Автор: Ирина Александровна Морозова
Комплексный подход к обучению детей с ОВЗ (ЗПР) среднего звена в условиях массовой школы.
В настоящее время достаточно большое количество разработок и методического материала для учителей, работающих в начальном звене. А для учителей-предметников среднего звена этого материала крайне недостаточно и данный материал разработан с использованием опыта практический работы.
Общеизвестно, что максимальный коррекционный эффект можно достичь только в комплексном подходе к обучению детей, который предполагает систему работы всех специалистов (а именно- учителей-предметников, специалистов: учителя — логопеда, психолога, социального педагога и пр.) и работу в системе.
Тесная взаимосвязь учителей — предметников в работе с обучающимися с ОВЗ (ЗПР) происходит следующим образом: несомненно, что во главе стоит учитель русского языка и учебный материал, который использует он на своих уроках проходит через все предметы.
Например, учитель физической культуры на своих уроках отрабатывает практическое значение предлогов (определяющих пространственную ориентацию — что архисложно для детей с ОВЗ всех категорий), наречий и пр. Так, например, при выполнении физических упражнений, отрабатывает на своих уроках дифференциацию предлогов «НА», «ПО», «ПОД», предлагает выполнить упражнение по СЛОВЕСНОЙ инструкции: пройти (пробежать, пропрыгать) НА носочках быстро (медленно) — это как?; проползти (пробежать, пройти) по скамейке (полу, линии) — это как?; подлезть (подползти, проползти) под скамейкой (это как?) и т.д.
Материал, изучаемый на уроках «Природоведения» в 5 классе «Методы изучения природы», где происходит знакомство с измерительными приборами: термометром, секундомером, мензуркой, мерным стаканом, рулеткой, весами и пр., затем отрабатывается на уроках математики при их практическим использовании: замеров и решении задач, и ОРЕЧЕВЛЯЯ практические действия предложениями типа: «Я взял мензурку (мерный стакан), налил в НЕЕ воды, определил ее объем»; «Я взял рулетку, нашел начало (0), приложил, измерил, определил длину ...
Таким образом на указанных уроках дети с ОВЗ (ЗПР) активно пополняют, уточняют и расширяют свой словарный запас, переводят пассивный словарь в активный, продолжают учиться строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Это происходит в условиях работы класса, вместе со всеми учениками. Безусловно, учителю очень сложно организовать урок в рамках инклюзивного образования с разными группами обучащихся с ОВЗ (ЗПР и не только), обучающимся невозможно полноценно усвоить учебный материал в полном объеме в течение урока, а, тем более, в его речевом оформлении. Поэтому, работа с этими обучающимися и с этим материалом продолжается на логопедических занятиях и на занятиях со школьным психологом.
В данной работе предлагается рассмотреть такую взаимосвязь через предлагаемый конспект логопедического занятия, построенного на изучаемом материале по «Истории древнего мира» в 5-м классе с группой ЗПР.
Дифференциация звуков Н-Н’» (Первобытные собиратели и охотники)
На материале учебника «История древнего мира», 5 кл., под. Редакцией А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая, М., Просвещение 2017 г.
Цели:
Образовательная: обобщение и закрепление материала по указанной исторической теме; развитие слухового восприятия и мышления через группировку предметов; памяти через составление слов, предложений из слогов, развитие памяти через воспроизведение текста по «зашифрованным» предложениям.
Логопедическая: дифференциация звуков «Н», «Н’» слогах, словах, предложениях; развитие фонематических процессов через определение места звука с использованием цифрового ряда, составление предложений по пазлам.
Воспитательная: аккуратное обращение с раздаточным материалом, корректное поведение при групповой работе.
Оборудование: картинки: олень, бизон, шерстистый носорог, мамонт, родовая община, костяной гарпун, дубина, гарпун, первобытный человек, огонь, обезьяна; цифровые ряды; мяч, «звуковая мозаика», «цветок».
Ход занятия.
1. Оргмомент. Инструкция.
· Рассмотрите картинки и назовите их.(бизон, носорог, обезьяна, мамонт, община, гарпун, дубина).
· Какой одинаковый согласный звук в этих словах? («Н»)- буква синего цвета
Какой еще звук обозначает эта буква? («Н’») — буква зеленого цвета -подставить картинки «олень», «огонь»
· Характеристика звуков.
2. Сообщение темы занятия.
3. Группировка предметов по разным признакам.
Картинки: бизон, носорог, обезьяна, мамонт, община, гарпун, дубина, олень, огонь + добавить «первобытный человек»)
· по какому признаку можно объединить все картинки? (Это все использовалось первобытным человеком)
· — на какие две группы можно поделить картинки? (живые и неживые) (На какой вопрос отвечают «живые?», и «неживые»). Какой частью речи являются в предложении? (существительными).
· (убрать «общину», «огонь») — На какие две группы можно поделить эти картинки? (животные и орудия труда)
· — вернуть»общину», «огонь»- На какие две группы можно поделить картинки по звуковому признаку? (Н», «Н’»)
3. Игровое упражнение «Твердо- мягко»- с мячом.
· Он — онь, унь — ун…
· На — ня, ни — ны….
· Ну — унь. ны — ынь….
4. Игровое упражнение Игровое упражнение Назови слово».
Инструкция: «Мысленно исключите два лишних слога и прочитайте получившееся слово».
обувьщинина (община); субиказон (бизон) мамаможент (мамонт); гаражпуман (гарпун) персиквовабытный (первобытный); ногисорокаг (носорог) .
5. Определение места звука в слове с помощью цифрового ряда.
