Автор: Долженко Елена Валериановна
,, Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается. что бы затем все началось сначала. ,, В.П.Беспалько
Начальный этап вокальных занятий и непростой, и увлекательный. Мы знакомимся с миром музыки , миром вокальных исполнителей. Начинающие музыканты приходят в восторг, когда видят и слышат целую семью , где есть папа, мама, старший брат и маленькая сестренка. Восхищаются красотой тембра и техническими возможностями голоса! Ну а ослепительный саксофон в аккомпанементе заворожит любого и не оставит равнодушным! Каждая новая нотка – это событие, каждая новая аппликатура – это сенсация! Первые, самые простые песенки, — это успех и восторг для ребят! Но есть моменты, которые вызывают определенные сложности и справляться с ними необходимо сразу, начиная с первого года обучения. Это чтение нот с листа. Педагоги – музыканты (Н. Рубенштейн, Ф. Блюменфельд, Г. Нейгауз и другие) считали, что чтение с листа должно составлять определённую часть каждодневного рациона занятий учащегося. Процесс овладения навыком чтения нот с листа подразделяется на теоретический (без голоса) и практический (с голосом).
На теоретическом этапе ребенок должен воспроизвести запись ритмического рисунка без звуковысотного обозначения нот (как правило его надо простучать или прохлопать). Чтобы этот процесс сделать увлекательным, интересным и любимым я на занятиях использую набор цветных колокольчиков с которыми дети с удовольствием играют! Колокольчиков восемь — от ноты до первой октавы и до ноты до второй октавы и раскрашены они соответственно по цветам радуги плюс белый цвет. Карточки, с изображением, в соответствующем цвете ритмических конструкций, несложных, знакомых детям песен, изготавливаю сама. Дети работают сольно. Они должны воспроизвести изображенный на карточках разноцветный ритмический рисунок, услышать получившуюся мелодию и отгадать её. Наши «Цветные колокольчики» просто находка! Они хороши не только для развития навыка чтения с листа, а также для переключения внимания, подбора по слуху, активного развития детского творчества и, конечно же, высокий тонус и эмоциональный подъем на занятии обеспечены! Кроме того, ребята, сами того не подозревая, развивают первые вокальные данные. Представьте, что вы – это большой разноцветный надувной мяч. После игры , вас положили на травку отдохнуть и вытащили заглушку, что бы воздух потихонечку выходил. Вы отдыхаете и выпускаете воздух медленно- медленно. Зачем спешить?
Это упражнение можно делать в компании таких же весёлых мячиков. Интересно, кто дольше продержится.
Только, перед тем как представить себя мячиком, снова обратите внимание на плечи. Не делайте большой вдох, что бы округлиться. Если вам не понятно, вдохните много и попробуйте попрыгать. Уверяю вас, вам будет очень тяжело. Что бы почувствовать лёгкость, достаточно просто расслабиться. Итак, сделайте обычный вдох, поддержите слегка низ живота, и тоненькой струйкой, на звуке «С», начните выпускать воздух. Попробуйте улыбаться, так как вам это поможет думать о чём-то приятном.
После того, как вы почувствовали ваше тело и мышцы живота в особенности, можно приступить к пению.
Несколько упражнений, которые помогут найти правильную позицию и понять пределы диапазона певца:
1) Вам знакомо ощущение зевка? Была ли у вас в жизни ситуация, когда вам очень хотелось зевнуть, но вам нельзя было показать этого, и вы зевали, не раскрывая рта, незаметно.
Попробуйте воспроизвести это ощущение. Вы должны были почувствовать, как приоткрылось нёбо. Словно внутри вырос купол. Это хорошо. Если это ощущение было приятным, запомните его и попробуйте что-то тихонечко напеть, не раскрывая рта. Хотя бы три нотки: до ре ми-и-и-и, ре ми ре до-о-о-о. Только ни в коем случае не пойте громко. Пойте так, словно укачиваете младенца – тихо и нежно.
