Автор: Разводовская
ВВЕДЕНИЕ
Перемены, происходящие сегодня в жизни государства и общества, находят отражение в жизни школы. Современная система образования декларирует развитие личности ребенка, как главную цель обучения. Для реализации модели развивающего обучения необходим личностно-ориентированный подход к обучению.
Применение личностно-ориентированного подхода позволяет выработать в процессе обучения индивидуальный подход к каждому ученику. Это не только акцентирует внимание на особенностях личностного восприятия им предмета и реализует потребности каждого ребенка в особом подходе и средствах обучения, но и повышает уровень собственных достижений учащихся и возможностей в процессе усвоения знаний на уроке. Создание условий для развития личности, способной к самореализации, – основная задача современной школы. Для реализации личностно-ориентированного обучения необходим переход от традиционного к деятельностному подходу обучения и использованию современных педагогических технологий.
Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Задачей педагога является выявление наиболее эффективных технологий, методов, приемов, формирования планируемых результатов освоения учебного предмета ОБЖ, способствовать развитию творческого потенциала учащихся, формированию коммуникабельности, умения работать в команде, создать стимул к самостоятельному приобретению знаний.
Современные образовательные технологии направлены на саморазвитие личности и позволяют формировать и развивать предметные и учебные знания и умения в процессе активной разноуровневой познавательной деятельности обучающихся в условиях эмоционально — комфортной атмосферы, развивать положительную мотивацию учения, приводя к достаточной результативности обучающихся по предмету.
Результатом обучения на современном уроке становятся не только предметные знания, но и умение овладеть ими при помощи активных познавательных, коммуникативных операций, умение применять эти знания в нестандартных жизненных ситуациях.
1. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Дословно слово «технология» преводится с греческого как наука о мастерстве». Педагогическая технология понимается как упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время, снижать долю репродуктивной деятельности и увеличивать долю самостоятельной работы учащихся по осмыслению материала и поиску решений поставленных задач на основе уже имеющихся знаний. Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Результативность и эффективность обучения в равной мере зависит не только от организующей и направляющей роли педагога, но и от самого учащегося, который выступает наравне с ним, как субъект обучения. Обучение направляется на развитие личности ребенка, который изначально является «субъектом познания», способным воспроизвести содержание, путь, метод научного познания, а также характеризующийся собственной активностью.
А.В. Хуторским выделены следующие характеристики личностно-ориентированного подхода, которые необходимы в учебном процессе:
‒ формировать и стимулировать у учащихся индивидуальную деятельность по осмыслению и проработке заданного материала;
‒ создать условия для проявления и формирования собственных способностей, возможностей, интересов;
‒ знать и учитывать психологические особенности каждого из учащихся;
‒ нацелить детей на развитие у них внутренних мотивов учения; на становление собственного смысла учения;
Дидактическое обеспечение процесса личностно-ориентированного обучения связано с выполнением ряда условий:
‒учебный материал, предлагаемый учащимся, должен содержать в себе индивидуальный опыт и усвоенные школьниками знания;
‒при изложении материала учебника, в первую очередь педагогу следует обратить внимание на обогащение или пополнение личного опыта каждого ученика;
‒в учебном процессе необходимо координировать опыт ученика с научным содержанием знаний;
‒следует формировать условия для повышения, развития знаний, формирования умений выражать свои мысли;
‒учебный процесс целесообразно строить таким образом, чтобы учащиеся имели возможность выбирать порядок и способ выполнения и решения учебных задач;
‒важно сформировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы и умение самим определять наиболее подходящие для них методы усвоения учебного материала;
‒комментируя общие понятия, педагогу следует соотносить специфику изучаемого предмета с задачами развития личности учеников;
‒на всех этапах обучения следует контролировать и оценивать усвоение учащимися учебного материала и результаты их деятельности.
Современный урок ОБЖ должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала и технологии его подачи. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Перед педагогом встает задача превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков в процесс развития личности ребенка.
