Автор: Полякова Александра Николаевна
Конспект занятия старшего воспитателя и инструктора по физической культуре «Помору все от моря».
Цель: повышать уровень физической и двигательной подготовленности, компетенций эмоционально – волевой сферы у детей 6-7 лет с ТНР посредством поморских игр.
Программное содержание.
1. Обучать основам саморегуляции, умению снимать психомоторное напряжение, расслаблению мышц тела, умению действовать по правилам игр, учитывая индивидуальные особенности детей;
2. Закрепить знания детей о своей малой родине, народных играх, считалках.
3. Развивать основные физические качества (силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений) для создания положительного эмоционального настроя посредством поморских игр, считалок и песенок.
4. Воспитывать дружеские взаимоотношения, интерес к поморским играм, желание в них играть.
Оборудование: картинки с изображением поморов, рукавица, спортивный инвентарь (конусы, обручи, теннисные мячи)
Предварительная работа педагогов по подготовке к занятию: составили картотеку поморских игр, картотеку поморских считалок, изучили литературу.
Словарная работа: помор, тетерка, зафуфара, пятнать.
Предварительная работа с воспитанниками: чтение поморской сказки «Жемчужный песок», знакомство с поморскими подвижными играми, разучивание поморских считалок и песенок.
Участники: подготовительная группа детей 6-7 лет с ТНР.
Структура занятия.
1. Организация детей: проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);
Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы словесные (вступительная беседа с детьми о поморах, наглядные (показ картинок с изображением поморов, практические (разминка).
2. Основная часть занятия.
Организация детского внимания (приёмы словесные (считалочки, потешки), наглядные (выполнение педагогом игровых действий, показ игровых действий одним из детей группы), практические (подвижные игры).
3. Окончание занятия.
Подведение итога (самооценивание участия детей в занятии, их настроения, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз
Ход занятия (в прямой речи)
Педагог — психолог: Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, в каком городе мы живем? (Северодвинск) Кто знает, где расположен наш город? (на берегу Белого моря). В старину жителей деревень, расположенных на берегах Белого моря, «по морю», называли ПОМОРАМИ.
— А нас можно назвать поморами? (да) Почему?
Поморы – это честные и порядочные, работящие, добрые люди, промышляющие рыбу и зверя, мужественные и смелые мореходы. Море – это жизнь помора. В семье все мужчины – моряки, а девочек воспитывали как будущих хозяек. Но в свободное от работы время, поморские ребята очень любили играть.
Физ.инструктор: Сегодня мы предлагаем вам попасть в прошлое, превратиться в поморов и поиграть в интересные поморские игры.
Педагог – психолог: Для того, чтобы превратиться необходимо закрыть глаза – раз, вдохнуть глубоко носом — два, открыть глаза – три. Друг на друга посмотри! Итак. Мы теперь — поморы! Все готовы!
Физ.инструктор: Поморы — люди смелые, сильные, умелые! Для того, чтоб поиграть, надо тело нам размять. К морской разминке приступай!
«Морская разминка»
1. «Морская звезда». Стоя, ноги вместе, руки опущены. На 1 – прыжком ноги на ширину плеч, руки – диагонально вверх — стороны. На 2 – вернуться прыжком в исходную позицию. Повторить 8-10 раз.
2. «Чайки». И. п. – присели, обхватив руками колени (чайки сидят). На 1-2 – встали – руки через стороны вверх, на 3-4 – сели. Повторить 8-10 раз.
3. Горячий песок». Перепрыгиваем из одного обруча в другой с правой ножки на левую, будто идём по горячему песку. По 10-16 раз.
4. «Бросаем камни». Присев, подбираем камушек (теннисный мячик) и бросаем в море. Сначала правой рукой, затем левой. По 10-16 раз.
5. «Узкая пещера». Ходим боком приставными шагами вправо до конца пещеры, затем влево, между конусами.
6. «Плаваем». Делаем руками плавательные движения «кролем» и «брассом». По 10-16 раз.
7. «Гудок парохода». На 1 – правую руку подняли вверх, на 2 – согнутую в локте опустили (можно громко кричать «ту-ту»). То же другой рукой. По 8-10 раз.
8. «Волны». По линиям. Положив руки друг другу на плечи – покачивание вправо-влево. То же и. п. Приседаем (маленькие волны), встаём (большие волны). Если линий много, можно сделать покачивание: 1-я линия вправо, 2-я влево; затем наоборот. Приседаем по очереди на 1-2 – 1-я линия, на 3-4 2-я линия. Точно также по очереди встаём. По 8-10 раз.
