8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

«Разработка программы воспитания»

Автор: Подольская Ольга Александровна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление

на педагогическом совете

 

 

Тема: «Программа воспитания школы – конструктор рабочих программ

и календарных планов воспитательной работы в классных коллективах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-организатор: Подольская О.А.

 

 

30 августа

2021 г.

«Программа воспитания школы – конструктор рабочих программ

и календарных планов воспитательной работы в классных коллективах»

 

«Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно,

но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни».

 

С 2021-2022 учебного года в школах вводятся новые программы воспитания учеников. Поправки в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» выводят на новый уровень такие понятия, как формирование чувства патриотизма, гражданственности подрастающего поколения. Новый закон вступит в силу с 1 сентября 2021 года. В новом законе воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения; формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, к природе.

Воспитание — зона ответственности не только семьи, но и школы, ведь ребенок проводит в ней большую часть дня. Новый закон расставляет акценты и усиливает его роль в образовании.

Воспитательная работа в нашей школе – традиционно одно из приоритетных направлений деятельности всего педагогического коллектива, который на основе цели реализует ряд задач. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в соответствии с которым в последние годы строится работа педагогов, внес в школьное воспитание некоторые коррективы.

Во-первых, новым для современной школы стал сам факт обязательности организации воспитательного процесса, на который с 90-х годов прошлого века не обращали особого внимания, а воспитанием занимались лишь педагоги- энтузиасты.

Во-вторых, стандарт требует от школ организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке, между тем как урок в последние десятилетия устойчиво ассоциировался лишь с процессом обучения.

В-третьих, ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности.

В-четвертых, появилось и новое требование к школам – разрабатывать специальные программы воспитания.

Особенности примерной программы:

«Программа-конструктор».

Примерная программа воспитания представляет собой своеобразный конструктор для создания школьных программ воспитания. На ее основе каждая образовательная организация составляет свою собственную рабочую программу. Школа может взять за основу содержание ее разделов и лишь корректировать их там, где это необходимо – добавить нужные или удалить неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которую она будет осуществлять в сфере воспитания. «Одна школа – одна программа».

«Единство цели». Провозглашаемая программой цель воспитания основана на таких базовых для нашего общества ценностях как человек, семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье. Это то, что объединяет всех граждан России, независимо от того, в каком регионе России они проживают, к какой национальности относятся, какую веру исповедуют. «Модульный принцип». Спектр основных сфер деятельности, через которые школа может осуществлять процесс воспитания, представлен в отдельных модулях программы. Некоторые из них – инвариантны, так как реализуются в каждой школе. Некоторые – вариативны. Образовательная организация вправе включать в свою программу те модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов. Поскольку практика воспитания в школах России многообразна, и примерная программа не может охватить все это многообразие, допускается, что каждая школа по образцу может добавлять в свою программу собственные модули. Это принцип делает программу более гибкой, более удобной в использовании.

Структура примерной программы.

Программа состоит из четырех основных разделов.

1- й раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».

В нем представлен алгоритм описания школой специфики своей деятельности в сфере воспитания (информация о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на детей, значимых партнерах школы, особенностях контингента учащихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания).

 

 

2- й раздел «Цель и задачи воспитания».

В нем на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.

3- й раздел «Виды, формы и содержание деятельности».

Здесь показывается, каким образом может осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных задач воспитания. Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация» (два последних модуля не являются инвариантными для образовательных организаций, реализующих только образовательные программы начального общего образования).

Вариативными модулями могут быть: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные и социальные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».

4- й раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы».

В нем показывается, каким образом в школе может осуществляться самоанализ воспитательной работы. Здесь приводится возможный перечень основных его направлений, который дополнен указанием на его возможные критерии и рекомендованные способы его осуществления.

Рабочая программа воспитания школы, как уже отмечалось выше, создается на основе примерной программы. Такая программа должна быть короткой и внятной, содержать конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании. К рабочей программе воспитания образовательной организации прилагается календарный план воспитательной работы, конкретизирующий мероприятия программы применительно к текущему учебному году. Такой план может разрабатываться в свободной форме.

Итак, познакомимся с программой воспитания нашей образовательной организации.

Программа состоит из 9-и модулей

Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Модуль «Профориентация»

Модуль «Классное руководство»

Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Модуль «Школьный урок»

Модуль «Общественные объединения» Школьное общество учащихся «Поиск»

Модуль «Экскурсии, походы»

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Модуль «Работа с родителями»

 

Воспитательные функции в образовательной организации выполняют все педагогические работники. Однако ключевая фигура в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя.

Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель, наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителя, родителей и общества, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе. В настоящее время это действительно – руководитель класса. И добрый советчик, и управленец, и учитель, и воспитатель. В отсутствии родителей, это мама, и папа для ученика.

Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса, индивидуальную работу с учащимися класса, работу с учителями, преподающими в данном классе, работу с родителями учащихся или их законными представителями.

План воспитательной работы классного руководителя состоит из разделов:

 

1. Анализ воспитательной деятельности за прошедший год.

— Цели и задачи воспитательной деятельности на новый учебный год.

2. Характеристика класса.

3. Сведения об учащихся.

4. Социальный паспорт.

5. Основные направления деятельности и конкретные дела классного

коллектива.

6. Изучение состояния и эффективности процесса воспитательного процесса в классе (диагностики и их результаты)

Вашему вниманию предлагаю образец плана воспитательной работы, согласно программы воспитания образовательной организации. Сейчас на слайде представлен календарный план воспитательной работы школы на 2021-2022 учебный год, он и является основой для составления индивидуальных планов классных руководителей.

Представлю план воспитательной работы классного коллектива начального общего образования. 1-4-е классы

 

 

 

 

Образец плана воспитательной работы в 1 классе

Сентябрь – Октябрь

 

Модуль

Даты

01.09-03.09

06.09-10.09

13.09-17.09

20.09-24.09

27.09-01.10

Ключевые общешкольные дела. Классные часы.

Праздник День знаний. Торжественная линейка.

 

День солидарности в борьбе с терроризмом

« Мы помним тебя, Беслан…»

Классный час «Режим дня – залог здоровья»

Классный час «___»

Классный час «Серпухов – частица малая святой Руси»

 

 

Классный час «___»

Курсы внеурочной деятельности

Название курса внеурочной деятельности.

 

 

 

 

Школьный урок

 

Викторина по сказкам А.С. Пушкина

 

 

 

Беседа «Мои любимые уроки»

Общественные объединения

 

 

 

 

 

Экскурсии, походы

 

 

 

«Серпухов — православный»

Экскурсия на Соборную гору

 

Профориентация

 

Экскурсия в школьные мастерские

 

 

 

Организация предметно-эстетической среды

Оформление классных уголков.

 

Трудовой десант «Где живем, порядок наведем!»

 

 

Работа с родителями

 

Онлайн-консультация «Вопросы обучения и воспитания»

 

 

«Итоги триместра»

 

 

 

 

 

 

А теперь рассмотрим план воспитательной работы классного коллектива начального основного общего образования. 5-9е классы.

 

Образец плана воспитательной работы в 9 классе

Сентябрь – Октябрь

Модуль

Даты

01.09-03.09

06.09-10.09

13.09-17.09

20.09-24.09

27.09-01.10

Ключевые общешкольные дела. Классные часы.

Праздник День знаний. Торжественная линейка.

 

День солидарности в борьбе с терроризмом

« Мы помним тебя, Беслан…»

Классный час «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»

Классный час «Образ жизни. Привычки и манеры»

Классный час «Серпухов – частица малая святой Руси»

Классный час «Воспитание и социализация»

Курсы внеурочной деятельности

 

 

 

 

 

Школьный урок

 

Анкетирование

Беседа

«110 лет со дня рождения Сергея Григорьевича Острового, русского поэта, автора текста песни «У деревни Крюково»

Тренинг «Учусь быть самим собой»

Тренинг «Учимся размышлять»

 

Общественные объединения

Изучение литературных и исторических материалов для выступлений.

Экскурсии, походы

 

Пешеходная экскурсия «Серпухов — туристический»

 

«Серпухов — православный»

Экскурсия на Соборную гору

 

Профориентация

 

 

Анкетирование по выявлению профессиональной направленности

 

 

Организация предметно-эстетической среды

Оформление классных уголков.

 

Трудовой десант «Где живем, порядок наведем!»

 

 

Работа с родителями

 

Онлайн-консультация «Вопросы обучения и воспитания»

 

 

«Итоги триместра»

 

Классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог-воспитатель создает не просто класс, он создает команду, коллектив, который учится, живет, работает и отдыхает как единое целое. Коллектив — единый организм, где каждый школьник — яркая индивидуальность. Давайте же работать так, чтобы наши дети чувствовали себя нужными обществу и были счастливы. Закончить свое выступление хочу словами Плутарха: «Какие дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти».

Желаю Вам профессиональных успехов, радости от ваших учеников и реализации ваших планов и идей.

×
×