При правильном звучании, вы должны ощутить некоторую вибрацию в области лба, и лёгкое щекотание сомкнутых губ. Это значит, что вы всё сделали верно, и звук просто резонирует в тех «пустотах», которые есть в вашей голове. Вокалисты оказываются в выигрышном положении, по отношению к тем обывателям, которые иной раз даже не догадываются о пустотах в своей перегруженной голове.
Это упражнение можно проделывать в разных вариациях, примерно в пределах квинты или сексты, до тех пор, пока вы не станете, уверены в звуках, которые воспроизводите. Звук должен быть приятен и нежен. Вам должно быть максимально удобно.
2) Затем, не изменяя ощущений и позиции, попытаемся приоткрывать рот.
На тех же нотках ( до ре ми-и-и ре до), доходим до верхней ноты с закрытым ртом, а потом размыкаем губы, и идём вниз. Звук получившийся наверху похож на «МИ». Очень важно, что бы на «И» было такое же ощущение, как при закрытом звуке. Главное сохранить ту же верную позицию, что бы резонатор был бы заполнен звуком.
Это упражнение так же можно варьировать, увеличивать количество нот, но так же в пределах квинты или сексты.
3) Следующим шагом будет знакомство с диапазоном певца. Если говорить точнее, то с диапазоном будет знакомиться сам певец, так как порой начинающий певец не вполне знает свои возможности, и тем более боится своих надуманных недостатков. Бывают случаи, когда начинающий исполнитель пытается скрыть свои переходные ноты за форсированным звуком. Потом голос теряет свою естественную окраску и срывается на фальцет. Это очень расстраивает ученика, он закрепощается и теряет веру в свой талант.
На самом деле всё просто. Певцу не нужно опасаться переходных нот, а напротив, следует познакомиться с ними получше, что бы знать наверняка, все особенности своего голоса. Переходные ноты есть у всех без исключения. От грудного регистра к фальцету, и от фальцета к свистковому регистру. Кроме того, в природе вокала имеется микст. У кого-то он уже есть, а кому-то нужно только научиться им пользоваться.
Существуют упражнения для определения переходных нот, и для поиска микстового звучания.
Для начала, можно привести пример упражнения, которое мало отличается от предыдущих, с той лишь разницей, что в конце к звуку «И» прибавляем звук «А».
Допустим: ( до ре ми-и-и ре до), начали с закрытого звука, на верхней нотке приоткрыли губы на звук «И», затем раскрыли до звука «А» и на «А» вернулись назад.
Это довольно сложно, так как так же необходимо следить за правильной позицией, и звук «А» должен так же резонировать как при «И», и как при закрытых губах. Иначе говоря, находиться в той же позиции, в одном месте. Но рот при этом должен быть открыт и челюсть совершенно свободна. В зоне переходных нот голос может стать особенно резким. Педагог должен следить, за тем, что бы певец не форсировал звук в этот момент. Если «А» имеет носовой призвук, скорее всего позицию нужно сделать более объёмной, округлить нёбо и опустить корень языка, то есть вспомнить о зевке. Если напротив, звук слишком заглублен, пускай ученик попробует улыбнуться. Чистота звука «А» так же зависит от подвижности лицевых мышц. Кому-то помогает ощущение внутренней улыбки, другому этого мало и нужно действительно улыбнуться, а человеку с широким строением лица иногда правильнее напротив прикрыть позицию и приблизить «А» к «О», что бы звук не был плоским.
Это упражнение в начале может послужить для знакомства с переходными нотами, и для осознания необходимости работы над преодолением препятствия.
4) Как только познакомились со звуком « А», можно приступать к работе с переходными нотками.
Вернёмся к звуку «И».
Возьмём квинту в удобной тональности и попробуем пропеть на слоге «МИ». Например: ля- ми ре до си ля. От ля к ми, нужно сделать глиссандо, что бы почувствовать переходную нотку. Если её не оказалось на этом участке, поднимаемся по полутонам вверх. Естественно, что упражнение должно быть пропето на легато, и точно так же как и предыдущие упражнения находиться в правильной позиции.