Технологии в логопедической работе (из олыта работы)

Автор: Сульдина Ольга Викторовна

Технологии в логопедической работе

(из опыта работы учителя-логопеда

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №14» г. Биробиджан Сульдиной О.В.)

            Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей.

            За последнее десятилетие увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушается речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность и т.д.

            Перечисленные нарушения, если их вовремя не исправить, вызывают трудности общения с окружающими, трудности и проблемы в обучении, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения в личности в цепи развития «ребенок – подросток — взрослый».

            Это заставляет специалистов искать новые методы и формы работы, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

      Педагогическая технология –совокупность психологопедагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

          Виды технологий в коррекционной работе учителя-логопеда:

— Традиционные (логопедические)

— Нетрадиционные (развивающие, здоровьесберегающие) (слайд 2)      Традиционные формы работы – это коррекционная работа, направленная на исправление или ослабление имеющихся нарушений.

Логопедические технологии

I. Технология логопедического обследования

          Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. (слайд 3)

Задачи логопедического обследования:

—  выявление объёма речевых навыков;

—  сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;

—  определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;

—  анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой сторо­ной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя;

—  определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

 (слайд 4)

Этапы логопедического обследования

Ориентировочный этап (сбор анамнеза)

Дифференцировочный этап

—  Обследование мимической мускулатуры

—  Обследование моторики артикуляционного аппарата

—  Исследование произвольной моторики пальцев рук

—  Обследование общей моторики

—  Изучение состояния слуховой функции

Основной этап (собственно логопедическое обследование)

—  Обследование звукопроизношения

—  Обследование строения артикуляционного аппарата

—  Обследование дыхательной функции

—  Обследование голосовой функции

—  Обследование просодической стороны речи

—  Обследование фонематического восприятия (слайд 5)

—  Обследование понимания речи

 — Обследование понимания слов

 — Обследование понимания предложений

 — Обследование понимания грамматических форм

—  Обследование лексического запаса

—  Обследование грамматического строя речи

—  Обследование связной речи (слайд 6)

II. Технологии коррекции звукопроизношения

Этапы коррекции звукопроизношения

1. Подготовительный этап

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к пра­вильному восприятию и произнесению звуков.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и
навыков

2.1 Постановка звука.

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

2.2. Автоматизация звука

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

2.3. Дифференциация звука

Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употреб­ления звуков во всех ситуациях речевого общения. (слайд 7)

  Технология постановки разных групп звуков

—  Выделяют 3 способа постановки звуков (впервые выделены в работах Ф.Ф. Рау): по подражанию (имитативный), механический и смешанный.

—  Имитативный – основан на сознательных попытках ребенка найти ар­тикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанно­му от логопеда.

—  Механический способ – основывается на внешнем, механическом воз­действии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями.

—  Смешанный способ – основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение. (слайд 8)

III. Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи

IV. Технологии коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи

V. Технологии развития интонационной стороны речи

V I. Технологии коррекции темпо-ритмической организации устной речи

V II. Технологии формирования навыков речевой саморегуляции и введения их в речевую коммуникацию (слайд 9)

V III. Компьютерные технологии в развитии речи

– это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. (слайд 10)

Возможности использования ИКТ в логопедии:

ü  повышение мотивации к логопедическим занятиям;

ü  организация объективного контроля развития и деятельности детей;

ü  расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;

ü  возможность быстрого создания собственного дидактического материала;

ü  визуализация акустических компонентов речи;

ü расширение спектра не вербальных заданий (слайд 11)

Достоинства компьютерных технологий

q обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;

q повышают значительные возможности в развитии высших психических функций: схематизация, символизация мышления; формирование планирующей функции мышления и речи;

q за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память. (слайд 12).

Вместе с тем ни у кого не вызывает сомнения и то, что, какими бы заманчивыми ни были эти средства, какими бы уникальными возможностями они ни обладали, приоритетным всегда остается принцип «не навреди». По этой причине необходимо особое внимание уделить предположительным негативным последствиям использования этих средств, а в особенности компьютера. К предполагаемым негативным последствиям использования средств современных информационных технологий можно отнести:

·          во-первых, возможный вред здоровью (например, при длительной и бесконтрольной работе за компьютером) и:

·          во-вторых, педагогически немотивированное их использование (например, игнорирование дидактических принципов обучения, использование средства только ради самого факта его применения, преобладание игровой компоненты над учебной), не приводящее к позитивным результатам в области развития личности обучаемого или интенсификации учебного процесса.

Нетрадиционные технологии – это комплексный процесс (деятельность) создания, распространения, внедрения ииспользования нового практического средства, направленного на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития.

