Воспитание патриотизма на уроках русского языка и литературы

Автор: Вера Анатольевна Махова

Слайд1

 

 

Я начну со слов всем нам известного русского педагога К.Д.Ушинского: «Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».

 

Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

Русская литература с древнейших времён несла высочайший духовно-нравственный заряд. Она  всегда была гордостью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес. Христианская культура называет самыми главными ценностями жизни веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству.

Именно эти качества развивает в читателе русская литература, и задача учителя через произведения, изучаемые на уроках, воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности..Например,

Слайд 2

Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.

Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.

Отражение народных идеалов — патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости — мы видим в древнерусской литературе, в летописи “Повести временных лет”, изучающейся на протяжении трех лет.

Слайд 3,4

В 8 классе, изучая “Житие Александра Невского”, ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов.

Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве».в 9 классе.

Слайд 5

В среднем звене огромный материал для патриотического и гражданского воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России.

Слайд 6 Так, изучая стихотворение М.Ю. Лермонтова “Бородино” (5 кл.), учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе.

Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?». 

Слайд 7

Высокое патриотическое чувство, всенародный патриотический подъем передает басня И.А. Крылова «Волк на псарне». В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа школьники определяют мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка Слайд 8: «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.

Слайд 9

При изучении романа «Дубровский» (6 класс) ребята должны увидеть в А.С. Пушкине писателя, протестовавшего против гнета самодержавия, размышлявшего о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины. На уроках при анализе текста используем сопоставительную характеристику Троекурова и Дубровского, беседу, сообщение по ранее составленному плану, устный рассказ по одной из иллюстраций, изложение с элементами сочинения.

Слайд 10

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 кл.) – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ученики отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса и его сына Остапа вызывает у учащихся чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости. Истоки героизма Остапа – в чувстве Родины, товарищества, твёрдости в православной вере. Не обладающий этим нравственным стержнем Андрий становится на путь предательства. Н.В.Гоголь перед каждым ставит вопрос об истинных ценностях, и читателю предстоит сделать свой выбор.

 После прочтения повести — написание сочинения .
Слайд 11
Особое место на уроках литературы занимает работа с историческими документами Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»). Ученики учатся сравнивать, сопоставлять, анализировать, например, сопоставление предводителя восстания в разных произведениях: образ Пугачева в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина («Пугачев»). Данная работа позволяет ребятам, во-первых, самостоятельно получать знания, на основе которых у них формируются определенные убеждения, во-вторых, через оценку событий формировать систему ценностей. Все это приводит к возникновению у ребенка позитивных гражданских свойств личности. Кроме того, ученики начинают понимать насколько важно их мнение, и как много от него может зависеть, учатся искать выход из любой сложной ситуации.

Слайд 12

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова “Судьба человека” (9 кл.). Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество.

При анализе текста учащиеся отвечают на вопросы: “Что подтолкнуло человека совершить такой поступок?”, “А как бы ты поступил на его месте?”. Эти вопросы рождают чувство сопричастности ребенка к событиям далекого прошлого, привлекают опыт ученика, что делает такой урок личностно ориентированным.

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне. В стихотворениях К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывается  о солдатских буднях, о любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.
И это лишь небольшой перечень произведений.

Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм.

Слайд 13

 

На уроках русского языка  Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые использую при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.) – Родная сторона – мать, чужая – мачеха; Родина – мать, умей за неё постоять; Слайд 14

 «Прилагательные полные и краткие» (5 кл.) – Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило; Слайд 15

 «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) – Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.

Слайд 16

Любовь к родной природе — одно из проявлений любви к Родине. Воспитывая у детей это чувство, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор.

 Например, при  закреплении темы  «Приставки пре- и при-» использую текст

 В. Пескова, который представлен вашему вниманию на слайде:

Слайд 17

 «Осенью лес молчит. Прислушайся! Какая стоит тишь! В предчувствии холодов приумолкли птицы. Ветка слегка согнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла.

  Березки шелестят своими золотыми монетками. Природа зовет, манит к себе. Настроение    приподнимается. Кажется, что преодолимы все препятствия»

  Слайд 18

А при закреплении темы «Роль имени существительного в речи» в 5 классе  я предлагаю   учащимся   тексты   стихотворений   русских поэтов, например,

А.А. Фета:

Шепот, робкое дыханье.

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

Слайд 19

При изучении темы «Правописание Приставок НЕ- и НИ- в наречиях» в 6 классе использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения:

1.     Никогда Россия ярма не носила. 2. Велика Россия, а отступать некуда. 3. Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4. На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5. Совершить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6. Смелый человек нигде не пропадет.

Предлагается учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества.

Слайд 16

При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости  это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.  Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».

Таким образом, я считаю, что, если учителем будут использованы все воспитательные возможности русского языка, то эффект от таких занятий значительно повысится. И русский язык не только сыграет большую роль в поднятии грамотности и развития речи, но и окажет огромную помощь в формировании морально-нравственного облика личности учащегося.

Слайд 21

Конечно, результат формирования ценностных ориентаций личности – дело не одного и даже не двух лет. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, тогда учитель может считать свою задачу выполненной.

 

 

 

 

Мы все умрем, людей бессмертных нет,

И это все известно и не ново.

Но мы живем, чтобы оставить след:

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

 

 

×
×