В решении этой задачи педагогу помогают современные образовательные технологии, в которых делается ставка на появление у учащихся потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках.
В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
На уроках ОБЖ возможно применение технологии развития критического мышления, ТРИЗ, проектной деятельности, интегрирования учебных дисциплин, анализ конкретных ситуаций, игровые технологии, иформационно-коммуникационные технологии и др.
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБЖ
2.1. Информационно- коммуникационные технологии
На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса в качестве общественного продукта в условиях функционирования всемирной информационной сети, которая позволяет обеспечить доступ к информации без каких-либо существенных ограничений по объему и скорости передаваемой информации. При подготовке уроков возможно использование материалов Интернет (ЭОР и ЦОР), например для создания презентаций: http://school-collection.edu.ru, а так же электронные версии различных журналов, материалов национальной электронной библиотеки, а также публикации образовательных сайтов.
Для проведения урока ОБЖ актуально использовать официальный сайт МЧС России. В разделе МЧС детям в доступной форме представлены материалы по соблюдению правил пожарной, электробезопасности, безопасности дорожного движения. Представлены короткие по времени обучающие видео и мультипликационные фильмы.
В результате достигаются идеальные варианты обучения с использованием визуальных и слуховых образов, создается возможность привлечения научной и культурной информации из различных источников Урок с использованием ИКТ нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее происходит возбуждение познавательного интереса. Учащиеся эффективно работают в современной информационной среде.
Информационные технологии вносят в образовательный процесс элементы новизны, наглядности, что повышает интерес учащихся к приобретению знаний, облегчает учителю подготовку к учебно-воспитательному процессу.
2.2. Технология интегрированного обучения
Данная технология способствует отражению объективных связей в окружающем мире, приобщает учеников к научно-исследовательской деятельности, формирует новый интерактивный способ мышления современного ученика. На интегрированном уроке обучающиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из разных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую, формируется комплексный подход к учебным предметам, развиваются творческие возможности учеников. В результате достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной.
Межпредметную интеграцию возможно применять на уроках ОБЖ по теме «Наркотизм. Отвественность за применение и распространение наркотических веществ» или «Уголовная ответственность за террористическую деятельность», где возможно интегрирование с предметом обществознание. Урок ОБЖ и географии по темам «Автономное пребывание человека в природе», «Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия». Урок ОБЖ и биологии по теме «Основы здорового образа жизни».
2.3. Технология проектной и исследовательской деятельности
Цель технологии — развитие познавательных, творческих навыков, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие навыков активного коммуникативного взаимодействия учащихся.
Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Используя данную технологию на уроках ОБЖ, учащиеся сами ставят цели и задачи проекта, разыскивают необходимую информацию в разных источниках. На этапах создания проекта учитель из носителя готовой информации превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Помогает в поиске источников информации, в выделении цели и задачи проекта, является координатором самостоятельной работы учащихся, дает рекомендации по публичному представлению проекта.
Проекты на тему «Мы за здоровый образ жизни» выполняются учащимися при изучении раздела «Здоровый образ жизни». Продукт проекта: плакаты с призывами к ЗОЖ; видеоролики, пропагандирующие здоровый образ жизни, о вреде курения, алкоголя, наркотиков; презентации о правильном питании. В рамках изучения раздела «Опасные и экстремальные природные условия» учащиеся могут выполнить практико-ориентированный проект «Моя безопасность в условиях автономного существования в природной среде». Продукты проекта: картотека съедобных и несъедобных грибов, растений и лесных ягод; аптечка природных лекарственных средств; макеты и презентация временных укрытий в лесу. Ученики защищают свой проект с презентацией материалов и способов работы над проектом.
Как результат, повышается мотивация к обучению ОБЖ, ученики приобретают опыт публичных выступлений и умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
2.4. Игровые технологии
Данная технология развивает творческую индивидуальность человека, мышление, способствует прочному усвоению учащимися учебного материала, расширению кругозора через использование дополнительных образовательных источников, практическому применению умений и навыков.
