Автор: Зеленина Елена Николаевна
«Технология сопровождения и обогащения игры детей дошкольного возраста музыкальным руководителем»
В условиях реализации ФГОС ДО актуальным стало переосмысление старого опыта восприятия детской игры педагогами, осознания важности проживания в период дошкольного детства разных видов игры, создания условий для игровой деятельности детей, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста.
Важной задачей для меня является создание таких условий и такого взаимодействия с детьми, когда проявляется их субъектность, инициатива, возможность самовыражения, самостоятельный выбор деятельности, музыкальных инструментов, танцевальной атрибутики и атрибутики, костюмов для драматизации. Чтобы двигаться к реализации этой задачи, я, прежде всего, начала перестраивать работу на музыкальных занятиях, предоставляя возможность детям самостоятельно придумывать танцевальные движения, импровизировать на музыкальных инструментах, изображать роли под музыку. Наблюдая за детьми, уловила их потребность заниматься в музыкальном зале в свободном режиме, и сделала следующий шаг – создала музыкальное пространство свободного выбора. Тут меня ждало открытие – пространство должно быть музыкально-игровым! Дети приходили и не просто брали музыкальные инструменты или начинали танцевать, они начинали играть, примерять на себя разные роли, разворачивать сюжеты, свободно двигаясь по всему залу. В то же время я увидела, что не все дети умеют играть, подчиняться правилам игры, встраиваться в нее, разворачивать сюжет. Им не хватает знаний об окружающем мире, о профессиях, о действиях людей в разных ситуациях. Во многом «неумелость» детей зависит от пассивной позиции и незаинтересованности взрослых, их непонимания важности и необходимости игры в дошкольном детстве, их роли в создании условий и поддержании игровой деятельности.
Таким образом, выстроилось четкое понимание моей роли в сопровождении и обогащении детской игры, а также в возможности помочь педагогам ДОУ и города, педагогам-стажерам других городов ЗАТО, освоить подходы, формы и методы сопровождения и обогащения образной и сюжетно-ролевой игры музыкальными элементами. Таким образом, сложился дальнейший алгоритм работы:
1. Создать условия для музыкально-игровой деятельности детей, развития детской игры, обогащения игры музыкальными элементами.
2. Разработать рабочую программу музыкального развития детей, в которой предусматривается время и место для игры, а также гибкое планирование этой деятельности, исходя из актуального развития и интересов детей.
3. Продумать и прописать алгоритм, формы и методы деятельности музыкального руководителя, который сопровождает и обогащает детскую игру – своего рода функционал.
4. Совместно с педагогами отработать в режиме семинара, обмена опытом, взаимопосещений те формы, методы, подходы, которые ведут к сопровождению (а не руководству) и обогащению детской игры музыкальными элементами.
5. Выстроить совместную с воспитателями групп работу по обогащению детей знаниями об окружающем мире.
6. Разработать совместно с зам. по УВР, старшим воспитателем, воспитателями критерии оценки деятельности педагога по сопровождению и обогащению образной и сюжетно-ролевой игры.
Важнейшие факторы, реализации технологии сопровождения и обогащения игровой деятельности детей.
1.Насыщенная, трансформируемая, подвижная игровая среда в группах.
2.Насыщенная, трансформируемая, подвижная музыкально-игровая среда, созданная в музыкальном зале.
3.Планомерная работа по развитию музыкальных способностей на занятиях с предоставлением детям возможности проявлять инициативу в музыкальном творчестве, реализовывать собственные замыслы. Включение информационно — тренингового блока по знакомству с профессиями, особенностями людей, их поведением в разных ситуация, как в реальных, так и фантастических и т.п.
4.Возможность детям выбирать деятельность в музыкальном зале или в другом творческом, игровом пространстве детского сада.
5.Возможность выбирать роли, сюжеты и реализовывать образную и сюжетно-ролевую игру.
6.Возможность выбирать любую другую деятельность в игровом пространстве группы или музыкально-игровом пространстве музыкального зала.
7.Подготовленный педагог, готовый и способный создавать условия, поддерживать и развивать игровую деятельность детей, обогащать ее содержательными задачами. Педагог, который умеет сам перевоплощаться в разные роли и быть партнером детей в игре, педагог как хранитель игры.
8.Атмосфера доброжелательного внимания и позитивного взаимодействия.
Л.С. Выготский писал: «Игра является хотя и не преобладающим, но ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Игра содержит в себе все тенденции развития; она источник развития и создает зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания общего характера».
