8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Комплексный подход к обучению детей с ОВЗ (ЗПР) среднего звена в условиях массовой школы.Система работы по развитию фонематических процессов на материале учебных предметов с использованием компьютерных технологий у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР).

Автор: Ирина Александровна Морозова

Комплексный подход к обучению детей с ОВЗ (ЗПР) среднего звена в условиях массовой школы.

В настоящее время достаточно большое количество разработок и методического материала для учителей, работающих в начальном звене. А для учителей-предметников среднего звена этого материала крайне недостаточно и данный материал разработан с использованием  опыта  практический работы.

Общеизвестно, что максимальный коррекционный эффект можно достичь только в комплексном подходе к обучению детей, который предполагает систему работы всех специалистов (а именно- учителей-предметников, специалистов: учителя — логопеда, психолога, социального педагога и пр.) и работу в системе.

Тесная взаимосвязь учителей — предметников в работе с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) происходит следующим образом: несомненно, что во главе стоит учитель русского языка и учебный материал, который использует он на своих уроках проходит через все предметы.

Например, учитель физической культуры на своих уроках отрабатывает практическое значение предлогов (определяющих пространственную ориентацию — что архисложно для детей с ОВЗ всех категорий), наречий и пр. Так, например, при выполнении физических упражнений, отрабатывает на своих уроках дифференциацию предлогов  «НА», «ПО», «ПОД», предлагает выполнить упражнение по СЛОВЕСНОЙ инструкции: пройти (пробежать, пропрыгать)  НА носочках быстро (медленно) — это как?; проползти (пробежать, пройти) по скамейке (полу, линии) — это как?; подлезть (подползти, проползти) под  скамейкой (это как?) и т.д.

Материал, изучаемый на уроках «Природоведения» в 5 классе «Методы изучения природы», где происходит знакомство с  измерительными приборами: термометром, секундомером, мензуркой, мерным стаканом, рулеткой, весами и пр., затем отрабатывается на уроках математики при их практическим использовании: замеров и решении задач, и ОРЕЧЕВЛЯЯ практические действия предложениями типа: «Я взял мензурку (мерный стакан), налил в НЕЕ воды, определил ее объем»; «Я взял рулетку, нашел начало (0), приложил, измерил, определил длину ...

Таким образом на указанных уроках дети с ОВЗ (ЗПР) активно пополняют, уточняют  и расширяют свой словарный запас, переводят пассивный словарь в активный, продолжают учиться строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Это происходит в условиях работы класса, вместе со всеми учениками. Безусловно, учителю очень сложно организовать урок в рамках инклюзивного образования с разными группами обучащихся с ОВЗ (ЗПР и не только), обучающимся невозможно полноценно  усвоить учебный материал в полном объеме в течение урока, а, тем более, в его речевом оформлении. Поэтому, работа с этими обучающимися и с этим материалом продолжается на логопедических занятиях и на занятиях со школьным психологом.

В данной работе предлагается рассмотреть такую взаимосвязь через предлагаемый конспект логопедического занятия, построенного на изучаемом материале  по «Истории древнего мира» в 5-м классе с группой ЗПР.

 

Дифференциация звуков Н-Н’»  (Первобытные собиратели и охотники)

На материале учебника «История древнего мира», 5 кл., под. Редакцией А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая, М., Просвещение 2017 г.

Цели:

Образовательная: обобщение и закрепление материала по указанной исторической теме; развитие слухового восприятия и мышления через группировку предметов; памяти через составление слов, предложений из слогов, развитие памяти через воспроизведение текста по «зашифрованным»  предложениям.

Логопедическая: дифференциация звуков «Н», «Н’» слогах, словах, предложениях; развитие фонематических процессов через определение места звука с использованием  цифрового ряда, составление предложений по пазлам.

Воспитательная: аккуратное обращение с раздаточным материалом, корректное поведение при групповой работе.

Оборудование: картинки: олень, бизон, шерстистый носорог, мамонт, родовая община, костяной гарпун, дубина, гарпун,  первобытный человек, огонь, обезьяна; цифровые ряды;  мяч, «звуковая мозаика», «цветок».

Ход занятия.

1. Оргмомент. Инструкция.

·                                  Рассмотрите  картинки и назовите их.(бизон, носорог, обезьяна, мамонт, община, гарпун,  дубина).

·                                  Какой одинаковый согласный звук в этих словах? («Н»)- буква синего цвета

Какой еще звук обозначает эта буква? («Н’») — буква зеленого цвета  -подставить картинки «олень», «огонь»

·                                  Характеристика звуков.

2. Сообщение темы занятия.

3. Группировка предметов по разным признакам.

Картинки: бизон, носорог, обезьяна, мамонт, община, гарпун,  дубина, олень, огонь + добавить «первобытный человек»)

·        по какому признаку можно объединить все картинки? (Это все использовалось первобытным человеком)

·        — на какие две группы можно поделить картинки? (живые и неживые) (На какой вопрос отвечают «живые?», и «неживые»). Какой частью речи являются в предложении? (существительными).

·         (убрать «общину», «огонь») — На какие две группы можно поделить эти картинки? (животные и орудия труда)

·        — вернуть»общину», «огонь»- На какие две группы можно поделить картинки по звуковому признаку? (Н», «Н’»)

3. Игровое упражнение «Твердо- мягко»- с мячом.

·        Он —  онь, унь — ун…

·        На — ня, ни — ны….

·        Ну — унь. ны — ынь….

4. Игровое упражнение Игровое упражнение  Назови слово».

Инструкция: «Мысленно исключите  два лишних слога и прочитайте  получившееся слово».

обувьщинина (община);     субиказон (бизон)    мамаможент (мамонт);  гаражпуман (гарпун)    персиквовабытный (первобытный); ногисорокаг (носорог) .

5. Определение места звука в слове с помощью цифрового ряда.

Звук «Н»: бизон, носорог, обезьяна, мамонт, община, гарпун,  дубина;

Звук «Н’»: огонь, олень. изобретение, появление, древний, охотник.

6. Игра «Звуковая мозаика». Перед обучающимися —  квадрат, разделенный на 25 клеточек (5×5): Инструкция: Если в слове слышен звук «Н»» — обучающийся должен положить в клеточку квадратик синего цвета, если звук «Н’»- квадратик зеленого цвета; если «наших» звуков нет —  нет – клеточку пропускаем. Раскладываем квадраты с верхнего левого угла (найти и показать), вначале – верхний ряд (найти и показать), потом второй (третий, четвертый, пятый) ряд (найти и показать).

Слова:

1 ряд. носорог, олень, копье, огонь, мамонт.

2 ряд. бизон, появление, человек, расстояние, гарпун.

3 ряд. обезьяна, появление, охотник, камень, община.

4 ряд. Много, занимать, люди, древнейший, миллионы.

5 ряд. остальные, палка, копалка, орудие, дубина.

Анализ выполненной работы: сравнение с ковриком – образцом.

7. Развитие фонематического анализа и синтеза.

Картинки: олень, бизон, носорог, мамонт, община, гарпун, дубина, первобытный человек, огонь, обезьяна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·        В каком слове – названии картинки звук «Н» слышен между «О» и «Т»?  (мамонт)

·        Звук «Н» слышен между «И» и «А»? (община, дубина)

·        Звук «Н» слышен между «Я» и «А»? (обезьяна)

·        Звук «Н» слышен в конце слова? (гарпун. бизон)

·        Звук «Н’» слышен в конце слова? (олень, огонь)

·        Звук «Н’» слышен перед «Е» (олень)?

·        Звук «Н’» слышен перед «О» (огонь)?

·        Из каких двух слов состоит название нашего предка, если в первом слове слышен звук «Н» (? (первобытный человек) (При затруднении стр. 10, первый абзац).