Применять игровые технологии можно в качестве элемента урока при работе с понятиями, терминами и для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ. Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагается вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению. Кроме того возможно применение
Ролевая игра может быть использована при изучении темы «Правила поведения на водоемах в различное время года». В ходе игры учащиеся могут отработать различные навыки действия в экстремальной ситуации, «примерить на себя» роль потерпевшего и роль спасателя. Ролевая игра будет способствовать лучшему усвоению материала при изучении темы «Оказание первой помощи». На уроках возможно использование световых и шумовых эффектов, присутствующих в реальной обстановке, для создания максимально приближенного к экстремальной ситуации эффекта. Результатом использования игры является высокая степень запоминания материала и отработка практических навыков поведения в экстремальной ситуации. В ходе игры развивается воображение, снижается психологическое напряжение. А в случае попадания в реальную экстремальную ситуацию, отработанные до автоматизма навыки позволят оказать помощь значительно быстрее.
2.5. Анализ конкретных ситуаций (АКС)
Анализ конкретных ситуаций (АКС) – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся, развивает способность к анализу жизненных и производственных задач, служит инструментом исследования и изучения, оценки и выбора, обучения и воспитания. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Технология АКС наиболее актуальна для проведения уроков ОБЖ.
По типу рассматриваемой ситуации выделяют:
— ситуация-иллюстрация (на конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных социальных процессов и поступков, наиболее эффектным способом представления ситуации при этом является ее «проигрыш» силами обучающихся)
— ситуация-оценка (предусматривает всестороннюю оценку предлагаемой ситуации обучающимися)
— ситуация-проблема (проблема реальная, требующая оперативного решения, ситуация способствует выработке умений в поиске решения)
— живая ситуация (ситуация, которая взята из жизни школьников, но решение ее неизвестно изначально, решение надо найти, а ситуацию следует описать в такой последовательности, в которой она происходила. Здесь применим метод разыгрывания ролей).
Примеры ситуаций возможных для рассмотрения при изучении тем ОБЖ:
1. При совершении водного похода перевернулась одна из лодок. Оставшиеся на других лодках стали затаскивать утопающих через борт лодки, для того чтоб освободить место в лодке часть снаряжения начали выкидывать за борт. Проанализировать действия участников похода, вспомнить правила спасения на воде, разобрать чем должны быть укомплектованы лодки при совершении таких походов, изучить превентивные спасательные средства.
2. На Вашей кухне произошло возгорание электрического чайника. Ваши действия.
3. Ситуация-иллюстрация: на рисунке или слайде найти пешехода-нарушителя, разобрать какие ошибки он допустил, найти, кто соблюдает ПДД. Объяснить свой выбор.
Ученики предлагают свои способы решения ситуации, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны, определяется уровень риска в данной ситуации. Из предлагаемых вариантов коллективно выбирается наиболее подходящий для применения к смоделированной ситуации.
2.6. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Автор ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер, инженер, писатель. Как писал он сам о своем изобретении: «Первоначальная цель была: найти приёмы, помогающие в моей личной изобретательской практике. Однако позже изобретения отошли на второй план. Стало очевидным, что «изобретение способа изобретать» — проблема намного более интересная».
ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач) — совокупность знаний, подтвержденная практикой. ТРИЗ доказала практическую значимость не только в области техники, но и в других областях, в том числе и педагогике. Главными задачами этой педагогической технологии было: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, формирование у них изобретательского стиля мышления, знакомство с инструментарием ТРИЗ и выработка умения решать открытые (нестандартные) задачи. Кроме того, созданная система обучения ТРИЗ способствует самореализации личности, сохраняет физическое и психическое здоровье, гармонизирует личность. В число открытых творческих задач помимо изобретательских задач входят: исследовательские задачи, задачи на измерение или обнаружение, задачи-аналоги.
