8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Урок по рассказу Татьяны Толсто «Чистый лист

Автор: Алексеева Светлана Евгеньевна

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 9 КЛАССЕ

ТАТЬЯНА ТОЛСТАЯ «ЧИСТЫЙ ЛИСТ»

Тема: «С чистого листа».

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Вид урока: урок-практикум с применением стратегии смыслового чтения текста, приёмом  ассоциативного  анализа текста

Цель урока: создать условия для «открытия» нового знания; проанализировать рассказ «Чистый лист» Т.Н. Толстой, выявив авторскую позицию. 

Задачи:

Образовательная:

использование содержания материала рассказа Т.Толстой для расширения смыслового поля важнейших концептов «чистый», «душа»;
Развивающая:

развитие навыков анализа произведения малой прозаической формы (развитие умений анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; развитие коммуникативных навыков и умения применять знания в новой ситуации);
Воспитательные:

формирование ценностного отношения к окружающему миру, к внутреннему миру человека как к общечеловеческой, нравственной категории.

УУД

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять Злу.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

Формирование жизненных ценностей, развитие уважения к мнению других людей, развитие рефлексивного мышления; формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития литературоведения; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы.

Метапредметные:

совершенствование навыков смыслового чтения и монологической контекстной речи; развитие умения работать в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

 Предметные:

подвести учащихся к «открытию» нового автора и произведения, учащиеся должны знать основные факты биографии писателя, анализировать поступки героев.

Методы: проблемный, исследовательский, поисковый
Приёмы:
беседа по вопросам, сообщения учащихся, работа с литературоведческими терминами, анализ эпизодов, характеристика героев, аналитическая работа с текстом художественного произведения.
Формы:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
текст рассказа, презентация, иллюстрации, тканево-ассоциативное оформление.

 

 

 

 

 

Сценарий урока

1.Мотивационный этап

1-2 слайд.

Показываю чистый лист.

Что видите? Правильно, это лист. Какой он? Подберите к нему прилагательные. Действительно, он чистый, белый, безупречный, новый. Он ничем не заполнен, безупречен, красив, открыт для записей, прямоугольный, белый, ровный, гладкий

Именно так называется рассказ Т.Толстой «Чистый лист».

Как вы понимаете значение фразеологизма «с чистого листа»? («С чистого листа»- заново, с нуля, сначала, снова.)

Как вы думаете, можно ли начать жизнь с чистого листа?

2.Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

Слово учителя

Мы с вами знакомы уже с классиками русской литературы. Мы живем в 21 веке. И в наше время рядом с нами живут удивительные люди, которые пишут о проблемах современного человечества.

 Татьяна Толстая  относится к современным прозаикам.

Литература обладает огромным потенциалом и порой даёт нам ответы на очень сложные и важные вопросы. Давайте попробуем , проанализировав прочитанный вами рассказ, выявить авторскую позицию и понять, что по поводу этого сложного вопроса думает Т.Н. Толстая.

 Тема урока так и будет звучать « С чистого листа» 3 слайд

Запись в рабочие листы

Эпиграф: «Я болен и хочу быть здоровым»

 (Игнатьев- герой рассказа «Чистый лист»)

Дети проговаривают цели урока.

4 слайд Сообщение ученицы о Татьяне Толстой (опережающее задание)

 Запись в рабочие листы

Татьяна Никитична Толстая родилась в мае 1951 году. Внучка Алексея Николаевича Толстого, выдающегося писателя, автора произведений «Приключения Буратино», «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита», «Хождение по мукам», «Петр I».

Вошла в литературу в 1980-е годы и сразу же стала знаменита своими рассказами, в которых сочетаются точность рисунка с полетом фантазии, психологизм с гротеском, постижение духовных тайн с изощренной писательской техникой.

За роман «Кысь» она была удостоена литературного «Оскара» – премии «Триумф» за 2001 год; стала победителем конкурса «Лучшие издания XIV Московской международной книжной выставки-ярмарки в номинации “Проза-2001”».

В этом году писательнице исполняется 70 лет.

 

 

 

Лента восприятия текста.5-6 слайд

 

Вопросы

1.Имя жены главного героя  Анастасия (нет)

2.После работы главный герой не спешил домой.(да)

3.Каждую ночь к главному герою приходила тоска.(да)

4.Фамилия врача в рассказе Иванов.(да)

5.Главный герой никогда не курил(нет)

6.Об операции главному герою рассказал друг.(да)

7.В кабинете врача стояли фарфоровые птички.(да)

8.За операцию герой заплатил 500 рублей.(нет)

Ответы НЕТ закрашиваются карандашом. САМОПРОВЕРКА

Приём «Возьми меня с собой» (повторение терминов)

3.Выявление затруднения. Разработка проекта по выходу из создавшегося затруднения.

