«Трудности формирования полноценного навыка чтения у учащихся с ТНР и пути их преодоления»

Автор: Марина Константиновна Губанова

«Трудности формирования полноценного навыка чтения у учащихся с ТНР и пути их преодоления»

 

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день, является обучение чтению, а особенно, это касается детей с тяжелыми нарушениями речи.Чтение — сложный процесс, требующий умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого. В процессе формирования полноценного навыка чтения у учащихся должны быть выработаны такие качества, как правильность, беглость, сознательность и выразительность.

Условно можно выделить две стороны в процессе чтения:

Ø  техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением);

Ø  смысловую (является основной целью процесса чтения).

Между этими сторонами процесса чтения существует тесная, неразрывная связь.

Благодаря достаточному уровню общего и речевого развития,  дети 5-6 летнего возраста, обладают определенной готовностью к обучению чтению. Они могут быстро запомнить буквы, соотнести их со звуками речи, легко усвоить слияние звуков, передать смысл прочитанного слова или предложения. К сожалению, дети с речевой патологией, такой готовностью к обучению чтению не обладают. Поступая в школу, они являются потенциальной группой риска в отношении полноценного овладения навыком чтения. Стойкие нарушения чтения у детей с дефектами речи часто происходят из- за несформированности психических процессов, обеспечивающих механизм чтения в норме.

Основными причинами затруднений детей с речевой патологией при обучении чтению,

является недоразвитие фонематических процессов, полиморфные нарушения в звукопроизношение, бедный словарь, многочисленные ошибки при употреблении лексико-грамматических категорий, трудности в связной речи, при построении самостоятельных высказываний. Как следствие, дети с нарушениями речи с трудом учатся звуковому анализу и

синтезу слов, у них возникают проблемы при запоминании букв и соотнесению их со звуком речи. Некоторые из них даже при осуществлении совместной работы логопеда,  воспитателей, родителей по обучению грамоте длительный период времени не могут освоить  способ слияния гласных и согласных. В дальнейшем они читают очень медленно, допускают большое количество ошибок, плохо понимают и не могут объяснить прочитанное или подобрать картинку, которая обозначает смысл прочитанного.

Коррекционную работу с такими детьми лучше всего строить на творческих упражнениях и интересных играх, для того, чтобы не допускать переутомления обучающихся, обусловленного данной речевой патологией. Работу следует начать с ориентировки в пространстве, так как чаще всего дети с ТНР путают лево-право, не дифференцируют предлоги и т.д. Можно использовать задания с лабиринтами, графическими диктантами. После чего, мы знакомим детей с буквой в игровой форме по закреплению ее образа  и соотнесению со звуком: знакомство с печатной буквой, рассматривание различных вариантов ее изображений, стихотворное, иллюстрированное описание буквы. Не менее эффективным  будет лепка букв из теста,  пластилина,  выкладывание из палочек или спичек, а так же сложить разрезанную букву, «оживить букву», превратив её в живой предмет. Все это делается для того, чтобы ребенок запомнил букву и смог соотнести с ее звуком. Затем мы можем предложить такое упражнение, как: «Найди букву». При ознакомлении со звуко-буквенным анализом, можно использовать упражнение «Найди и раскрась». При обучении слиянию букв, в слоги можно использовать различные карточки с передвигающимися предметами от одной буквы к другой. Также можно поработать со слоговой таблицей. Детям предлагается:

Ø  прочитать слоги, начинающиеся с гласной буквы, с согласной буквы;

Ø  найти и прочитать слоги, в которых есть мягкие согласные;

Ø  прочитать слог, в котором есть заданная буква;

Ø  найти, прочитать заданный слог и придумать с ним слово и т.д.

Далее идет работа с составлением слов из отдельных слогов. Можно использовать различные упражнения, например, «Соедини слоги». Или составление слов из отдельных букв, которые нужно поставить по заданному порядку и затем прочитать слово, после чего, переходим к целому слову. Можно использовать таблицы, но уже не слоговые, а с отдельно стоящими буквами. В таблице зашифрованы слова. Детям нужно отыскать эти слова (подсказки в виде картинок расположены ниже).Также нужно не забывать и про развитие выразительности чтения. Можно использовать такие  упражнения, как «Гудок» и «Проснись», в которых нужно менять силу и тон голоса. При развитии ритма и темпа речи стоит использовать различные четверостишья, которые читаем то быстро, то медленно. Или скороговорки, в которых с каждым разом увеличиваем скорость прочтения. Следующим этап — работа над паузами и  логическим ударением. Ребёнок читает фразу, выделяя одно из слов, смотрит, как меняется смысл прочитанного, и  делает вывод. А самое главное, ведется работа по развитию осознанного чтения. В занятия также включают упражнения по формированию фонематического слуха и восприятия, лексико-грамматического строя речи, параллельно развивая связную речь и формируя словарь.

Конечно же, это малая часть, того, что используют для формирования и развития навыка

чтения у учащихся с ТНР. В методической литературе и интернет-источниках представлено множество материала и нужно лишь выбрать тот, который подходит именно вам.

 

 

×
×