Автор: Евсегнеева Татьяна Владимировна
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством во второй младшей группе
«Ярмарка»
Программное содержание:
1. Воспитывать у детей интерес к народным промыслам.
2. Познакомить с историей возникновения хохломской росписи, появлением матрешки в России.
3. Закреплять знания детей о дымковской игрушке, основных цветах, элементах узора.
4. Побуждать детей к активному общению.
5. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.
Материалы и оборудование: Хохломская посуда, матрешки, дымковские игрушки, дидактические карточки, аудиозаписи песен: “Ярмарка”, “У матрешки розовые щечки”, “Русская плясовая”, магнитофон, угощения (сушки, конфеты, баранки), русский народный костюм для воспитателя.
1.Организационный момент
Дети заходят в группу и встают в круг.
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем,
Лучи солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
Я держу в ладошках солнце,
Я дарю его друзьям,
Улыбнитесь, это просто,
Лучик солнца – это вам!
Восп.: — Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть! Посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. А давайте подарим им свои лучики.
Воспитатель берет игрушку- Петрушку.
Восп.: — Ребята, а я вас сегодня встречаю со своим другом Петрушкой!
Петрушка: Привет, ребята! Какие вы все нарядные! Какие вы все красивые!
Восп.: — Да, наши ребята самые лучшие!
Звучит веселая музыка.
Восп: – Ребята, послушайте, какая замечательная музыка. Откуда она раздается?
Петрушка: — Да это же с ярмарки! А вы веселиться любите? Тогда я вас всех приглашаю на ярмарку! А вы знаете, что такое ярмарка?
Дети: — Нет.
Петрушка: — Я сейчас вам расскажу и покажу! Очень-очень давно русские люди устраивали ярмарки. Там можно было продавать и покупать игрушки, посуду, сладости, веселиться и отдыхать. И мы с вами сейчас отправимся на веселую ярмарку! Готовы?
Дорогие гости!
А также ребятишки, девчонки и мальчишки!
Солнце красное встает,
Спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке товары, продаются самовары!
Покупают люди сушки и отличные игрушки!
-Ну вот мы и оказались на самой настоящей ярмарке. Ну что же, давайте посмотрим, что она для нас приготовила.
Дети подходят к первому столу, на котором, стоит деревянная посуда.
2. Рассказ воспитателя о деревянной посуде.
Петрушка: Ребята, что вы видите на первом прилавке? (Ответы детей)
— Посмотрите, какая красивая посуда! Здесь посуда не простая — золотая, расписная! А из чего она сделана? (из дерева).
На нашей ярмарке посуда разная: тарелки, миски, чашки, ложки.
Восп: -Ребята, Петрушка просит вас помочь ему собрать посуду.
Игра «Собери посуду (разрезные картинки)
Петрушка: —Ребята, скажите, а какую посуду можно использовать, как музыкальные инструменты?
Дети: — Деревянные ложки.
— А вы на ложках играть умеете?
Дети: — Да.
— А со мною поиграете?
Дети: — Да.
Воспитатель открывает сундучок и достает деревянные ложки по 2 на каждого ребенка.
Физминутка.
«Взяли мы в ладошки красивые ложки.
Съели суп и кашу, а теперь – попляшем!
Постучим мы ложками, потопаем ножками,
Вверх поднимем ложки, погремим немножко!»
Петрушка хвалит детей и предлагает им посмотреть, что ещё приготовила ярмарка.
Знакомство детей с матрёшкой.
Дети подходят к следующему столу, стол закрыт салфеткой.
В-ль: — Ой, ребята, а что же здесь? Вы узнаете, если отгадаете загадку:
Алый, шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская… (Матрешка)
Петрушка: Ребята, появилась Матрешка очень давно. Назвали её самым красивым русским именем – Матрёна или Матрёшка. Русские мастера вытачивали матрёшек из дерева, а потом расписывали их яркими красками. — Ребята, а как вы думаете, какие секреты есть у матрёшки? (Ответы детей). Правильно, внутри матрёшки прячутся её сестрички – другие матрёшки, каждая меньше первой. (Воспитатель открывает матрёшки и выставляет их на столе).
Ребята, посмотрите, а на этом прилавке матрешки грустные, не нарядные. Давайте украсим их сарафаны!
-А украшать мы будем пластилином. Займите свои места.
Для этого нам нужно скатать шарик и сплющить его.
Но чтобы наши пальчики хорошо потрудились, мы немного их разомнем.
Физминутка
Прежде, чем нам украшать,
Нужно пальчики размять.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали,
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
А сейчас, мастера,
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело,
Украшай Матрешку смело!
Практическая работа.
Петрушка: Какие замечательные матрешки у вас получились! Чем вы их украшали? (пластилином) Как? А давайте их выставим на прилавок, чтобы все порадовались!
Петрушка: — Молодцы, ребята! А мне известно. Что на нашей ярмарке матрёшки танцевать умеют. Ну, ребята, выходите! И для всех гостей спляшите!
Танец «Матрёшек»
Заключительная часть.
Восп.: -Ребята, наше путешествие на ярмарку заканчивается. А Петрушка для вас приготовил сюрприз!
Петрушка: Наша ярмарка большая
И чего в ней только нет!
Не видать конца и края —
Море сушек и конфет!
Для всех гостей на удивление!
Приготовлены здесь угощения!
Звучит музыка «Ярмарка», Петрушка угощает детей сушками.