7 слайд

На сколько частей и по какому принципу вы бы поделили рассказ «Чистый лист»? На 2 части: до и после операции.

 

 В рабочих листах заполняется таблица характеристики героя. Озвучивается после работы над  каждой смысловой частью  текста

Проблемный вопрос: почему Игнатьев решился на операцию?

4. Реализация выбранного плана.

Работа с кластером (рабочий лист)8слайд

Перед Вами элемент кластера, который раскрывает сюжет рассказа. (Мужчина – женщина с ребенком – любовница – чистый лист). Давайте разберем этот кластер, о чем он, что можно сразу определить в данном рассказе? Да, это главный герой Игнатьев, его жена с больным ребенком, его любовница и чистый лист.

Сминаю  лист бумаги. 9 слайд

А  теперь лист наш чистый? Да, он чист, но измят, как и наш герой, который мечется между семьей и своею страстью. Игнатьев измучен, он болен.

Давайте создадим портрет реального мира, в котором живёт герой до операции.

Работа с текстом

1)Как Игнатьев относится к жене и больному ребёнку? Как вы это поняли?

Помогает ли он жене? Как автор ее описывает? А сына? Где автор применяет антитезу? Каковы взаимоотношения с женой? (в глаза не смотрит, но сырники)

Он жалеет ребёнка и жену( «Огарочек», «прикрыл её пледом…., пожалел хилого , белого, опять вспотевшего Валерика», «она святая»).

Трудно назвать это помощью( «домой идти не могу. Тоска. Жена мне в глаза не смотрит. Да и что толку? Валерочке «Репку» на ночь почитаю. Всё равно- тоска же» )

Жалеет ли в этой ситуации себя? Почему к нему каждую ночь приходит тоска?  Какой метафорой  характеризуется ТОСКА и жизнь?

Образ тоски – центральный в экспозиции рассказа, он очень метафоричен, ярок. Как вы думаете, с какой целью это делает писательница? С каким словом соотносимо слово «тоска»?

Когда впервые появляется ЖИВОЕ? Каков мир героя?

ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ ВОСПРОИЗВОДИТСЯ НА ДОСКЕ

(Жалостливый, тоскует, смятый)

2)Что желает сделать наш герой, о чем мечтает?

Мечты

(встану другим человеком)

3)В чем признается Игнатьев? Где метафора?(РЕПКА)

( я в отчаянии, всё враньё, плохо, давит)

Вывод!        

Можем ли мы дать однозначную характеристику герою?

Можем ли мы охарактеризовать героя чистым? ДОСКА-ЛИСТЫ

Смятый лист – смятение в душе героя, он говорит, что «я дошёл до точки», «я в отчаянии», «я запутался»

Разрываю   лист бумаги. 10 слайд

4) А сейчас лист останется чистым?

Что общего между разорванным листом и Игнатьевым?

Прорываю   лист бумаги. 10 слайд

Лист остался   чистым?

Вспомните. В экспозиции к рассказу Толстая упоминает такую деталь, как «рваный плед», которым Игнатьев укрывает свою жену. О чём она говорит?

ПОКАЗЫВАЮ КРАСНЫЙ ЛИСТ

Кто в рассказе ассоциируется с красным цветом? Докажите текстом.

В его жизни появляется зыбкая, уклончивая Анастасия. Красным огнём горит ее платье. А во снах она является ему жарким, пылающим цветком.Помада.

— Можно ли назвать его отношения с Анастасией чистыми?

Тогда появляется другое значение слова ЧИСТЫЙ, отражённое во всех толковых словарях (свободный от скверны, негреховный).

   Герой мучается ,РАЗРЫВАЕТСЯ между двумя женщинами

  (мучается, тоскует, разрывается)

Показываю коричневый лист

Он чистый?

Сжигаю его.

Почему? Какая ассоциация. Доказать текстом.

 Именно по просьбе Анастасии Игнатьев сжигает чайного цвета рубашку, ту самую рубашку, которая досталась ему от отца, в которой он забирал сына из роддома.  Это не просто рубашка, это вещь, которая олицетворяет его связь с родом, с семьёй.

(разрывает связь с домом, семьёй)ДОСКА-ЛИСТЫ

Вывод! (метапредметность)

11 слайд Числовая прямая

 

 

5)Инсценировка. Разговор с другом.

— Я не понимаю, — говорил друг, — ну что ты вы­кобениваешься? У всех примерно такие обстоятельства, в чем дело? Живем же как-то.

