8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Театрализованная деятельность ребенка с ОВЗ

Автор: Боловленкова Юлия Владимировна

Театрализованная деятельность ребенка с ОВЗ

Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными способностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Но это не значит, что шансов быть счастливыми у детей с ОВЗ, меньше.

Для многих людей важной составной частью их деятельности является общение. Оно имеет место во всех сферах жизнедеятельности. В процессе общения происходит взаимовосприятие и взаимный обмен информацией. Для детей важным является общение с взрослыми, так как это является одним из факторов развития ребенка. Коммуникативные навыки являются составляющей общения, и они могут быть у каждого индивидуальны. Их уровень развития во многом зависит от ближайшего окружения ребенка, то есть от среды, в которой растет и воспитывается ребенок.                                         

В настоящее время растет численность детей с нарушенными коммуникативными навыками. Чаще это дети с ограниченными возможностями. Как правило, у таких детей часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, речи, мышления, моторики, эмоциональной сферы. В основном такие дети замкнуты в себе, редко сами идут на контакт. Это может быть связано с их или нежеланием, или неумением этого делать. Но, к счастью, в настоящее время таким детям все больше уделяется внимания, и ищутся пути решения их проблем. Одним из способов развития коммуникативных способностей является театрализовано-игровая деятельность. 

По мнению Л.С. Выготского, проблемы в развитии у ребенка создают почву для возникновения препятствий при общении с окружающими, установлении широких социальных связей, когда нарушается «нормальное врастание ребенка в культуру». Организация коррекционно-педагогической помощи детям с проблемами в развитии должна строиться на основе становления их как субъектов общения. Для более успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы особое внимание следует уделять использованию творческих видов деятельности, особенно театрализации.

Театрализованная деятельность ребенка с ОВЗ, способствуя развитию, стимулирует коррекцию многих психических процессов, совершенствует пластичность тела,  реализует потребность в творческой активности, создает предпосылки для обогащения творческих способностей, обеспечивает укрепление здоровья, преодоление имеющихся отклонений в эмоционально-поведенческой и познавательной сферах.

Процесс театрализованной деятельности будет  протекать  эффективно,  при условии определенной технологии организации театрализованной деятельности опытным взрослым – носителем социально-коммуникативной культуры, т.е. в основу  технологии развития театрального творчества  положена  идея взаимодействия  взрослого  и  ребенка,  в  процессе  которого обеспечивается собственное творческое развитие младшего школьника, формируются все стороны его личности.

Театрализованная  деятельность  является разновидностью ведущей (игровой) деятельности,  а значит, оказывает влияние на развитие младших школьников с ОВЗ,  а также в силу своей специфики  обладает  определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной компетентности.

  Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

-В театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов). Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых.

— Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).

— В руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре педагог должен опираться на принципы гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми); интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности); творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).

Основными специфическими методами работы  по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

— метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);

— метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

 — метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (педагог  показывает способы действия) и косвенные (педагог побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности, впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).

Таким образом, можно сделать вывод, что через театрализованную деятельность происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со здоровыми сверстниками и взрослыми.

 

 

Список используемой литературы

1.     Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.

2.     Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.

3.     Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

4.     Щенниковa О.Г. Социализация детей с ограниченными возможностями средствами куклотерапии. -М.: ИД «Первое сентября». 2007

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи