8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Автор: Акчулпанов Юнир Венерович

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО  КОМПОНЕНТА В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Акчулпанов Ю. В.

(ГБОУ ВСОШ филиал №3 г. Стерлитамак Республики Башкортостан)

 

В современном мире, в одной стране, даже в одном населенном пункте живут люди разных национальностей, поэтому обособленное существование народов и культур становится невозможным. Это обусловлено тем, что идет интенсификация миграционных и демографических процессов, увеличивается  число этнически смешанных семей. И каждый человек постоянно сталкивается с разнообразием культурного окружения[1].

В документах ООН и ЮНЕСКО подчеркивается, что в числе приоритетных задач является  подготовка молодежи к жизни в поликультурном мире, а в докладе Международной комиссии по образованию в XXI веке выдвинуто, что одна из важнейших функций образовательных учреждений — научить детей жить вместе. Для реализации таких масштабных целей образование должно быть направлено на осознание человеком своих корней и смог определить свое место в обществе и в мире целом, привить ему уважение к другим культурам [2].

В нашей стране проживают более 150 национальностей, которые принадлежат к разным этнолингвистическим семьям и группам, исповедают разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю. А значит  целостность и будущее России связано ее полиэтничностью. И именно система образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у обучающихся этнокультурной компетентности. Быть этнокультурно компетентным — это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах  и их культурах, понимать их своеобразие и ценность.

Одна из задач образования — воспитание позитивного отношения к этнокультурным различиям, обеспечивающих прогресс человечества и условия его самореализации личности. Этнокультурная компетентность предполагает готовность человека к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных на участие обучающихся в учебно-воспитательном процессе, направленным на его успешную адаптацию в полиэтнической среде.

В качестве механизмов формирования этнокультурной компетентности у обучающихся выступают обучение, воспитание, деятельность и общение. Этот процесс происходит в форме индивидуально-парного взаимодействия (воспитанника и взрослого, воспитанников между собой) и коллективных взаимодействий. Взаимодействия и отношения могут быть специально организованными (знания и опыт, приобретаемые обучающимися в процессе учебы, на семинарах, дискуссиях, конференциях, различных объединениях, совместных мероприятиях и т.д.), стихийными, частично-организованными (знания и опыт, обретаемые обучающимся в семье, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, в игровой и трудовой деятельности, а также из средств массовой информации и др.) [4].

Этнокультурное образование в учебно-воспитательном процессе — это образование, направленное на формирование и развитие  этнокультурной идентичности обучающихся с помощью изучения родного языка,  культуры и истории  своего народа и народов, населяющих нашу Родину. Именно это позволяет защитить и развить национальные языки и культуру, региональные культурные традиции и особенности в условиях нашего многонационального государства. В этнокультурный компонент в системе образования входит все, что способствует более полному представлению о богатстве национальной культуры населяющих нашу страну народов. Это способствует развитию всесторонне развитой и гармоничной личности, патриота своего Отечества, высоконравственного человека, толерантного к народам мировой цивилизации.

Главная цель этнокультурного компонента в системе образования состоит не только в развитии творческой активности обучающихся, направленной на сохранение культурного наследия в наших условиях, но и в создании результативных педагогических условий для введения этнокультурного компонента в образовательный процесс. Проблема этнокультурного образования требует разработки и уточнения его содержания на разных этапах становления личности, совершенствования этнокультурной компетентности и подготовки учителя для его осуществления, разработки программного и учебно-методического обеспечения.

Условием успешного процесса реализации этнокультурного  компонента образования является  способность учителя органически связать базовый (федеральный) компонент содержания образования с особенностями региона. Данное условие становится одним из главных при реализации компонента. Остановимся более подробно на использовании этнокультурного  компонента  при изучении математических и общих естественнонаучных предметов.

Формы, методы и дидактические средства реализации этнокультурного  компонента при изучении биологии направлены на самостоятельную познавательную, поисковую и научно-исследовательскую деятельность обучающихся (олимпиадные  задания, конструирование и моделирование, метод проектов, экскурсии, использование фольклорных и музейных материалов и др.). Использование  данных приемов  способствует развитию толерантного мышления, эмоциональной отзывчивости, воспитанию интереса и любви к своей родине,  ответственности за ее судьбу [4].

На уроках химии и  физики можно проанализировать   развитие науки как интернационального явления, результата взаимодействия наук разных стран и народов. Также можно формировать этнокультурный  компонент путем освоения пространства Башкортостана с позиций физики и астрономии.

Изучение математики в органической связи с  окружающим позволяет приобщить обучающихся к человеческой культуре в целом. При рассмотрении раздела «Теория вероятностей» можно рекомендовать решение задач, основанных на региональном компоненте: например, даны буквы В, У, А, М, Ф, О, П. Из них случайным образом выбирают три буквы и раскладывают в ряд. Найти вероятность того, что получится слово «УФА» и т.д. При изучении свойств показательной функции учащимся можно предложить рассчитать рост народонаселения своего города с использованием функции y=ex. При решении текстовых задач, а также на уроках геометрии есть возможность использовать информацию об одном из главных предметов убранства башкирской юрты, животного и растительного мира родного края, о традициях и обычаях разных национальностей. 

Обращение к культурно-этническим ценностям при использовании средств информационных технологий возможно различным образом. Например, при знакомстве с графическими редакторами – давать задание изобразить сказочных национальных героев или персонажей национальных произведений и пр. При изучении графических редакторов можно использовать на уроке задания с применением национальных  орнаментов. При освоении языков программирования (в разделе знакомства с графическими примитивами) – дать возможность ученику написать программу, изображающую герб, флаг города, Республики Башкортостан, России, города.

Изучая возможности электронных таблиц или баз данных можно ученикам предлагать для решения задачи, в основе которых лежат реальные данные о региональных организациях и предприятиях. При изучении текстового процессора MicrosoftWord и табличного процессора Excel можно использовать данные о количестве осадков города, района, данные о водных ресурсах нашего края. При наборе и форматировании текста в MicrosoftWord используются исторические сведения страны. В проектной деятельности учащихся по предмету информатика, возможно создание информационной базы данных о предприятиях города, области, высших учебных заведений. Данные проекты можно создавать в СУБД Access, VisualBasic, Delphi и др. Анализ деятельности обучающихся показал их увлечение не только информационными технологиями, позволяющими объединять разнородную информацию, но и интерес в изучении нового материала.

Таким образом, необходимо разрабатывать систему прикладных задач с региональным содержанием. Кроме решения задач с региональным содержанием можно рекомендовать проведение экскурсий, подготовку и защиту рефератов, что позволяет успешно внедрять этнокультурный  компонент в образовательную деятельность.

Следует отметить, что благодаря творческой деятельности этнокультурный компонент может составить важную часть профессионального образования, также это будет способствовать формированию  базовых (ключевых) компетенций и развитию интеллектуального и творческого потенциала личности обучающихся в рамках поликультурной среды.

Комплекс условий (целевых, кадровых, организационных, содержательных, технологических), направленный на формирование этнокультурной компетентности обучающихся, позволяет эффективно реализовать этнокультурный  компонент в образовательной среде. Наиболее перспективной образовательной стратегией в неоднородной этнической среде является полиэтническое образование, которое вооружает человека этноориентированными знаниями, умениями и навыками, помогает ему эффективно адаптироваться в иноэтническом и полиэтническом мире и интегрироваться в общемировое культурно-образовательное пространство.

 

Источники:

 

1. Статья опубликована при финансовой поддержке Минобрнауки РФ. Госзадание № 6.416.21 «Исследование проблем модернизации этнокультурного образования в региональном социуме».

2. См.: Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование: сущность, структура содержания, проблемы совершенствования // Проблемы педагогики и психологии. 2019. № 3. С. 192—193.

3. См.: Этнокультурное образование. Сайт учителя русского языка и литературы. 2012. URL: http://svetlovaekm.ucoz.ru/index/ehtnokulturnoe_ obrazovanie/0-11 (дата обращения: 19.10.2023).

4. См.: Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки // Изв. Рос.гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2018. № 68. С. 115.

×
×
×

Дополнительная

Скидка 15%

на любой курс

Промокод: В Ы Г О Д А 1 5
Выбрать курс со скидкой
Черная пятница Черная пятница Черная пятница