Введение их в практику позволяет усовершенствовать коррекционный процесс.

Результаты этой деятельности выражаются в изменениях в содержании, в методах, в формах, в средствах коррекции. Работа с ребенком при нетрадиционной коррекции речи становится динамичной, эмоциональной приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными и разнообразными, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Применение данных технологий коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. 

Все здоровьесберегающие педагогические технологии условно можно разделить на три категории:

*Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

*Технологии обучения здоровому образу жизни.

*Коррекционные технологии.

Нетрадиционные (здоровьесберегающие) технологии в      логопедической работе

v Пальчиковые игры

v Имаготерапия (тетрализация, сказкотерапия, куклотерапия)

v Психогимнастика

v Биоэнергопластика

v Музыкотерапия

v Ароматерапия

v Фитотерапия

v Хромотерапия

v Пескотерапия

v Семянотерапия, жгутотерапия

v Кинезиология

v Су-джок терапия

v Аурикулотерапия

v Логопедический массаж

v Массаж (самомассаж) (слайд 13)

Развитие тонких движений пальцев рук и стимуляция систем соответствия положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга и, таким образом, активно влияет на исправление речи детей.

Пальчиковые игры

—  — Пальчиковые упражнения

Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, бусами, прищепками, шнурками, проволокой. (слайд 14)

        — Игры со спичками

(слайд 15)

Пальчиковая азбука — зрительно-пространственные образы букв русского алфавита, созданные с помощью пальцев рук.

     Рассматривается как одно из средств профилактики оптической дисграфии и дислексии. (слайд 16)

Имаготерапия

           Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции   личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Логопеды используют в своей практике логосказки, которые могут выступать как целостное занятие, часть занятия или как дидактическая игра.
Виды логосказок:

— Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики)
— Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков)
— Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизации, дифференциации)
— Лексико–грамматические (обогащение словаря, закрепление знаний грамматических категорий)

— Сказки, способствующие развитию связной речи
— Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах) и т.д. (слайд 17)
         «Проживая» сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.

Куклотерапия — терапия творческим самовыражением.

—    Основана на идентификации с образом любимого героя сказки, мультфильма, игрушки.

—  Куклы  выступают как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога).

—   Используется при нарушениях поведения, страхах, нарушении

коммуникативной сферы. (слайд 18)

Сюда же можно и отнести как одну из разновидностей имаготерапии театрализацию (очень подробно нас с этим приёмом познакомили педагоги детского сада №45, да ещё и грандиозно представили)

Коррекционные задачи имаготерапии:

ü создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

ü совершенствование лексико-грамматических средств языка;

ü совершенствование звуковой стороны речи; 

ü развитие диалогической и монологической речи;

ü эффективность игровой мотивации детской речи;

ü взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

(слайд 19)

Психогимнастика

—  Психогимнастика – это метод психотерапии, который использует движение в качестве средств коммуникации. Эта методика позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики, пантомимы.

—  Психогимнастика – это способ снять эмоциональное напряжение, уменьшить агрессию и тревожность, избавиться от чувства неуверенности. Также этот метод помогает лучше почувствовать свое тело. И хотя это психологический тренинг, но проходит он в непринужденной обстановке, поскольку для психогимнастики используют игры. (слайд 20)

—  Биоэнерго пластика

          Направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме.

          По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности, развивает координацию движений, оптимизирует положительные качества личности.

          Здесь ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти.  Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, лёгкими, ритмичными.

Например, «Качели» — движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх – вниз.

«Часики» — сжатая и опущенная вниз ладонь движется влево-вправо.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движений, помогают ребёнку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

Например, «Улыбка» — пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счёт 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 секунд, на счёт 2 – ладонь сворачивается в кулак.

«Чашечка» — пальцы прижаты к друг другу, имитируя положение «чашечки».

           Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.  (слайд 21)

Музыкотерапия – лекарство, которое слушают.

Мелодия способна изменить душевное и физическое состояние человека

—  Замедляет пульс

—  Способствует расширению сосудов

—  Нормализует артериальное давление

—  Стимулирует пищеварение

—  Улучшает аппетит

—  Повышает тонус коры головного мозга

—  Стимулирует дыхание и кровообращение

—  Усиливает внимание (слайд 22)

Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека

          Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.

n  Раздражительность: роза, кипарис, лаванда, бергамот, бигардия

n  Успокаивающие: лаванда, кипарис, шалфей, анис, базилик, бергамот, мандарин, бигардия

n Повышение умственной и физической активности:

герань, грейпфрут, лимон, лемонграсс, пачули, сосна, эвкалипт

     Ароматерапия — идеально чистый, полностью натуральный метод успокоения или устранения многих заболеваний.