·        Из каких двух слов состоит название нашего предка, если в первом слове слышен звук «Н’» (? (древнейший человек) (При затруднении стр. 10, второй абзац).

·        В каком слове звук «Н» на пятом месте? (обезьяна, мамонт, община, бизон)

·        В каком слове звук «Н’» на четвертом месте? (огонь, олень)

8. Физкультминутка: Игровое упражнение «Составь цветок». На столе логопеда — лепестки цветов картинками вверх. Каждый обучающийся на носочках подходит к столу, с закрытыми глазами берет лепесток, называет картинку, определяет, какой звук («Н» или » Н’») слышен в названии картинки и вставляет в соответствующую серединку. Возвращается на свое место на пятках.

В конце проводится анализ:  логопед поворачивает цветной стороной каждый получившийся цветок: если все обучающиеся определили звуки правильно, то лепестки каждого цветка — одинакового цвета.

9. Работа над предложением. ( Составить каждое предложение по пазлам — 6 предложений — работа на местах, одновременно (по мере проговаривания предложения)  на доске прикрепляется «зашифрованные предложения» — первые буквы каждого слова предложения).

 

10. Воспроизведение текста по «зашифрованным предложениям».

П н л, ж д и п, д п п г и б г.( Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов).

Д ч о н о. (Древнейший человек очень напоминал обезьяну).

У и о т б г о д л о ж.( Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных).

Л о н о, б, ш н и м.( Люди охотились на оленей, бизонов, на шерстистых носорогов и мамонтов.)

П л с ж о.( Позже люди стали жить родовыми общинами.)

О у р б ж, з п и д, о, г г о. (Общими у рода были жилище, запасы пищи и дров, очаг, где горел огонь.)

Л с о, к м б п ц н б р — о л и с.( Люди создали оружие, которым можно было поразить цель на большом расстоянии — охотничий лук и стрелы.)

Д о н к р л и г.( Для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун.)

11. Работа в тетрадях. Вставить букву «Н» синим и зеленым карандашом.

Первобыт___ыми ___азывают людей, живших до изобрете___ия письма, до появле___ия первых государств и больших городов.

Древ___ейший человек оче___ь ___апоми___ал обезья___у.

Уме___ие изготавливать орудия труда было глав___ым отличием древ___ейших людей от живот___ых.

Люди охотились ___а оле___ей, бизо___ов, ___а шерстистых ___осорогов и мамо____тов.

Позже люди стали жить родовыми общи___ами.

Общими у рода были жилище, запасы пищи и дров, очаг, где горел ого___ь. Люди создали оружие, которым можно было поразить цель ___а большом расстоя___ии — охот___ичий лук и стрелы.

Для охоты ___а круп___ую рыбу люди изобрели костя___ой гарпу___.

 

 

12. Анализ выполненной работы.

13. Итог занятия.

Текст.

 

Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.

Древнейший человек очень напоминал обезьяну.

Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей ото животных.

Люди охотились на оленей, бизонов, на шерстистых носорогов и мамонтов.

Позже люди стали жить родовыми общинами.

Общими у рода были жилище, запасы пищи и дров, очаг, где горел огонь.

Люди создали оружие, которым можно было поразить цель на большом расстоянии — охотничий лук и стрелы.

Для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун.

 

Литература.

1. Ладыженская, Баранов. Русский язык 5 класс. Учебник часть 1, 2. Издательство: Просвещение.  Год издания: 2014-2021

2. Учебник «История древнего мира», 5 кл., под. Редакцией А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая, М., Просвещение 20017 г.

3. ФГОС НОО (Приказ Минобрнауки России от 19. 12.2014г. № 1598. «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»    

4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования  (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413).

 

×
×
×

Дополнительная

Скидка 15%

на любой курс

Промокод: В Ы Г О Д А 1 5
Выбрать курс со скидкой
Черная пятница Черная пятница Черная пятница