Звук «Н»: бизон, носорог, обезьяна, мамонт, община, гарпун, дубина;
Звук «Н’»: огонь, олень. изобретение, появление, древний, охотник.
6. Игра «Звуковая мозаика». Перед обучающимися — квадрат, разделенный на 25 клеточек (5×5): Инструкция: Если в слове слышен звук «Н»» — обучающийся должен положить в клеточку квадратик синего цвета, если звук «Н’»- квадратик зеленого цвета; если «наших» звуков нет — нет – клеточку пропускаем. Раскладываем квадраты с верхнего левого угла (найти и показать), вначале – верхний ряд (найти и показать), потом второй (третий, четвертый, пятый) ряд (найти и показать).
Слова:
1 ряд. носорог, олень, копье, огонь, мамонт.
2 ряд. бизон, появление, человек, расстояние, гарпун.
3 ряд. обезьяна, появление, охотник, камень, община.
4 ряд. Много, занимать, люди, древнейший, миллионы.
5 ряд. остальные, палка, копалка, орудие, дубина.
Анализ выполненной работы: сравнение с ковриком – образцом.
7. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Картинки: олень, бизон, носорог, мамонт, община, гарпун, дубина, первобытный человек, огонь, обезьяна.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
· В каком слове – названии картинки звук «Н» слышен между «О» и «Т»? (мамонт)
· Звук «Н» слышен между «И» и «А»? (община, дубина)
· Звук «Н» слышен между «Я» и «А»? (обезьяна)
· Звук «Н» слышен в конце слова? (гарпун. бизон)
· Звук «Н’» слышен в конце слова? (олень, огонь)
· Звук «Н’» слышен перед «Е» (олень)?
· Звук «Н’» слышен перед «О» (огонь)?
· Из каких двух слов состоит название нашего предка, если в первом слове слышен звук «Н» (? (первобытный человек) (При затруднении стр. 10, первый абзац).
· Из каких двух слов состоит название нашего предка, если в первом слове слышен звук «Н’» (? (древнейший человек) (При затруднении стр. 10, второй абзац).
· В каком слове звук «Н» на пятом месте? (обезьяна, мамонт, община, бизон)
· В каком слове звук «Н’» на четвертом месте? (огонь, олень)
8. Физкультминутка: Игровое упражнение «Составь цветок». На столе логопеда — лепестки цветов картинками вверх. Каждый обучающийся на носочках подходит к столу, с закрытыми глазами берет лепесток, называет картинку, определяет, какой звук («Н» или » Н’») слышен в названии картинки и вставляет в соответствующую серединку. Возвращается на свое место на пятках.
В конце проводится анализ: логопед поворачивает цветной стороной каждый получившийся цветок: если все обучающиеся определили звуки правильно, то лепестки каждого цветка — одинакового цвета.
9. Работа над предложением. ( Составить каждое предложение по пазлам — 6 предложений — работа на местах, одновременно (по мере проговаривания предложения) на доске прикрепляется «зашифрованные предложения» — первые буквы каждого слова предложения).
10. Воспроизведение текста по «зашифрованным предложениям».
П н л, ж д и п, д п п г и б г.( Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов).
Д ч о н о. (Древнейший человек очень напоминал обезьяну).
У и о т б г о д л о ж.( Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных).
Л о н о, б, ш н и м.( Люди охотились на оленей, бизонов, на шерстистых носорогов и мамонтов.)
П л с ж о.( Позже люди стали жить родовыми общинами.)
О у р б ж, з п и д, о, г г о. (Общими у рода были жилище, запасы пищи и дров, очаг, где горел огонь.)
Л с о, к м б п ц н б р — о л и с.( Люди создали оружие, которым можно было поразить цель на большом расстоянии — охотничий лук и стрелы.)
Д о н к р л и г.( Для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун.)
11. Работа в тетрадях. Вставить букву «Н» синим и зеленым карандашом.
Первобыт___ыми ___азывают людей, живших до изобрете___ия письма, до появле___ия первых государств и больших городов.
Древ___ейший человек оче___ь ___апоми___ал обезья___у.
Уме___ие изготавливать орудия труда было глав___ым отличием древ___ейших людей от живот___ых.
Люди охотились ___а оле___ей, бизо___ов, ___а шерстистых ___осорогов и мамо____тов.
Позже люди стали жить родовыми общи___ами.
Общими у рода были жилище, запасы пищи и дров, очаг, где горел ого___ь. Люди создали оружие, которым можно было поразить цель ___а большом расстоя___ии — охот___ичий лук и стрелы.
Для охоты ___а круп___ую рыбу люди изобрели костя___ой гарпу___.
12. Анализ выполненной работы.
13. Итог занятия.
Текст.
Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.
Древнейший человек очень напоминал обезьяну.
Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей ото животных.
Люди охотились на оленей, бизонов, на шерстистых носорогов и мамонтов.
Позже люди стали жить родовыми общинами.
Общими у рода были жилище, запасы пищи и дров, очаг, где горел огонь.
Люди создали оружие, которым можно было поразить цель на большом расстоянии — охотничий лук и стрелы.
Для охоты на крупную рыбу люди изобрели костяной гарпун.
Литература.
1. Ладыженская, Баранов. Русский язык 5 класс. Учебник часть 1, 2. Издательство: Просвещение. Год издания: 2014-2021
2. Учебник «История древнего мира», 5 кл., под. Редакцией А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая, М., Просвещение 20017 г.
3. ФГОС НОО (Приказ Минобрнауки России от 19. 12.2014г. № 1598. «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413).