Автор: наталья викторовна малышева
Учение, лишенное всякого интереса и
взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению
гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К. Д. Ушинский.
Если содержание урока вызывает интерес у учащихся, то обучение на уроках станет более продуктивным, Заинтересованность удерживает мысли учеников, не дает им отвлекаться, делает любую деятельность на уроке значимой для ученика.
Как же заинтересовать ученика? И вот тут открывается широкое поле для творчества учителя.
Предмет “Технология” — особенный. Он формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий и дает им возможность еще в школе приобщиться к труду. Моя первоочередная задача: выстроить свою педагогическую деятельность так, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок умел мыслить самостоятельно, открывая и осваивая свой собственный потенциал, умел применить изученное в жизни.
Интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Стараюсь стимулировать познавательный интерес учащихся при помощи содержания учебного материала. На своих уроках стараюсь использовать, сведения из истории и науки, истории научных открытий. Чаще познавательный интерес опирается на менее известный, иногда совсем новый материал, овладевая которым учащиеся в ещё большей мере осознают то, что им даёт урок. Объясняю практическую необходимость в знаниях, демонстрируя при этом современные научные достижения. На своих уроках создаю условия для проявления познавательной деятельности:
· создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества в классе;
· создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;
· включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;
· использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;
· использование проблемных ситуаций;
· практико-ориентированная направленность изучаемого материала.
Для того, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений использую на уроках большое количество приемов:
— выстраивание вокруг учебного материала приключенческого сюжета;
— использование игр и игровых приемов на уроках;
— стимулирование занимательным сюжетом;
— создание ситуации творческого поиска и др.
Уроки с использованием данных приемов дают прекрасные результаты. Занимательность уроков состоит в том, что учитель, используя свойства предметов и явлений, вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет их внимание и, воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности независимо от их знаний. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. Для создания мотивации учения я использую в своей работе: Прием «Удивляй!» Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.
К месту и вовремя приведенные пословицы и поговорки вразумляют быстрее, точнее и эффективнее, чем долгое объяснение. Часто на своих уроках использую пословицы и поговорки. Их использование на уроках позволяет воспитывать у школьников уважение к труду, бережливое отношение к своему и чужому времени, нетерпимость к лени, хвастовству, работе спустя рукава, учит гордиться прочно усвоенными знаниями, приобретенными трудовыми навыками, приучает к взаимопомощи и ответственности. Моим ученикам, приводимые на занятиях пословицы и поговорки нравятся, они записывают их и сами часто употребляют. Те крылатые выражения, смысл которых ученикам непонятен, я объясняю, задавая наводящие вопросы и привлекая к обсуждению весь класс. Это способствует развитию у школьников речи и мышления, умения анализировать, сравнивать, проводить аналогию, определять и объяснять понятия. Народная мудрость – действенное подспорье в воспитательной работе.
Свое эссе хочу закончить восточной мудрость, которая лучше всего отражает мое педагогическое кредо.
Приобретать знания – храбрость, приумножать их –
мудрость, а умело применять – высшее искусство.
(Восточная мудрость)