Педагог – психолог: отлично размялись, пора и поиграть! Предлагаю поиграть в игру «Кри –кри». Правила игры: я выбираю двух ведущих, которые делают воротики, остальные идут взявшись за руки друг за другом. Вместе мы все поем песенку:
Кри — кри — кри – тетерка шла
За собой детей вела,
Что за махонька, косолапенька,
Ворота открывай
Обниматься давай.
Кого поймают в ворота, должен обнять любого из двух детей делавших «воротики» и встать за ним. Затем две команды перетягивают друг друга за руки. Чья команда перетянет, та и победила.
Физ.инструктор: А следующая игра «Зафуфара».
Для нашей игры давайте выберем ведущего при помощи считалочки:
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
И кричала: «Кук-мак», —
Убирай один кулак.
Правила игры: Ребята, по сигналу вы разбегаетесь по залу, водящий пятнает, стараясь попасть в игроков свернутой рукавицей. В кого попали, отходят в сторону. Игра продолжается пока водящий не попадет во всех игроков.
Продолжаем играть в поморские игры. Игра называется: «Чудо-юдо»
— Водящих выберем с помощью считалки:
Я пойду куплю дуду,
Я на улицу пойду.
Громче, дудочка, дуди,
Мы играем, ты – води!
Итак, мы выбирали «голову» и «хвост» Чуда — юда. Все встаем в одну линию друг за другом, руки кладем на плечи стоящему впереди.
«Голова» говорит:
Ах, как весело мне что-то,
Вот бы кости поразмять,
Поиграть бы мне охота
Разве хвостик свой поймать?
«Хвост» отвечает:
Что ты вздумал, чудо — юдо,
Коль меня не отгрызёшь,
Никуда уж ты отсюда
Никогда не уползёшь!
«Голова» начинает охотиться за «хвостом», а «хвост» должен увертываться, не расцепляя цепочку из рук.
Отлично поиграли!!! Молодцы!
Педагог – психолог: А теперь, маленькие поморы, проверим вашу силу и быстроту — поиграем в игру «Челнок бежит»
Правила игры: встаем двумя шеренгами друг против друга. От каждой команды (шеренги) я попрошу выйти по одному игроку (челнок). Все вместе мы произносим слова:
Челнок бежит, земля дрожит,
Шьѐт – прошивает, да не посылает.
В это время шеренги идут друг другу навстречу, а «челнок» пробегает внутри вперѐд и обратно, если он не успел пробежать и его поймали, то встаѐт в шеренгу противоположной команды, выбирается новый «челнок», игра продолжается.
Упражнение «Олени»
Педагог — психолог: представим себе, что мы олени (поднимает над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами). Вот такие рога у оленя!
И вы поднимите так руки! Напрягите руки. Руки стали твердыми, как рога у оленя. Нам трудно так держать руки. Напряжение неприятно.
Скорее опустите руки. Положите на колени. Руки расслабились, отдыхают.
Слушайте и делайте, как я. Вдох-выдох (два раза)
Посмотрите: мы –– олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени,
А теперь –– немножко лени….
Руки не напряжены
И расслаблены…
Я сейчас подойду к каждому из вас и легким движением проведу по руке от плеча до кончиков пальцев.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко…ровно…глубоко…
Физ.инструктор: Вот и закончилось наше занятие. Поморских игр — великое множество. На занятии нам удалось поиграть лишь в несколько. В какие игры вам понравилось играть сегодня? (ответы детей)
Мы и дальше продолжим с вами узнавать про поморов, их обычаи и традиции.
Педагог – психолог: Вы немного поиграли в поморские игры, отдохнули, еще больше сдружились. С помощью смайликов оцени свое настроение на занятии.
Надеемся, что вам понравилось! Мы были рады встрече с вами!
Список использованных источников
1. Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. Игры и развлечения на воздухе. – М. : Просвещение, 1983.
2. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л. В. Руссковой. – М. : Просвещение, 1986.
3. Науменко К., Якунина Г. Солнышко – ведрышко: Детский музыкальный фольклор Архангельской области. – Архангельский областной научно – методический центр культуры, 1994.
4. Мультимедийный портфель. Августовская конференция работников образования «Стратегические направления развития муниципальной системы образования г. Архангельска в условиях формирования современной модели образования». – Из опыта работы детских садов, 2009.
5. Народная игра как средство воспитания и развития ребенка. /Авт. -сост. Брюхова Ю. П. — Архангельск, 2010 г.
6. Колганова В.С. , Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2 ч. – М.: АЙРИС – пресс, 2015