         Виды ароматерапии:

      ванны;

      распыление;

      ингаляциии;

      массаж. (слайд 23)

Применеие ароматерапии, как средства оздоровления и восстановления у детей способствует поддержанию хорошего настроения, помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна, снять состояние усталости. Все эфирные масла положительно влияют на нервную систему и психическое здоровье.

n  Если ваш ученик чрезмерно возбудим, плаксив, жалуется на бессонницу, то для его спокойствия ему нужны ароматы аниса, розы, ладана, сандала, иланг-иланга или апельсина.

n  Если ученик одолеваем комплексами типа: «У меня ничего не получится» – эффективно использование майорана, базилика, герани, апельсина, корицы.

n  Если ребенок плохо адаптируется к школе – полезен  лимон.

n  Если агрессивен – применяем лаванду и ладан.

n  Если ученик ленится, равнодушен к учебе – поможет можжевельник. (слайд 24)

Японские ученые выяснили, что количество ошибок при письме уменьшается при насыщении воздуха запахами лаванды — на 20%, жасмина —на 25%, лимона — на 50%.

Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных средств.

      Восстановление умственной и физической работоспособности

      Устранение усталости, вялости, астенического синдрома

      Профилактика нарушений мозгового кровообращения

      Устранение бессонницы, нервозности

      Профилактика и устранение расстройств памяти

      Восстановление мышечного тонуса (слайд 25)

          Цветотерапия (Хромотерапия) — наука, изучающая свойства цвета. Направлена на восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.

           Цвет влияет на состояние человека, его чувства, повышает тонус либо успокаивает.

           Наши далекие предки заметили, что одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие — раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.
             Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, понижает аппетит. Людям умственного труда легче работать в комнате с синей лампой или синими шторами на окнах.

             В обычной практике отмечено, что голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения.
             Фиолетовый цвет оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы, снижает настроение людей
            Красный цвет активизирует, повышает физическую работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы.
           Зеленый цвет успокаивает, создает хорошее настроение. Поэтому, когда человек утомлен, они инстинктивно стремится попасть в оптимальную для него геоцветовую среду: к зеленому лесу, лугу, зеленовато-голубой воде.   Зеленый цвет оказывает благотворное влияние на соматически ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении. (слайд 26)

           Пескотерапия

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В.А Сухомлинский

         Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка, что позволяет построить партнерские, доверительные отношения между логопедом и ребёнком. (слайд 27)

         Песочная терапия способствует:

ü совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

ü обогащению словарного запаса;

ü развитию связной речи;

ü побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

ü развитию фантазии и образного мышления. (слайд 28)

Семянотерапия, жгутотерапия (слайд 29)

Использование семянотерапии и жгутотерапии на логопедических занятиях помогает в работе по следующим направлениям:

—  развитие и совершенствование фонематического слуха,

—   коррекция звукопроизношения,

—   развитие лексико-грамматического строя речи (во время работы над обобщающими понятиями (овощи, мебель, посуда и др.), над словоизменением и словообразованием).

—   обучение чтению и письму,

—  развитие связной речи. (слайд 30)

Кинезитерапия

Направлена на формирование и развитие межполушарного взаимодействия, а именно на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга.

    Упражнения:

«Колечко» (Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками).

«Кулак-ребро-ладонь» (Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе по 8- 10 раз. Можно давать себе команды (кулак — ребро — ладонь).

—  «Заяц — коза»

—  «Ухо — нос» и т.п.

развивают точности движений пальцев рук и способности к переключению с одного движения на другое.

 Надо сказать, что в случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

У ребенка формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к центру речи головного мозга.

В результате реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е.  помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т.п. (слайд 31).

Южнокорейский профессор Пак Чжэ Ву обосновал взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия «руки и ноги человека с телом человека».

     Метод Су — Джок — это     современное направление акупунктуры, которое объединяет древние знания Восточной и последние достижения европейской медицины.

Су – Джок терапия—  направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергитических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию (слайд 32)

Воздействуя на речевые зоны коры головного мозга заключается в использовании Су-Джок – шариков, массажных колец.

          «Ежик» с виду — симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент но, удивительно, сколько пользы может он принести…

Попробуйте покатать его между ладонями—тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма.

            Занятия с пружинными массажёрами очень полезны для детей. Массаж пальцев развивает мануальные способности рук, способствует быстрому усвоению навыков письма, развивает речь и концентрирует внимание у дошкольников и младших школьников.