Мы придерживаемся точки зрения, изложенной в исследованиях Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, Р. А. Иванковой. Взрослый не руководит игрой, не навязывает свое видение разворачивания сюжета или обыгрывания образа. Взрослый заменяет детям недостающих старших товарищей, участвующих в играх на правах партнера. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет игрой, а не действием по инструкции, когда они почувствуют не давление воспитателя, а умеющего играть партнера. Роль взрослого, замещающего ребенка-партнера, усиливается тем, что в условиях естественной передачи игровой культуры происходит «обобщение» конкретного, постепенно накапливающегося игрового опыта, а в условиях совместной игры взрослый строит игру особым образом так, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети ставились перед необходимостью использовать новый более сложный способ построения игры. В этом случае дети сначала открывают способ в «чистом» виде в совместной игре со взрослым, а затем переносят его в самостоятельною игру с различным содержанием.
Когда дети разворачивают игру, я включаюсь на равных правах или провоцирую расширение возможностей сюжетной линии, обыгрывании образа более ярко. Помогаю стеснительным детям, ребятам с недостаточным опытом игры, включиться в нее, предлагая: «Давай мы с тобой будем собаками (матросами, покупателями, дельфинами…..)». Использую другие приемы и методы поддержки детей, меняю сама образы, азартно включаясь в игру. Для меня важно чутко улавливать ситуацию, эмоциональное состояние детей, ту «химию», которая происходит во время игры. И быть соучастником, но отходить в сторону, когда ты не вписываешься или выпадаешь из сюжета игры, когда чувствуешь, что вмешательство может навредить.
При создании условий и сопровождении игры опираемся на классификацию детской игры по Е.Е.Кравцовой:
2-4 года – режиссерская игра;
4-5 лет — образная игра;
5-7 лет – сюжетно-ролевая игра;
6-7 лет – игры по правилам;
после 7 лет – режиссерская игра на высоком уровне.
Нет жестких границ между видами игр, но каждый следующий этап опирается на достижения предыдущего. По мере развития ребенка происходит переход от простейших игр к сложным игровым формам. Этот переход связан с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил — от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания — к игровой инициативе, от локальных игр — к играм-комплексам, от возрастных игр — к безвозрастным.
Сопровождение и обогащение режиссерской игры.
В возрасте примерно 1,5-2 лет дети начинают интересоваться театрализованными постановками взрослого или более старших детей. Появляется игра-имитация с предметами и разыгрыванием действий одним героем. Дети играют индивидуально и только ближе к трем годам начинают в этих играх участвовать сверстники. Малыш, выступая в роли режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам же исполняет их роли, является автором и актёром в одном лице.
В подготовленной среде, ребенок с помощью воспитателя создает сценарий игры, опираясь на полученный ранее опыт. (Это может быть сказка, поездка в отпуск или прогулка с родителями по парку). Воспитатели готовят для детей игрушки, игровое поле, мелкие детали. Так же в игре атрибутами могут послужить, детали строительного материала, бросовый материал, лоскутки ткани. Они могут быть неоформленными или не форматными, но несут функционал животных, нарядов, или персонажей. Первоначально педагог помогает придумать сюжет, на своем примере показывает, как можно играть с материалом. В дальнейшем ребенок играет самостоятельно.
Так как я работаю с разновозрастными группами, мне приходится учитывать особенности игры детей 3-4,5 лет. Они нуждаются в сопровождении и обогащении именно режиссерской игры. И бывает, что в то время, когда более старшие дети наряжаются, прикидывают на себя образы, начинают потихоньку прясть нитку сюжета, я обращаю внимание на малышей. Ненавязчиво подкидываю идею, вопросами (Куда же твой зайчик поскакал? У жучка есть домик? Ты ему построишь?… ) помогаю продолжить ход игры или изменить его в позитивном русле. Или подсаживаюсь и сама играю каким-нибудь предметом. А так как фантазии у меня не занимать, малыши наблюдают, открыв рот, кто-то присоединяется.
Понимая важность режиссерской игры как базы для развития образной игры, без которой не получится увлекательной сюжетно-ролевой игры, уделяю внимание малышам, когда разновозрастная группа приходит в музыкальный зал. Для них есть уголок с мелкими предметами и игровыми полями, возможность, накинув ткань на ширму, уединиться в «норке» для собственной игры.
Но часто дети 3-4 лет из разновозрастных групп с удовольствием присоединяются к образной и сюжетно-ролевой играм своих старших одногруппников.
