Сценарий воспитательного мероприятия «Творец космической эры»

Автор: Ногинова Галина Сергеевна

«Творец космической эры»

День знаний, посвященный 165-летию со дня рождения К.Э. Циолковского,

великого учёного, гражданина и патриота 

 

             Цель мероприятия: развитие у обучающихся познавательного интереса к истории развития русской и советской науки, воспитания чувства гордости за свою Родину и её граждан.

Ппопуляризации науки и современных технологий. популяризации науки и современных технологий. опуляризация жизни и научного поиска великого русского учёного, гражданина и патриота, основателя современной космонавтики  К.Э. Циолковского.

 

Вступительное слово учителя

День знаний, 1 сентября 2022 года мы   посвящаем  великому  мечтателю,  замечательному русскому ученому, основателю современной космонавтики –  Константину Эдуардовичу Циолковскому. В сентябре ему исполняется 165 лет. Простой учитель из Калуги  внёс огромный вклад в российскую науку и стал всемирно известным учёным. 

     Его жизнь — настоящий подвиг. В труднейших условиях он проводил свои теоретические и экспериментальные изыскания. Жизнь вдохновенного калужского самоучки — образец творческого дерзания, целеустремленности, умения преодолевать препятствия, настойчивого стремления двигать вперед науку и технику своего времени. Космические полеты и конструирование дирижаблей были главными проблемами, которым он посвятил свою жизнь. Но его вклад в науку и технику очень разнообразен, его идеи претворяются в жизнь много лет спустя после смерти.

Циолковский первый философ в области освоения космического пространства, именно он  отстаивал идею разнообразия форм жизни во Вселенной, был всерьез уверен, что со временем человечество расселится по всему космосу. И не просто расселится, а принципиально изменит свою сущность. Эволюция, по его разумению, должна пойти по пути духовного совершенствования, а конечной точкой станет превращение каждого человека в некий светящийся духовный шар.

 

СЦЕНАРИЙ

 

действующие лица мини – спектакля:

— ведущий 1,

— ведущий 2,

— участник, который читает отрывки из книги воспоминаний К.Э. Циолковского – КЭЦ,

— наш современник, который начинает и завершает мероприятие,

— чтецы – 7 человек.

 

Пролог (наш современник):

17 сентября 2022 года исполняется 165 лет со дня рождения русского   и советского учёного-самоучки с мировым именем, разрабатывавшего теоретические вопросы космонавтики…, мыслителя, занимавшегося философскими проблемами освоения космоса.

Изобретатель, выдающийся ученый,
Идейный космонавтики отец,
Великий гений Богом умудренный,
Теории космической творец.

Из воспоминаний КЭЦ. «Планета  есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели… Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство».

Ведущий 1. Эти слова принадлежат великому мечтателю и замечательному русскому ученому Константину Эдуардовичу Циолковскому. Он известен всему миру не только как основоположник теории ракетно-космического полёта, но и как учёный-энциклопедист, которого интересовали самые разнообразные вопросы естествознания и техники, авиации и воздухоплавания, небесной механики, астрономии и даже лингвистики.

Чтец 1.

                         На вольных просторах великой России

                         Я горд, что родился, живу.

                         Дала она крылья, и мудрость и силы,

                         И гордых небес синеву….

 

 Ведущий 1. К.Э. Циолковский родился 17 сентября 1857 году в селе Ижевском Рязанской губернии, в семье лесничего. О своих родителях К.Э.Циолковский писал:

 

Из воспоминаний КЭЦ. «Характер моего отца был близок к холерическому. Он всегда был холоден, сдержан. Среди знакомых отец слыл умным человеком и оратором… У него была страсть к изобретательству и строительству. Меня еще не было  на свете, когда он придумал и устроил молотилку. Увы, неудачно. Мать была совершенна другого характера — натура милая, веселая и  даровитая.  В отце преобладал  характер, сила воли, а в матери талантливость».

Чтец 2.

 

Жизнь человека — только миг

В безбрежном времени Вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Все это так. Да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки.

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьей, единой кровью,

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется,

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.    

 

                                                                                           Кабаев Г.И.

