Автор: Зиновьева Раиса Ивановна
Направление: Языковая грамотность как составляющая функциональной грамотности
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Р. И. Зиновьева, учитель начальных классов
МБОУ «Начальная школа-детский сад» города Чебоксары
Аннотация: Функциональная грамотность –это способность применять знания, умения для решения повседневных задач. Формирование грамотного письма –одно из самых важных задач на уроках русского языка. Приемы: «Нахождение орфограмм», создание проблемной ситуации, словарная работа, проектная деятельность.
Ключевые слова: функциональная грамотность, работа с информацией, собственный опыт, орфограммы, проблемная ситуация, словарная работа, проект.
Требования стандарта образования таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность» появилось понятие «функциональная грамотность». Кроме умения читать, понимать, рассуждать, составлять простые тексты, необходимо сформировать «функциональную грамотность» обучающегося для успешной адаптации в обществе.
Функциональная грамотность –это способность применять знания, умения, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, и что очень важно- перекладывать на собственный опыт.
Каковы же критерии функциональной грамотности младшего школьника, какими качествами должен обладать обучающийся начальной школы?
1.Самостоятельность, ответственность, инициативность.
2.Способность принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях.
3.Готовность взаимодействовать с окружающим миром.
4.Готовность к получению новых знаний в течение всей жизни.
5.Умение легко адаптироваться в любом социуме.
6.Отличное владение устной и письменной речью для успешного взаимодействия с окружающими.
На формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста направлен русский язык как учебный предмет.
Формирование грамотного письма –одно из самых сложных задач на уроках русского языка. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функциональной грамотности младшего школьника.
Какие же приемы я использую на уроках русского языка, которые позволяют повысить мотивацию обучающихся, создадут обстановку творческого поиска, активизируют мыслительную деятельность?
Приемы для формирования функциональной грамотности:
1. «Нахождение орфограмм»
Начиная с 1 класса учим детей находить орфограммы, выделяя их зеленым цветом: это орфограммы буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА -ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, ЧТ, заглавная буква в словах. К 2 классу обучающиеся уже умеют не только находить и выделять изученные орфограммы, а так же их классифицировать. Формой организации деятельности обучающихся могут быть «работа в парах», когда дети меняются тетрадями и проверяют наличие орфограмм друг у друга. А также могут быть такие формы, как игра «Кто найдет больше орфограмм в данном тексте» или «Выдели все орфограммы по заданной теме».
2.Прием «Проблемная ситуация»
Проблемная ситуация –это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса обучающихся к изучаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности обучающихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, самостоятельного принятия решений.
Например, на уроке в 4 классе дети изучают тему «Неопределенная форма глагола».
На доске записаны глаголы: садились, читать, плакал, вставать, перелистывать, благодарил, идти, изучают, приходит.
Задание: определить у данных глаголов время и число.
Проблема: У каких глаголов ты не смог определить время и число?
Поиск решения: Чем похожи все эти глаголы? Как бы вы назвали такие глаголы?
Форма работы групповая: выписать из стихотворения «Не мешайте мне мечтать» все глаголы в неопределенной форме:
Не мешайте мне мечтать, мне б мешок конфет достать,
развернуть, жевать, сосать, чавкать, чмокать, уплетать,
долго-долго не глотать, наслаждаться, смаковать,
мне не надо в рот смотреть, совесть надобно иметь,
так могу я подавиться и на месте умереть.
3.Словарная работа.
Работа со словарными словами –одна из важнейших на уроках русского языка. Чтобы обучающиеся лучше запоминали эти слова, можно использовать разные задания:
1.Выписать словарные слова на темы «Школа», «Животные», «Город».
2.Слова-существительные мужского, женского, среднего рода.
3.Слова –одушевленные и неодушевленные имена существительные.
4.Слова на разные орфограммы.
4.Прием «Исправь ошибки».
В тексте допущены ошибки (можно назвать и количество ошибок). Обучающиеся, обнаружив их, исправляют. Форма работы групповая и работа в парах. Можно использовать и индивидуальную форму работы с отстающими или одаренными детьми. Текст «Вьюга» 2 класс.
Стаит халодная зима. Бушуит вюга. Ветер всаду кочает деревя. Сучя тополя стучят в акно. Дарогу за мело. Трудно прайти к дому. Хлопья снега бют в лецо.
5.Проектная деятельность.
В конце изучения большего раздела обучающиеся пишут небольшие проекты. В 1 классе проект «Сказочная страница», во 2 классе проекты «Пишем письмо», «В словари — за частями речи», в 4 классе «Говорите правильно», «Пословицы и поговорки». В 3 классе после изучения раздела «Состав слова» дети составили проект «Рассказ о слове»» и представили его в классе. Обучающиеся нарисовали дерево, где возле корней нарисован корень слова, а листья или крона включают в себя родственные слова.
Рассмотренные приемы способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников, позволяет повысить мотивацию обучающихся, создают обстановку творческого поиска.
Список литературы:
1.Губанова М.И., Лебедева Е.П. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования. Начальная школа плюс до и после-2009г
2.Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» учебник 1,2,3,4 классы.