Гаджеты в руках ребенка — польза или вред

Автор: Матвеева Любовь Ивановна

                                              

         Современная жизнь «преподнесла» еще одну психологическую проблему — гаджеты (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Особенно остро эта проблема появляется у наших детей — зависимость от гаджетов.

Телефоны, телевизоры, игровые приставки, планшеты и компьютеры – это то, без чего современные дети не могут обойтись. Да и много ли из нас тех, кто проводит хотя бы один день без этих устройств? Думаю, что нет! Что же ожидать от детей в таком случае?

Многие взрослые специально дают своим детям гаджеты, например, чтобы не капризничал, не устраивал истерик. При этом знакомить ребенка с гаджетами родители начинают уже с первого года жизни, а то и раньше. И это не правильно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут только навредить ребенку.

В период дошкольного детства, а так же в соответствии с ФГОС ДО ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых, на что должны опираться родители и чем руководствуются воспитатели в дошкольных учреждениях. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Компьютерная же игра, в исполнении дошкольника, имеет другую психосоциальную структуру. Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. Сенсорные эффекты, иллюзии примитивны, понятны без слов, поэтому дети способны сами наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей, что ведет к деградации личности.

Положительное влияние гаджетов на детей

·        Работа с гаджетом развивает внимание, логическое и абстрактное мышление

·        Гаджеты являются основными источниками информации

·        Ребёнок учится принимать самостоятельные решения и быстро переключать внимание

·        Гаджеты – один из способов самообразования (иностранные языки, творчество и т.д.)

Отрицательное влияние гаджетов на ребенка

·        Повышение детской жестокости и агрессивности

·        Быстрое переутомление

·        Ухудшение зрения, слуха

·        Страдает мелкая моторика рук

·        Нарушение кругозора

·        Перенос виртуальных событий в реальность

Причины отрицательного влияния гаджетов на ребенка

·        Отсутствие контроля просматриваемого контента (информации) ребенком. (Ролики, игры разрушительного характера возбуждают у ребенка агрессию. Нарушается кругозор ребенка.)

·        Отсутствие временных ограничений использования гаджетов (утомляемость, агрессия)

·        Отсутствие специальных условий для работы с гаджетами. (Недостаточное освещение, дистанция приводят к ухудшению зрения и слуха)

Причины, которые могут привести к психологической зависимости от гаджетов

·        Индивидуально — психологические особенности личности ребенка

·        Личный пример родителей

·        Бесконтрольное, неограниченное по времени использование ребенком гаджетов

·        Полный запрет на просмотр телевизора, работы на компьютере, планшете.

Советы по формированию здорового использования гаджетов детьми

1. Не запрещать просмотр телевизора, использование планшета, телефона ребенком – а ограничить время использования. В случае запрета – это становится вожделенным объектом, «запретный плод – сладок». ВАЖНО! Время использования должно быть всегда одинаковым (например: 1 час в день), всегда в одно и то же время (например: 30 минут после обеда, 30 минут после ужина). Исключения долгие поездки, перелеты.

2. В случае, если уже есть высокое желание постоянно смотреть мультики/ играть, то обсудить (если позволяет возраст), и/ или сразу ограничить время использования до 1-2 часов в день (не разово, а по 30-40 минут за один раз). ВАЖНО! Взрослым, быть готовыми отвлекать и понемногу заинтересовывать ребенка другими играми/ общением/ играми со сверстниками в период отсутствия постоянного «заменителя» реальности (гаджета) у ребенка. Если период проведения за гаджетом в день выше, чем 2 часа, то снижать период проведения постепенно, уменьшая по 30-40 минут, доводя максимально до 1-2 часов в день.

3. Изменить качество использование гаджета — с игр, на развивающие головоломки, или увлекательные викторины. С одинокого использования планшетом ребенка — на совместное времяпрепровождение родителя и ребенка, рассказ о том, что происходит, анализ и затем обсуждение того, что было. Использовать гаджет как помощник при необходимости длительного ожидания в очереди, перелете, а не как ежедневное «выключение» ребенка.

4. Показывать на личном примере: совместное чтение книг с ребенком, совместные игры, обсуждение просмотренных мультфильмов, беседы на прогулке об окружающем мире.

5. Соблюдать санитарные нормы занятия за компьютером:

25 мин – для детей 5–6 лет,

30 мин – для детей 6–7 лет.

Родители, вручающие гаджет своему ребёнку, должны при этом отдавать себе отчёт, что строгий контроль над временем игры ребёнка с гаджетом необходим.

 

6. Не желательно знакомить с гаджетами детей до двух лет. Важно
— максимально продлить период «нецифровой игры». Ученые считают его
очень важным, столь же, как и умения сидеть, ходить, говорить и т.п. В первые два года жизни ребенка его мозг увеличивается в 3 раза. А к росту побуждает именно воздействие внешних стимулов, и это должны быть реальные предметы, взаимодействие с родителями. 

 

ВЫВОД: В умелых руках планшет для детей становится окном в мир нового, интересного и поучительного. В других же случаях он может превратиться в устройство для деградации и психического расстройства. Чем планшет станет для вашего ребенка — зависит от вас.

 Таким образом, родителям важно не допустить, чтобы гаджеты в жизни
ребёнка стали источником проблем.

 

 

×
×