Ведущий 2. Первые годы детства К.Э. Циолковского были счастливыми. Летом он бегал, играл, строил  с  товарищами в лесу шалаши. Часто запускал змея и отправлял ввысь по  нитке  коробочку с тараканом. Зимой с восторгом катался на санках .Однажды в начале зимы К.Э.Циолковский заболел скарлатиной. Болезнь была тяжелой, и вследствие  осложнений на уши мальчик почти совершенно потерял слух.   

Чтец 3.

                          Надо помнить всегда,

                   Как душа человека ранима,

                   И порой к ней беда     

                   Руки тянет незримо.                                              

                   Чтоб ее отвести,

                   Надо щедрым, как солнце, быть.

                   Радость людям нести,

                   Только так надо жить!


           Ведущий 1.  В 1869году отца переводят в Вятку, где через год умирает мать. Мальчику с нарушением слуха сложно учиться в обычной гимназии, поэтому учится он неважно. Много времени проводит со своими единственными, верными друзьями — книгами. Именно в это время Циолковский начинает самостоятельно систематически заниматься, пользуясь небольшой библиотекой отца. Тогда же в нем пробуждается страсть к изобретательству.

Ведущий2. Он строит  воздушные шары,  маленький  токарный станок,  конструирует коляску, которая должна двигаться при помощи ветра. Видя способности сына, Эдуард Игнатьевич  в  шестнадцать л е т отправляет его в Москву для продолжения образования в технической школе, получивший к тому времени статус высшего учебного заведения. Вступительные экзамены оказались не по силам плохо слышавшему и недостаточно подготовленному юноше, но он остался в Москве.

Из воспоминаний КЭЦ.  «Из дома получал 10-15 рублей в месяц. Питался одним черным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал книги,  реторты, ртуть, серную кислоту для опытов.  Кроме опытов много читал, тщательно прорабатывал курсы начальной и высшей математики, аналитической геометрии, высшей алгебры и физики».

Чтец 4.

                            Солнце греет землю, красит небо,

                       Подступает к  окнам белый сад

                       Книги рядом с караваем хлеба

                       В доме на столе моем лежат.     

                       Хлеб и книга, вечные от века,

                       На столе лежат передо мной,

                       Подтверждая  мудрость человека,

                       Бесконечность щедрости земной.


            Ведущий 1.  Спустя три года пришлось вернуться в Вятку. Отец ушел в отставку, и средств на жизнь в Москве не хватало. Дома К.Э.Циолковский продолжает заниматься в местной библиотеке и подрабатывает репетиторством.

Из воспоминаний КЭЦ «Осенью 1879 года сдал экстерном экзамен на звание учителя народного училища, а через 4 месяца, после Рождества (1880 г.) я получил известие о назначении меня на должность учителя арифметики и геометрии в Боровское уездное училище Калужской губернии. Надел свои наушники, полушубок, пальто,  валенки и отправился в путь..».

           Ведущий 2. В Боровске, в его квартире сверкали электрические молнии, гремели громы, звонили колокольчики загорались огни, вертелись колеса и т. д. Но чем бы ни занимался Константин Эдуардович, что бы он ни  делал, его мучил один вопрос — нельзя ли применить центробежную силу, для того чтобы подняться за атмосферу, в небесные пространства?  В 24 года он самостоятельно разработал теорию газов и начал усердно заниматься  вопросами воздухоплавания, а именно, созданием дирижабля.

Чтец 5.

                                     Помножен мир (иль разделен?)

                            На те миры живые,

                            В которых сам он  отражен,

                            И каждый раз впервые.

                            Все в мире было бы  мертво,

                            Как будто мира самого

                            Совсем и не бывало,-

                            Когда б живое существо

                            Его не открывало.

            Ведущий 1. Большую часть жизни Циолковский прожил в Калуге. Соседи считали его чудаком и фантазером. А теперь напрягите воображение и представьте: конец XIX — начало XX века, самая окраина Калуги, по заросшим травой улицам ходят куры, гуси, козы. Сюда даже извозчики не едут, потому что слишком крутая гора. И за столом на чердаке сидит человек, который пишет: «Мы живем больше жизнью космоса, чем жизнью Земли». Не мудрено, что его считали совершенно сумасшедшим.

Из воспоминаний КЭЦ. «Основной мотив моей жизни, — не прожить её даром,  продвинуть человечество хоть немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы — может быть скоро, а может быть и в отдаленном будущем — дадут обществу  горы хлеба и бездну   могущества».