Необходимой составляющей изобретательского мышления является умение системно мыслить. Для формирования системного мышления важно научиться системному подходу к анализу проблемы, понимать законы развития систем. Системный подход — рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
Создается изобретательская задача (ИЗ) — описание ситуации, с указанием нежелательного эффекта (НЭ), цели которой необходимо достичь и ограничений на способы достижения этой цели.
При решении изобретательских задач, как правило, существует несколько решений, каждое из которых имеет свои достоинства и недостатки. И, нередко, решение находят перебором вариантов. При решении изобретательских задач ответ не известен, но можно представить идеальное устройство — идеальный конечный результат (ИКР).
Например при изучении темы «Безопасность в быту» возможно использование следующей изобретательской задачи: Задача «Коварный газ». Сегодня газовые печи в квартирах стали привычны бытовым прибором. А ведь недавно использование их представляло проблему. Дело в том, что подводимый к горелкам природный газ опасен для человека, вдыхание его приводит к отравлению. Возможность утечки реально существует. Причиной может быть дефект самой печи, заливка огня жидкостью при приготовлении пищи, или невнимательность жильцов — включив газ, иногда забывают его зажечь. Природный газ не имеет запаха, поэтому человек не реагирует на накопление газа в квартире. Как была решена проблема определения утечки газа?
В поиске решения могут помочь ответы на вопросы:
что я хочу? — я хочу знать, что есть утечка газа
что мне мешает? — газ не имеет запаха
какой элемент в системе дешевле всего изменить? — газ.
Решение задач основано на выявлении противоречий и поиска решения этих противоречий.
2.7. Комбинирование различных методов
Важное место в изучении ОБЖ отводится обучению оказания первой помощи. Для повышения уровня подготовки, обучающихся необходимо поставить в ситуацию, близкую к реальной, с имитацией самых различных видов несчастных случаев. Основная цель подобных занятий — отработать тактику и навыки правильного поведения, оповещения служб спасения, научить быстро принимать рациональные решения в затруднительных условиях экстренной ситуации (темнота, дождь, холод, отсутствие необходимых средств спасения). При этом отрабатываются только те методики оказания первой помощи, которые реально может применить подросток.
Для оказания первой помощи только одного знания недостаточно. Обучающийся должен уметь делать простейшие действия: проводить сердечно-легочную реанимацию, останавливать кровотечение, накладывать шины и при этом должен обладать навыком, т.е. любое действие должно быть многократно повторено, отработано. При использовании технологии игры в сочетании с моделированием ситуации, обучающийся выполняет все действия по оказанию помощи в режиме реального времени, что способствует закреплению полученных навыков. Весь класс обсуждает правильность выполнения его действий, вносит корректировки, преподаватель оценивает правильность выполнения действий в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные школьники готовы и способны эффективно работать в новой информационной среде. Современный учитель должен владеть основами информационных технологий, уметь работать в распространенных компьютерных программах, пользоваться Интернетом, а также уметь использовать знание компьютеров учащимися. Результатами современного урока ОБЖ являются не только предметные знания, но и умение овладеть ими при помощи активных познавательных, коммуникативных операций. А самое главное — умение применять эти знания в нестандартных жизненных ситуациях. Современные инновационные технологии обучения позволяют повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки обучающихся. Максимально вовлекают обучающихся в учебный процесс в качестве активного его участника.
На сегодняшний день существует огромное количество педагогических технологий обучения. Использование педагогом той или иной технологии для проведения урока зависит от возраста обучающихся, уровня их подготовленности, темы проводимого урока. Использование разных технологий, их сочетание и дополнение друг друга дает наилучший результат при освоении учебной дисциплины. Применение инновационных технологий на уроках ОБЖ даёт свои положительные результаты. Главное это то, что учащиеся приобретают навык учиться самостоятельно.