Сопровождение и обогащение образной игры.
По моим наблюдениям, самые первые роли маленьких детей – кошечки и собачки. В возрасте от 3 лет ребёнок начинает открывать для себя удивительный мир образной игры, осваивая азы ролевого перевоплощения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего мира. Для разворачивания игры создается насыщенная среда, богатая атрибутами для создания самых разных образов, одеждой, шляпами, тканями и т.п. Так же необходимо создать условия для изготовления детьми недостающих атрибутов: бросовые и природные материалы, картон, краски, скотч и т.п.
В арсенале у педагога много возможностей поддержать игру, обогатить ее:
— знакомить детей с образами, через просмотр фотографий, картин, различных видео зарисовок;
— помогать выбирать атрибуты, сопутствующие или подручные материалы, которые помогут ребенку наиболее ярко передать придуманный образ;
— примерять на себя образы, как ведущие, так и второстепенные;
— импровизировать, играть на равных;
— демонстрировать, что образ можно менять, и поддерживать детей в этом;
— помогать в случаях, когда ребенку требуется техническая помощь;
— создавать доброжелательную атмосферу;
Важно, чтобы ребенок мог свободно овладеть игрой, чувствуя себя комфортно, как входя в игру, играя, так же и выходя из неё
Сопровождение и обогащение сюжетно-ролевой игры.
Для старших дошкольников (старше 5 лет) важным будет не обращение к игрушке или определенному образу, а общение с детьми, которые выполняют роли героев игрового сюжета. В этом возрасте ребенок выходит за пределы бытовых сюжетов, его вдохновляют более широкомасштабные, «глобальные» проекты, например, полет в космос или кругосветное путешествие, строительство железнодорожной магистрали и т. д.
В созданной среде, дети находят себе «помощников» для передачи образов. Мой опыт показывает, что опираясь на уже полученный опыт и «багаж» на музыкальных занятиях, ребенок смело погружается в передачу образа в группе во время игры. Выбирая атрибуты, дети примеряют на себя образы и роли. При распределении и выборе ролей у детей может возникнуть потребность в изготовлении новых атрибутов, музыкальных инструментов. Здесь их никто не ограничивает в выборе темы и продолжительности игры. Договорившись друг с другом, дети распределяют роли, обязанности, место проведения, атрибуты и прочее. Средства передачи роли, дети ищут самостоятельно, педагог не довлеет и не навязывает игру, поэтому они и чувствуют свою значимость и внутреннюю свободу, что помогает им выплеснуть эмоциональное состояние. Важно, что и в игре дети, договорившись, воплощают свои замыслы, и решения.
В игре может возникнуть проблемная ситуация, некий спор, решение которого дети не могут сами принять. И тогда педагогом вбрасывается новая провокация или ориентир, в соответствии со сложившейся ситуацией. Также возможно пополнение знаний новым материалом, что приводит детей к исследовательской деятельности. В некоторых случаях педагог становится партнером в игре, что помогает поддерживать инициативу детей. Также педагог может сопроводить игру звуком, или звуковым эффектом, что в некоторых случаях может изменить не только сюжет игры, но и дети могут перейти на другие образы и роли.
Особенно важным мне видится создание детьми правил сюжетно-ролевой игры и затем исследование: а что с этим правилом происходит, как оно срабатывает, как я ему подчиняюсь, как это происходи у других? Это не привнесенный извне процесс (правила не задаются взрослым), это детское правилотворчество, что задает некий лифт движения дошкольников к саморазвитию. «Правила в игре есть правила ребенка для самого себя, правила внутреннего самоограничения и самоопределения» (Выготский Л.С.).
Игра – безопасное для детей пространство, где они могут быть смелыми, делать пробы, отказываться от них, не бояться ошибок, легко воспринимать правила и подчиняться им. И, двигаясь в этом поле саморазвития, самому задавать правила игры; придумывать новые ходы сюжета, менять роли, проигрывая все то, что не может проговорить ни взрослым, ни себе, тем самым узнавать себя, ставить себе задачи «на вырост». То, что получает ребенок, помимо радости совместности, удовлетворения от коллективного принятия решений, удовольствия, эмоционального подъема, — осознание «я могу!».
Игры по правилам и музыкальные игры, как разновидность игр по правилам.