— Ты пойми: вот тут, — Игнатьев показывал на грудь, — живое, живое, оно болит!

— Ну и дурак, — друг чистил зуб спичкой. — Пото­му и болит, что живое. А ты как хотел?

— А я хочу, чтоб не болело. А мне вот тяжело. А я вот, представь себе, страдаю. И жена страдает, и Валероч­ка страдает, и Анастасия, наверное, тоже страдает и выключает телефон. И все мы мучаем друг друга.

— Ну и дурак. А ты не страдай.

— А я не могу.

— Ну и дурак. Подумаешь, мировой страдалец! Ты просто сам не хочешь быть здоровым, бодрым, подтяну­тым, не хочешь быть хозяином своей жизни.

Я дошел до точки, — сказал Игнатьев, вцепился руками в волосы и тускло смотрел в измазанную пеной кружку.

Я болен и хочу быть здоровым.

— А коли так, отдай себе отчет: больной орган необ­ходимо ампутировать. Как аппендикс.

Игнатьев поднял голову, изумился.

— То есть как?

— Я сказал.

— В каком смысле ампутировать?

— В медицинском. Сейчас это делают.

— Но они хотя бы… на собаках сначала экспериментировали?

Друг постучал себе по лбу.

— Ты думай, а потом говори. У собак ее нет. У них рефлексы. Учение Павлова.

— Ах, да…

Игнатьев задумался.

— Но ведь это же ужасно!

(Я дошел до точки, Я болен и хочу быть здоровым.)

6) Показываю нежно-розовый лист.

 С этим цветом у нас связана операция, на которую решается Игнатьев. Вспомним слова героя: «Доставайте же свой скальпель, нож, серп, что там у вас принято, доктор, окажите благодеяние, отсеките ветвь, еще цветущую, но уже неотвратимо гибнущую, и бросьте в очищающий огонь…»,

Для чего Игнатьев решается на операцию?

 «Чтобы излечить свою душу, тем самым он желает отсечь себя от старой жизни»

Показываю  золотой лист.

— Какие ассоциации у вас возникают, глядя на этот лист? Посмотрите на слайд (золотая авторучка, массивное золотое времяхранилище на дорогом ремешке) 12 слайд

Золотой лист – это визит Игнатьева к значимому человеку, да? То есть и сам Игнатьев мечтает стать значительным человеком.

(Хочет мстить, хочет быть богатым) ДОСКА _ЛИСТЫ

Слайд 13. Где в тексте говорится о бабочках?

До операции герой мечтает о чудесном преображении: «Волшебными ножницами я разрежу заколдованное кольцо и выйду за предел. Оковы падут, сухой бумажный кокон лопнет, и изумленная новизной синего, золотого, чистейшего мира, легчайшая резная бабочка вспорхнет, охорашиваясь».

7) Показываю медицинские справки.

— «Это чистые листы?» (нет)  это заполненные медицинские бланки с печатями.

— Но парадокс! Они символизируют, что Игнатьев чист! В смысле здоров, цел, невредим, пригоден к операции, т. к. в одном из значений «чистый» — «полностью соответствующий кому-либо, чему-либо по своим свойствам».

Показываю черный лист.

А  сейчас какие ассоциации возникают?

Это «врач врачей Иванов», у которого на голове  уступчивым конусом сидела шапочка… крахмальный зиккурат… Глаз у него не было».

Зиккурат — многоступенчатое культовое сооружение; он представлял собой нечто большее, чем просто храм, являясь связующим звеном между небом и землей, а также местом, куда являлся якобы сам бог, объявляя людям свою волю через жрецов.

История с больным зубом Глеба почему привлекла внимание Игнатьева?

Боится ли герой? Какой ответ доктора впечатлил? Зачем надел перчатки? Почему без глаз?( Живое есть?) Боится ДОСКА ЛИСТЫ

Как ведет себя ЖИВОЕ?

ВЫВОД!

— Так что же удали Игнатьеву? (душу)

МОНОЛОГ ДУШИ слайд 14

Я- ДУША Я-Душа? Я- Душа! Меня можно сравнить с мерцающим огоньком, который горит внутри уличного фонарика. Я наполняю сосуд под названием Человек. Когда люди живут в гармонии с собой ,я счастлива.
Когда их помыслы чисты, и в делах их нет ничего плохого, тогда и я  спокойна и счастлива..

Сейчас мне плохо. Я истерзана, измучена, обижена. Меня выбросили как ненужную вещь. Меня растоптали…. Что будет со мной дальше? Найдётся ли мне место? Смогу ли я ещё быть защитой человека от зла и невежества? И нужна ли я людям?

