к. это способствует выработке навыка выполнения задания С8. Составить простой или сложный план по заданной теме.

Самостоятельное изучение материала учебника труднее, чем его восприятие со слов учителя, но лишь в ходе преодоления трудностей ученик сможет развить свои умственные способности. Главное не задавать простой пересказ учебника, а на основе текста параграфа разработать творческие дифференцированные задания, например, в 6классе это карточки

Угадай, о ком идет речь.

1)    Киевский князь, убит древлянами при попытке повторного сбора дани.

2)    Муж Рогнеды Полоцкой, до крещения многоженец, отец Ярослава Мудрого, креститель Руси.

3)    Предводитель удачного похода Руси на Византию, заключивший договор о беспошлинной торговле и бесплатном проживании русских купцов в Константинополе.

4)    Конунг, легендарный основатель первой княжеской династии на Руси, прибывший в Новгород по призвании местных племен.

5)    Инициатор съездов князей, автор «Устава о резах», гроза половцев.

6)    Князь-авантюрист или удачливый полководец, гроза Хазарского каганата.

7)    В Византии ее звали Елена, в Европе Регина.

8)    Князь-книголюб, с детства хромой, но сумевший избавить Русь от печенегов, по его завещанию на Руси установлено удельное правление.

В старших классах кроме учебников учащиеся должны использовать дополнительную литературу, например, для подготовки докладов.

Сочинения.

 Одним из видов домашних заданий, развивающих самостоятельность мышления школьников и умение кратко изложить текст в письменной форме, является сочинение. При написании сочинения, учащиеся проделывают полезную работу – изучают учебную и научно-популярную литературу по теме, отбирают из большого из большого материала необходимый минимум. Отрабатывать методику написания эссе необходимо как по истории, так и по обществознанию.

Работа с историческими документами и другими источниками. Современные учебники не дают однозначной оценки исторических событий, как это было в советское время. Ученики должны уметь анализировать, сравнивать, давать оценку событиям, и чтобы не быть зависимыми от мнения авторов учебника надо широко использовать источники. В ЕГЭ по истории и обществознанию это тоже важно т.к. некоторые задания требуют аргументации собственной точки зрения.

Большое место в домашних работах по обществознанию играют практикумы. Это письменные задания в конце раздела или главы. В форме теста, вопросов и задач по теме. Такие домашние задания удовлетворяют сразу несколько целей: во-первых, можно проверить знания большинства учащихся; выработать чёткость и краткость ответа по истории и обществознанию на письме, т.к. устная речь наиболее обширна.

    Итак, задания могут быть разные, но их объединяет общая цель. Цель домашней работы – формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки, учащихся к самообразованию и ЕГЭ. Домашняя работа опирается на самостоятельность, осознанность, активность и инициативность самого школьника, служит для его саморазвития и самовыражения. Учит самостоятельно определять время её выполнения, темп, ритм. Всё это имеет не только образовательное значение, но и большое воспитательное, так как у учащихся формируется чувство ответственности, усидчивость, аккуратность и др. социально – значимые качества.

В завершении хочу напомнить, что любое домашнее задание должно быть проверено и оценено учителем, иначе мотивация к выполнению домашнего задания у учащихся будет очень низкой.

 

×
×