Автор: Кочетенкова Ирина Александровна
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Составитель: Кочетенкова Ирина Александровна
Глаза, вне всякого сомнения, можно считать важнейшим из органов чувств – благодаря зрению человек воспринимает более 80% информации из внешнего мира. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять пристальное внимание.
Одним из замечательных и доступных способов профилактики зрительных нарушений являются офтальмологические паузы, или по-простому зрительная гимнастика. Проводится в целях предупреждения нарастающего зрительного утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время зрительно-нагружающих занятий. Как показали современные исследования, «гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления.
Зрительная гимнастика должна быть обязательной частью любой совместной, или образовательной деятельности, связанной с напряжением зрения, и режимных моментов. Упражнения необходимо выполнять регулярно не менее 2-3-х раз в день после длительного зрительного напряжения. Внимание при этом нужно сосредоточить на глазах. Упражнения выполняются со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах.
Зрительная гимнастика предполагает выполнение движения глазами в различных направлениях. Движения эти однотипные, существует определенный набор движений:
— движения глаз вверх – вниз;
— движения глаз влево – вправо;
— круговые движения глазами;
— зажмуривание глаз;
— моргание и т.д.
Учитывая особенности детей дошкольного возраста, для привлечения их внимания к выполнению этих движений, упражнения должны предлагаться в стихотворной, игровой форме. В этом случае, они будут не только полезны, но и интересны. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глазки, поморгайте часто-часто, легко-легко, примерно так, как машет крылышками бабочка». Обязательно в конце выполнения упражнений необходимо закрыть глаза на несколько секунд, а потом поморгать 10 раз.
На первых занятиях одновременно с чтением стихотворения выполняет движения глазами, дети за ним повторяют, на последующих занятиях дети самостоятельно проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с текстом. Детям необходимо объяснить, что «если долго идти, или бежать, то наши ноги устанут и захотят отдохнуть. А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза? Им тоже очень тяжело и надо научить глазки отдыхать».
Кроме профилактической пользы, зрительная гимнастика имеет и обучающее значение. Выполнение зрительных упражнений с двигательными играми, обучает дошкольников ориентировке в пространстве. Закрепляются простейшие понятия: «лево», «право», «поворот», «разворот».
Кроме этого, проведение зрительной гимнастики способствует обогащению словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи.
Полетели, полетели,
Как на крыльях, на качелях.
Движения руки влево-вправо прослеживать взглядом
Все деревья стали ниже,
Рука и взгляд вниз
Клумбы дальше, солнце ближе.
Руку вытянуть- взгляд вдаль, руку к груди- взгляд на руку
Мы полета не боимся,
Словно космонавты, мчимся.
Рисовать рукой большой круг и прослеживать движения взглядом
То к земле зеленой вниз,
Рука и взгляд вниз
То навстречу солнцу ввысь.
Рука и взгляд вверх
В небеса, как птицы, рвемся.
Близко купол голубой.
Рисовать рукой купол и прослеживать движения взглядом
И нам кажется, что солнце
Рядом-вот, подать рукой.
Обе руки вверх- взгляд вверх- вдаль.
Динь -дон, динь -дон.
Движения глаз влево- вправо
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Моргать глазами
Динь -дон, динь -дон.
Движения глаз влево- вправо
Стало в комнате темно:
Закрыть глаза
Заслоняет слон окно.
Прикрыть глаза ладонями
Или это снится сон?
Развести руки в стороны
Динь -дон, динь -дон.
Движения глаз влево- вправо
Две проказницы-мартышки
Оттопырить уши пальцами
Полистать любили книжки.
Движения глаз влево- вправо
Ловко принялись за дело
И очки свои надели,
Образовать круги из больших и указательных пальцев обеих рук- «надеть очки»
К носу книжку поднесли
Раскрыть ладони, поднести к носу
И подальше отвели.
Отвести ладони вперед
Ничего в очках не видно!
Закрыть ладонями глаза
И мартышкам так обидно!
«Собирать слезы» в ладонь, часто моргая.
Месяц по небу плывет.
Рисовать рукой полукруг и следить за движениями взглядом
Кто на месяце живет?
Пожимать плечами (удивляться), широко открыв глаза
Там гуляет хитрый лис,
Грозить пальцем
Он на землю смотрит вниз.
Взгляд вниз
Машет лис своим хвостом,
Серебрится мех густой.