Чтец 6.

                            Cменяется за веком век,                                            

                            Но будет вечен человек

                            Дающий жизнь планете,

                            За все считающий себя в ответе,

                            Не ждущий ни славы, ни наград,

                            И не боящийся преград.

                            А недовольство же его собою

                            Сильней стремления к покою.     

                           

          Ведущий 2. Наиболее важные научные достижения К.Э.Циолковского относятся к теории движения ракет и реактивных приборов. Циолковский построил центрифугу и провел на ней  эксперименты, связанные с перегрузками, которые могут выдерживать живые существа. В качестве испытуемых использовались  таракан и цыпленок. За счет центробежной силы центрифуги их вес удалось увеличить в 300 и 10 раз соответственно. Как отмечал сам изобретатель, животные хорошо перенесли опыт.

         Ведущий 1. Наиболее важными и оригинальными открытиями К.Э. Циолковского в теории реактивного движения являются исследование  движения ракеты в пространстве без действия силы тяжести, определение коэффициента полезного действия ракеты, исследование полета  ракеты в вертикальном и наклонном  направлениях. К.Э.Циолковский выдвинул идею составных ракет или ракетных поездов для исследования космических пространств. На одном из листов с формулами, которые лежат в основе движения ракет и сейчас, стоит пометка 10 мая 1897 года. Именно эту дату считают днем  рождения теоретической космонавтики.

           Ведущий 2.   Циолковский прожил 78 лет, умер 19 сентября 1935 года. Он внес огромный вклад в российскую науку.        Его жизнь — настоящий подвиг. В труднейших условиях он проводил свои теоретические и экспериментальные изыскания. Жизнь вдохновенного калужского самоучки — образец творческого дерзания, целеустремленности, умения преодолевать препятствия, настойчивого стремления двигать вперед науку и технику своего времени.

      Ведущий 1. Скромный, провинциальный учитель мечтал о том, чтобы его идеи воплотились в жизнь, что человек проложит дорогу к другим планетам. Но он и не предполагал, что это случится так скоро: пройдет чуть больше двадцати лет после его смерти и первый искусственный спутник Земли, стартовавший 4 октября 1957 года, возвестит начало космической эры.  На основании трудов великого ученого началась эпоха ракетостроения  и освоения Вселенной.      

(Видиофрагмент «Старт корабля «Восток» с Ю.А. Гагариным»/)

 

    Чтец 7.

 

    Вознесся в космос человек,

    Оставив за своей спиной

    Свой шар земной с его весной,

    С его «холодною войной»,

    Со стужей, вклинившейся в зной,

    И с кипятком подземных рек

           Под леденистой  пеленой.

            Вознесся в космос  человек,

            Секретом неба овладел,     

            И возвратился человек, 

            И снова землю   оглядел!              

 

    Эпилог (наш современник):  Циолковского похоронили в одном из самых любимых его мест в Калуге — в городском парке (сейчас парк им. К.Э.Циолковского). 24 ноября 1936 года над могилой возвели обелиск.

Один из правнуков гения, Сергей Сабуров, работает в Звездном городке, обеспечивает связь космонавтов с Землей. Но Сабуров рассчитывает, что кто-нибудь из потомков Циолковского непременно полетит в космос.

Вот такая история основоположника мировой авиации и космонавтики.

Жизнь полная неудач и падений, насмешек и непонимания, взлетов и оценки его работ на самом  высшем мировом  уровне.

Главная цель всякой науки – дать ответ на вопрос, как сделать людей счастливыми. Это волновало и занимало Циолковского всю его жизнь.

Александр Беляев, основоположник советской научной фантастики был дружен с Циолковским, именно он вдохновил его на создание «Звезды КЭЦ» (КЭЦ – Константин Эдуардович Циолковский). Роман был написан в 1936 году. И там фантаст рассказывает об орбитальной станции, выходе человека в открытый космос, а также про искусственные спутники Земли и полет на Луну.

«Созвездия блуждали в вечной мгле.

Казалось, им безмерный счет потерян…

Мы первые сумели на Земле

Открыть Вселенной запертые двери…»    Михаил Светлов

×
×