Главные достоинства Су- Джок терапии:

      Высокая эффективность.

• Абсолютная безопасность применения.

• Универсальность метода.

• Доступность метода для каждого человека.

Простота применения. (слайд 33)          

  Данный вид работы может быть использован как элемент занятия (фронтального, подгруппового или индивидуального), как пальчиковая игра или при самостоятельной деятельности детей (например, самомассаж).

         Ауриколотерапия — это лечебное воздействие на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип как и в Су-Джок терапии).

          Французский врач П. Ножье разработал картографию ушной раковины с изображением проекции частей тела и внутренних органов.

          Воздействие на активные точки осуществляется путем массажа ушной раковины (надавливание, растирание, пощипывание) до лёгкого покраснения и появления чувства тепла. (слайд 34)

           Логопедический массаж — это совокупность приемов механического дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или другую среду.

o    Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

o    Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи. (слайд 35)

 

Массаж (самомассаж)

ü стеклянными разноцветными шариками;

ü прищепочный массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или массаж;

ü массаж орехами, каштанами;

ü массаж шестигранными карандашами (слайд 36)

ü массаж травяными мешочками;

ü массаж камнями;

ü массаж зондами, зондозаменителями;

ü массаж приборами Су-Джок терапии. (слайд 37)

Японская методика пальцевого массажа

        Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-х летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа.

       Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

—  массаж большого пальца – повышает активность мозга

—   массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу

—  массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника

—  массаж безымянного пальца – стимулирует печень

—   массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение. (слайд 38)

Совет взрослым: Если дети волнуются при разговоре и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Упражнения для самомассажа

Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа:

1.   Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию. Такой массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками.

2. Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»: их нужно

—  вертеть в руках

—  щелкать по ним пальцами

—  «стрелять»

—  направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания (слайд 39)

3.     Массаж грецкими орехами:

—  катать два ореха между ладонями

—  один орех прокатывать между пальцами

—  удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук

4.     Массаж шестигранными карандашами:

—  пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами

—  удерживать в определенном положении в правой и левой руке

5.     Массаж «чётками». Перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы.     Перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным. (слайд 40)

Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения

          Адаптированные упражнения подобраны на основе разработок НИИ глазных болезней им. Гельмгольца.

—   Траектории, по которым дети «бегают» глазами.

      Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.  (слайд 41)

Тарелки с разноцветными кружками. Задания: найди две одинаковые тарелки; найди такую тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.

—  Зрительные гимнастики (слайды 42-48

—  Использование современных технологий в логопедической работе

—  Пальчиковая гимнастика

—  Постановка и автоматизация звуков

—  Совершенствование лексико-грамматических категорий

—  Звуковой анализ слов

—  Совершенствование навыков употребления предлогов

—  Слоговая структура слов

—  Развитие памяти, внимания и других высших психических функций

(слайд 49)

           Таким образом, можно сделать вывод, что положительного результата и эффективности в работе с детьми, имеющими нарушения речи, можно добиться, если наряду с традиционными логопедическими технологиями использовать в коррекционной работе формы и методы нетрадиционных технологий.

           Формирование у педагогов и родителей ценностных ориентаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

          В настоящее время применение в работе ОУ здоровьесберегающих педагогических технологий позволяет повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Доминирующей задачей педагогического коллектива является задача сохранения, укрепления здоровья воспитанников. 

             Так, в целях укрепления здоровья детей в детском саду используются следующие формы организации физической активности воспитанников: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультурные досуги, а также солнечные и воздушные ванны, пальчиковая гимнастика, массаж биологически активных зон, витаминизация, оздоровительная гимнастика после дневного сна.

            Здоровьесберегающая деятельность школы: диспансеризация; профилактические прививки; Дни и Недели Здоровья; спортивные школьные праздники; участие в городских спортивных соревнованиях; беседы о здоровье с учащимися; беседы о здоровье с родителями; витаминизация;

оформление классных и школьных «Уголков здоровья», динамические часы, игры на свежем воздухе.

          Среди родителей также необходимо вести работу по формированию у них основ валеологической грамотности, по совершенствованию профилактической и оздоровительной работы с родителями через нетрадиционные формы оздоровления не только в детском саду, но и в семье, которую можно организовать через различные формы деятельности: открытые  занятия, родительские собрания, уголки здоровья, информационные стенды, буклеты, памятки, аннотации; беседы, консультации, развлечения с участием родителей и т.д.         

            Таким образом, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, то будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

 

 

 

×
×