ДУША- ЭТО ТО, ЧТО БОЛИТ У ЧЕЛОВЕКА, КОГДА ВСЁ ТЕЛО ЕГО ЗДОРОВО

Теперь у Игнатьева уже ничего не болит!!!!

5)Первичное закрепление материала.

Вернемся к нашему кластеру. Я попрошу каждую группу подобрать слова, выражающие чувства главного героя к другим участникам произведения. ( на доске в разброс есть слова «жалость, любовь, страсть, надежда», которые они должны определить к каждому персонажу).

— Действительно, Игнатьев испытывает жалость к жене. («Жена – она святая. Работу бросила, сидит с Валерочкой… Она просто выкладывается. Почернела вся».

К сыну – любовь. Это показано с использованием ласкательно-уменьшительными суффиксами: «Разметался беленький Валерик – хилый, болезненный росточек, жалкий до спазм – сыпь, железки, темные круги под глазами». Вот, что он говорит о сыне: («Он болен, все время болен. Ножки плохо ходят. Маленький такой огарочек. Чуть теплится. Врачи, уколы, он их боится. Кричит. Я его плача слышать не могу»

к Анастасии – страсть. А чаще других он видит «неверную, зыбкую, уклончивую Анастасию». Игнатьев понимает, что она не стоит его любви, – и все-таки любит.

С операцией, с врачом у Игнатьева появляется надежда стать другим человеком и изменить свою жизнь. Ведь он устал разрываться между жалостью, любовью и страстью. И об этой операции он узнает у своего друга.

Сбылись ли надежды?

6) Самостоятельная работа.

Работа в парах.

 Игнатьев после операции

 Заполнить таблицу. Почему строчек меньше? Есть ли цветовые ассоциации? Почему последняя часть самая короткая?

(хам, грубая лексика, грубый юмор, остряк, агрессия,  подлость)

Афиширование . ВЫВОД!

Какое значение приобретает образ чистого листа, который просит Игнатьев на почте?

Почему Толстая лишь в финале рассказа обращается к этому образу?

Новая жизнь – с чистого листа….

 

Можно ли начать жизнь с чистого листа? Что нам об этом говорит Толстая?

«Мне интересны люди с «отшиба», т.е. к которым мы, как правило, глухи, не в силах расслышать их речей, не в силах разглядеть их боли. Они уходят из жизни, мало что поняв, часто недополучив чего-то важного, и уходя, недоумевают как дети: праздник окончен, а где же подарки? А подарком была жизнь, да и сами они были подарки, но никто им этого не объяснил»

7)Включение в систему знаний умений

Решившись на операцию, Игнатьев сам подписал себе смертный приговор, превратившись в неодушевленного человека – живого покойника.

Человек слал неодушевленным.  А вещи , например, книги, могут быть одушевленными.

Русская литература всегда обращалась к душе, потому что душа – главное, без чего нет человека.

А.С. Пушкин:

Нет, весь я не умру…
Душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит.

(Памятник)

И поэт прав: душа, выразившая себя в чудесных стихах, продолжает жить в памяти потомков.

М.Ю. Лермонтов с горечью констатировал факт:

Моей души не понял мир.
Ему души не надо.

 

Сергей Есенин однажды пришел к выводу, который ужаснул его:

Мне страшно – ведь душа проходит,
Как молодость и как любовь.

Проходит душа… Ее не надо даже ампутировать. С годами люди, к сожалению, становятся холоднее и черствее.

С.Я. Маршак утверждал:

Все то, чего коснется человек,
Озарено его душой живою.

(Все то, чего коснется человек…)

Н.А. Заболоцкий призывал каждого:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

(Не позволяй душе лениться…)

Какие ещё ассоциации работали на сегодняшнем уроке? (ткань, парты буквой Д)

8)РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 15Творческая работа.  Раскрасьте чистый лист такими красками, какой ,по-вашему, является душа

Чистый лист… На нем можно написать «Я помню чудное мгновенье…»; можно начертить нотный стан, а через какое-то время сыграть с листа «Лунную сонату»; можно вывести теорию относительности или систему химических элементов — и можно состряпать злобный пасквиль, жалобу, гнусную анонимку, от которой вздрогнет и разорвется хрупкое человеческое сердце.

Чистый лист… Пока чистый. Но на нем обязательно появятся буквы, ноты, цифры. И главное не в том, что написано, а в том, кто писал и как писал: или человек с открытой душой, или существо, уже успевшее загубить душу.

Домашнее задание. Написать письмо душе Игнатьева.

 

 

 

 

 

 

 

 

×
×