Для всех игр с готовым содержанием и правилами характерны следующие особенности:
-наличие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуются через игровые действия;
-игровой замысел (или задача) и игровые действия составляют содержание игры;
-действия и отношения играющих регулируются правилами;
-наличие правил, и готовое содержание позволяют детям самостоятельно организовывать и проводить игру;
Первоначально педагог знакомит детей с правилами игры, ее содержанием, а когда дети осваивают, становятся участником игры, предоставляя детям возможность самостоятельно организовывать и проводить игру. Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.
Музыкальные игры являются разновидностью игр с правилами, доставляют большое удовольствие детям, дарят эмоциональный заряд. Кроме того в музыкальных играх решаются такие задачи как: развиваются вокальные и слуховые навыки, отрабатывается чувство ритма, расширяется импровизационный опыт и конечно эстетический вкус. Игры помогают снять напряжение и раскрепоститься ребенку, а так же снимают мышечное напряжение.
В практике обычно используются следующие виды музыкальных игр:
-ролевые игры – дети придумывают себе образы, роли, разыгрывают их под музыку;
-подвижные игры под музыку – это динамичные игры. Слушая музыку, дети реагируют на нее, определенными движениями;
-хороводные игры – игры происходят в кругу, двигаясь под музыку;
-социально-коммуникативные музыкальные игры, которые помимо музыкального обогащения, дают еще и возможность взаимодействовать детям друг с другом, принимать чувства и эмоции другого.
Я бы еще назвала один вид музыкальной игры — импровизационные игры. В ней происходят действия «Слышу – Изображаю» без наглядного показа взрослого, ребенок сам изображает то, что слышит. Передает в той форме, как ему подскажет его опыт, внутренний мир, или на тот момент – настроение. Здесь нет навязывания образа педагогом, или передачи движения, ребенок двигается так, как ему подсказывает внутренний темп и опыт. В этом и есть смысл этой игры. Выражение своих эмоций, показ себя, показ своего внутреннего мира. Параллельно идет восприятие музыкального материала, его усвоение, и накопление музыкального багажа.
Весь музыкальный опыт, который дети получают, участвуя в музыкальных играх, затем может использоваться ими в образных, сюжетно-ролевых играх, в театрализованных импровизациях, драматизациях.
На сегодня у меня выстроились следующие основные принципы сопровождения игры:
-наблюдение как основа для принятия решений о необходимости включения или невключения в игру; момента вброса содержания программы, в том числе и музыкального развития и т.п.
-отсутствие принуждения любой формы при взаимодействии в игре;
-включенность взрослого на уровне партнера, равного по правам и правилам в игре; играть «взаправду», погружаясь искренне в роль;
-уважительное отношение к детскому мнению и принятие его как основного в игре, каким бы необычным оно ни было (с учетом безопасности участников);
-поддержание игровой атмосферы, доброжелательности и позитивности, реальных чувств детей;
Очевидно в ходе практики, они могут дополняться или видоизменяться. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе».
Важной часть обогащения детской игры становится расширение представлений о мире. Здесь мы совместно с другими педагогами выработали следующие возможности обогащения:
1.Просмотры видеосюжетов с последующим обсуждением и обыгрыванием.
2.Экскурсии в различные социально значимые и интересные места, которые позже могут быть обыграны: почта, пожарная часть, музыкальная школа, музей, театральная студия, художественная школа, Дворец творчества, библиотека и т.д.
3.Выступления приглашенных взрослых о своих хобби, интересах, особенностях профессии с показом фотографий, предметов и т.п.
4.Тематические беседы и обсуждения, помогающие прояснить представления детей о той или иной игровой (жизненной) ситуации, их мнение относительно какого-либо сюжета.
5. Дидактические и театрализованные игры.
6.Яркие иллюстрации, картины и обсуждение увиденного.
Кроме того, на музыкальных занятиях я подключаю:
-прослушивание музыкальных фрагментов, произведений (например, «Болезнь куклы» П. И.Чайковского….);
-подражательные движения под соответствующую музыку – передача определенного образа;
-разыгрывание несколько ролей, смену образов и движений;
-драматизация простых сказок под музыку с придумывание движений для каждого героя;
Для оценки эффективности технологии разработаны критерии оценки музыкально-игровой среды и деятельности педагога (музыкального руководителя) во время игры детей.
Для мониторинга развития игровой деятельности детей разработаны 4 карты, которые опробуются в музыкально-игровом пространстве детского сада:
— наблюдения деятельности ребенка в режиссерской игре
— наблюдения деятельности ребенка в образной игре
— наблюдения деятельности ребенка в сюжетно-ролевой игре
— наблюдения деятельности ребенка в играх по правилам (музыкальных играх)