Автор: Нина Сергеевна Стрижова
В настоящее время одним из значимых этапов реализации методологии и технологии формирования универсальных учебных действий (далее — УУД) в начальной школе является «нахождение конкретных форм универсального учебного действия применительно к каждому учебному предмету, описание свойств действий, определение связей универсальных учебных действий с содержанием предметных дисциплин»[1].
Учебный предмет «Окружающий мир» имеет богатый потенциал, для развития регулятивных УУД как в урочной так и во внеурочной деятельности. В условиях, когда в системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач эффективным средством формирования УУД может выступать именно проектная деятельность.
Проектирование – «это обязательно практическая деятельность. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т.е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его продукт»[2].
Учащиеся, выполняя постепенно усложняющиеся задания-проекты, часто «подсказанные» реальной жизнью, включаются в творческую деятельность, в ходе которой не только приобретают новые знания, но и учатся планировать свою работу, реализовывать замысел на практике, осуществлять контроль, оценку и презентовать окружающим полученные результаты. В этих условиях справедливой является позиция М.И. Скомороховой, которая отмечает, что учебный проект как способ управления самостоятельной деятельностью младших школьников «является продуктивным способом формирования метапредметных универсальных учебных действий (регулятивных, коммуникативных, познавательных)»[3].
В отличии от исследовательской работы учебный проект, понимаемый прежде всего как реализация определенного замысла в практическом плане, всегда в итоге имеет конкретный продукт, оригинальный результат, направленный на решение определенных жизненных задач. Работа над учебным проектом ведется поэтапно, каждый этап работы помимо задачи, связанной с созданием продукта деятельности имеет дидактическую задачу, связанную с формированием УУД.
Таблица 1
Взаимообусловленность этапов работы над учебным проектом с формируемыми УУД
Этапы проекта |
Формируемые УУД |
Погружение в проект. Формулировка проблемы проекта. Постановка цели и задач. |
Регулятивные действия – целеполагание. |
Организация деятельности. Организация рабочих групп. Определение роли каждого в группе. Планирование деятельности по решению задач проекта. |
Регулятивные действия – планирование и прогнозирование. |
Самостоятельная работа учащихся. Оформление полученных результатов. |
Регулятивные действия – саморегуляция и оценка, контроль и коррекция. |
Презентация результатов. |
Регулятивные действия — саморегуляция и оценка. Контроль и коррекция. |
[1] Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
[2] Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
[3] Скоморохова М.И. К проблеме организации учебных проектов в начальной школе на уроках Окружающего мира // Развитие начального образования в период институциональных и социокультурных трансформаций: матер. Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. – Иркутск: ПИ ИГУ, 2015. – 236 с. – С. 169-177.