Автор: Борябин Антон Викторович
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
«Шацкая детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Осуществление образовательного процесса в режиме дистанционного обучения в классе аккордеона (баяна)»
Составитель: преподаватель 1 квалификационной
Категории МБУ ДО «Шацкая ДШИ»
Борябин А.В.
Шацк 2022 г.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Оглавление.
PAGEREF _Toc125127580 \h 1
08D0C9EA79F9BACE118C8200AA004BA90B02000000080000000E0000005F0054006F0063003100320035003100320037003500380030000000
Пояснительная записка.
Данные методические рекомендации предназначены для педагогов и преподавателей дополнительного образования в сфере искусств по классу аккордеона (баяна) и раскрывают возможные методы ведения образовательного процесса в режиме дистанционного обучения. Работа также может быть полезна и по другим направлениям музыкального творчества, так как содержит много общих подходов к ведению образовательного процесса. Настоящие рекомендации основаны на собственном опыте.
Непосредственной целью данной работы является создание необходимых условий и организация процесса удаленного обучения.
В процессе реализации цели решаются следующие задачи:
— найти нужный подход и способы ведения занятий;
— привить обучающимся необходимые навыки игры на инструменте;
— создать условия для творческого развития ребенка.
Спецификой обучения игре на инструменте является необходимость как групповых, так и индивидуальных занятий. Каждый педагог в этой сфере деятельности осознаёт огромную важность индивидуальных занятий с учащимся, поскольку такая форма обучения позволяет найти подходящие методы для развития технических навыков ученика, раскрытия творческого потенциала и эмоционального восприятия. И, конечно же, на качество обучения влияет регулярность занятий. Если ученик пропускает занятия, по каким либо причинам, замедляется сам процесс освоения инструмента, а так же искажается алгоритм самостоятельных занятий. Причиной отсутствия ребенка могут стать различные временные факторы: сезонный карантин; отсутствие или поломка транспорта; загруженность родителей и, как следствие, невозможность доставить ученика на занятия; болезнь; погодные условия. В таких случаях на помощь педагогу приходят современные интернет технологии.
В современной интернет индустрии существует множество различных площадок для общения и передачи данных. Почти все они предлагают пользователям обмен текстовыми, аудио и видео сообщениями, в том числе в режиме онлайн. Эти возможности и помогут нам решить проблему расстояния между учеником и преподавателем. К сожалению, в некоторых случаях может возникнуть проблема с качеством интернета, которое зависит от оператора поставляемой услуги, места проживания (нахождения) преподавателя или ученика, например отдаленная сельская местность. Но даже в этом случае возможен контроль над занятиями.
Данные методические рекомендации предлагают алгоритмы проведения занятий с помощью месенджера WhatsApp.
Содержание.
WhatsApp — это бесплатное приложение для обмена текстовыми или голосовыми сообщениями, аудио и видео звонками, фото, видео, документами. Как видно из пояснения, возможностей достаточно. С данной программой можно работать как на компьютере, так и на любом смартфоне. Для начала скачаем и установим программу на смартфон и компьютер. Скачать на ПК ее можно по ссылке: https://whatsapp.start-setup.com. Скачать на смартфон через приложение PlayMarket. Следуем инструкции по установке.
Затем запустите скачанный установочный файл и увидите примерно такое окно:
В центре, как видим, расположен QR-код.
Для дальнейшего запуска программы вам понадобится ваш смартфон или планшет, на котором вы используете ватсапп.
На мобильном устройстве откройте меню на главной странице приложения WhatsApp (кнопка “…”) и выберите WhatsApp Web.
Откроется сканер QR-кода.
Направьте окошко сканера на QR-код, отображаемый в окне программы WhatsApp на мониторе компьютера. Сканер в считаные секунды распознает код и ватсапп на компьютере запустится.
А теперь давайте определим, как можно перенести процесс занятий на этот режим.
В стандартной схеме ведения индивидуальных занятий присутствуют несколько этапов. Возьмем основные:
· подготовка исполнительского аппарата (упражнения, гаммы);
· проверка домашнего задания;
· работа над материалом;
· рефлексия деятельности;
· новое домашнее задание.
Если у педагога свой план ведения занятий, то лучше его придерживаться, чтобы не создавать лишние трудности в работе педагога и восприятии ученика.
Первый вариант дистанционного урока максимально приближен к классным занятиям – это видеосвязь.
Выбираем абонента из списка.
Нажимаем значок видеокамеры.
Ждем ответа.
Далее проводим занятия в соответствии с планом урока.
Домашнее задание лучше написать в письменном или в печатном виде, нежели в устной форме, для большей наглядности. Чтобы отправить печатный вариант:
· набираем текст в любом удобном редакторе;
· сохраняем
· нажимаем на иконку программы «прикрепить файл
Выбираем на компьютере сохраненный файл и нажимаем кнопку «отправить»
Также можно перетащить нужный файл на окно программы. Если делаем в письменном виде, то лист с заданием фотографируем на смартфон и отправляем
Как уже было сказано выше, это максимально приближенный к классным занятиям вариант, при условии хорошей связи и качественного интернета. Если же связь не позволяет проводить урок онлайн, то придется пожертвовать общением и проверять записи отчета ученика по домашнему заданию. В этом случае ученик присылает преподавателю видеозапись выполненного домашнего задания, лучше короткими роликами, так будет лучше прогружаться. Запись можно отправить как с телефона так и с компьютера, способы прикрепления файлов описаны выше.
Далее начинается работа преподавателя. Нужно провести тщательный анализ качества выполненного задания и дать расширенные рекомендации ученику по исправлению недочетов и ошибок, в точности как бы вы сделали в аудитории. Для упрощения работы и ускорения процесса воспользуемся функцией программы «отправка голосовых сообщений». Для этого нужно удерживать значок микрофона в правом нижнем углу приложения пока вы озвучиваете пункт своей рекомендации.
Опять же, нужно делать короткие записи, для лучшего восприятия ученика.
Чтобы дать новое задание, комбинируем аудио рекомендации и видео примеры с наглядным показом от преподавателя и отправляем ученику для дальнейшей работы. И не забываем про тезисную запись домашнего задания в печатном или рукописном виде.
Наряду с относительной простотой данного метода встает вопрос, а как его применить к ученикам первого года обучения. Каждый педагог инструменталист знает, как важен первоначальный этап развития музыканта. Постановка руки, посадка, ведение меха и многое другое очень сложно реализовать без тактильного участия педагога. Тем не менее, нужно понимать, что дистанционное обучение это временные неудобства.
На первоначальном этапе обучения в режиме «дистанта», будет полезным сделать упор на теоретическую часть знаний. Так же с помощью WhatsApp можно отправлять задания на знания нотной грамоты. Допустим: выделить в тексте ноты по высоте, длительности, заполнить или убрать лишние длительности из такта, простучать со счетом и без ритмический рисунок и другое. Все это не позволит остановится и даже будет двигать процесс обучения.
Заключение.
Кроме WhatsApp есть много других приложений способных реализовать процесс удаленного обучения. Социальные сети «ВКонтакте», «Одноклассники», платформы для видеоконференций «Zoom», «Skype», все они применимы к форме дистанционного обучения. Каждый преподаватель может сам выбрать наиболее удобную площадку для реализации данной цели. Но не нужно забывать что «дистат» это временное явление и не может заменить личное общение преподавателя и ученика.
Литература.
Интернет ресурсы:
1. timeweb.com
2. soft-reviews.ru
3. serfery.ru
4. whatsapp.com
5. whapp-club.com
6. ideafox.ru›whatsapp-dlja-kompjutera