Движение руки влево- вправо, прослеживать взглядом
А вокруг летают звезды,
Залетают к лису в гости.
Круговые движения глазами. Затем взгляд вверх.
Веселый цирк у нас в гостях.
Жонглер бросает шарики
Прослеживать взглядом полет воображаемых шариков
И клоун зрителей смешит,
Смешит больших и маленьких.
Большой палец правой руки поднести к носу, большой палец левой руки- к мизинцу правой руки (дразнилка). Взгляд на мизинец левой руки
Вот на канате акробат
Раскинул руки в стороны.
Поочередно вытягивать руки в стороны и прослеживать взглядом каждое движение
Силач старается поднять
Стальные гири новые.
Следить за воображаемыми гирями- взгляд вверх
Наездники на лошадях
По кругу мчатся весело.
Рисовать правой рукой большой круг и прослеживать движения взглядом
А мы мороженое едим
И хлопаем под песенку.
Хлопать в ладоши и моргать в такт.
Давайте, поиграем в мячик,
Ты отбивай- и он заскачет.
Отбиваем воображаемый мяч- взгляд вниз- вверх
Подбрось его до потолка,
Подбрасываем мяч- взгляд вверх
Скорей лови, летит пока.
Раскрыть ладони- взгляд вниз
Прицелься точно,
Прицелиться- взгляд вдаль
Метко брось.
Бросок- взгляд вдаль
Попал ли ты – еще вопрос!
Пожимать плечами и моргать
Возьми другой и покрути,
Юлою мячик заверти.
Наклониться, выполнять круговые движения правой рукой и прослеживать взглядом
Теперь жонглер ты ловкий, знай,
Жонглировать, прослеживать их взглядом
И десять мячиков поймай!
Руки в замок
Едем, едем на машине,
Имитация движения рулем
Нажимаем на педаль,
Ногу согнуть в колене, выпрямить- взгляд вниз
Скорости переключаем,
Имитация движения рычагом ( к себе и от себя)
Смотрим пристально мы вдаль
Ладонь ко лбу- взгляд вдаль
Дворники счищают капли
Руки согнуть в локтях перед собой
Вправо- влево. Чистота!
Движения рук и взгляда вправо- влево
Волосы ерошит ветер.
Руки над головой, пошевелить пальцами- взгляд вверх
Мы- шоферы хоть куда!
Показать большой палец, поднять вверх
Комарик летает,
Летает, летает,
Вытянуть вперед правую руку, указательным пальцем «рисуют» восьмерки, круги, кривые линии и прослеживают их взглядом
Где сесть не знает! Ж-Ж-Ж…
Прикоснуться указательным пальцем к левой ладони «комарик сел»
Хлоп!
Хлопают правой ладонью по левой.
используется зрительный стимулятор – палочка, на конце которой игрушка — пучок
Пау — пау- паучок,
Паутиновый жучок.
Он на веточке сидел
Да на солнышко глядел
Фиксируют взгляд на паучке
Паутинку натянул,
Покачался,
Перемещают палочку вверх, вниз, вправо, влево, прослеживают взглядом
И уснул.
Закрыть глаза, опуская паучка вниз
Здравствуй, здравствуй, солнышко,
Солнышко- веселнышко!
Быстро моргают глазами
Сегодня, посмотрите сами,
Звери заняты делами.
Поочередно разводить руки в стороны и прослеживать каждое движение взглядом
Лисичка- сестричка шубку подшивает.
Следить за «иголкой»- взгляд вверх- вниз
Медведь- старый дед-
Сапоги подбивает.
Следить за «молоточком»- взгляд вниз
Сорока- белобока мушек отгоняет.
Моргать
Медведица Маша варит детям кашу.
Выполнять круговые движения правой рукой и прослеживать их взглядом
Зайчиха под ёлкой метет метелкой.
Движения глазами вправо- влево
По болоту босиком
Кулик ходит с посошком.
Ходьба, высоко поднимая колени. Взгляд вдаль из-под руки, сложенной «козырьком».
Тик- так, тик – так!
Вот так, вот так!
Движения глазами вправо- влево
Тик- так, тик – так!
А теперь еще вот так!
Движения глазами вверх- вниз
Тик- так, тик – так!
Делай с нами, делай так!
Движения глазами по часовой стрелке
Тик- так, тик – так!
Стрелки движутся не так!
Движения глазами по кругу против часовой стрелки