Автор: Митрофанова Зинаида Владимировна
Роль комнатных растений в работе с детьми дошкольного возраста
В детском возрасте знания дети получают, в основном, в общении со взрослыми и сверстниками , через интернет, книги и телевидение , в учебной деятельности. Знания формируются в основном стихийно или в процессе планированного умственного воспитания. Знания являются показателем умственного воспитания.
Исследования ряда педагогов и психологов показал, что детство нельзя рассматривать как время накопления лишь некоторых конкретных представлений о вещах. На протяжении дошкольного периода наблюдаются значительное умственное развитие, складываются умение анализировать — важные мыслительные операции, формируются общие понятия представления , обобщать, сравнивать.
Обучение — целенаправленный процесс передачи исторического опыта, организация формирования умений, знаний, навыков [ 18]
Начальным звеном в системе формирования знаний у детей о растениях является конкретные знания, отражающих основные закономерности живой природы
В детском возрасте закладываются и формируются основы личности, позитивное отношение к окружающему миру, природе. Перед воспитателями ставится задача формирования у детей основ бережного природопользования.
В формировании и развитии культурно-экологического понимания и сознания детей довольно велико значение изучения комнатных растений. Обязательные обитатели уголков природы — комнатные растения. Их количество имеет большое значение для взрослых и детей: можно намного улучшить как гигиеническую среду , так и психологический климат в группе. [2,90]
Постоянное, систематическое знакомство детей с комнатными растениями, под руководством педагога, развивает у дошкольников наблюдательность, познавательные интересы и умственные способности, развивает способности понимания явлений природы, формирует трудолюбие, бережное и внимательное отношение ко всей окружающей среде и живому.
Ознакомление детей с комнатными растениями начинается с младшего дошкольного возраста.
Основная задача педагогов заключается развитие у детей познавательного интереса к разновидностям комнатных растений, формирования у них знания о растениях как живых существ, о среде обитаний, условий ухода за ними, формирование понимания специфики отличий живого объекта от предмета.
При организации любого труда в уголке природы необходимо выделить три основных этапа:
. наблюдение, осмотр растений, определение их самочувствия и состояния, выявление недостающих условий для развития и полноценной жизни, нужных трудовых операций;
. трудовая деятельность в том объеме и наборе, которое были выявлены при осмотре;
. заключительное наблюдение для оценки полноценности среды обитания для растений.
Дети должны узнавать и называть названия двух-трех комнатных растений, называть их части: лист, цветок. Составлять рассказ о растениях, выделяя характерные признаки листьев и цветков. Находить одинаковые растения в группе растений. Знать правила ухода за растениями — поливать, рыхлить землю, протирать листья.[ 15]
В дошкольном возрасте для становления личности ребенка основным в интеллектуальном развитии являются образ предмета, действия с конкретным предметом с объяснениями, поэтому педагог, прежде всего, акцентируется на сенсорном развитии детей.
Несомненно, в обучении детей уходу за комнатными растениями большую роль играет наглядное моделирование. В дошкольном возрасте основным элементом познания служит модель. В основном на занятиях с детьми в детском саду действует один вид памяти – вербальный.
Используя наглядное моделирование, педагоги учат выделять основное, систематизировать приобретенные знания.
Моделирование – наглядно-практический метод обучения детей, в которых, для решения познавательных задач задействованы двигательная, зрительная, ассоциативная память. Используя наглядное моделирование, педагоги учат выделять основное, систематизировать приобретенные знания. В дошкольном обучении используют разные виды моделей:
1. Предметные модели, в которых, прежде всего, воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей, каких-либо объектов. Это могут быть; модели построек или технические игрушки, Предметная модель — аквариум или глобус земли , моделирующий в миниатюре экосистему .
2. Предметно-схематические модели, в которых существенные признаки, связи и отношения имеют вид предметов-макетов.
3. Графические модели: схемы, графики которые передают условно признаки, отношения и связи явлений. Это может быть календарь погоды, специальные значки-символы для схематических обозначения явлений в живой и неживой природе, схемы маршрута, план комнаты. В нашей группе имеется графическая модель для формирования представления о времени года.[9,8]
Знания, которые усваиваются детьми, должны носить воспитывающий характер.[15]
Знания, которые получают дошкольники должны быть доступными; они усложняются в зависимости от возраста от группы к группе , становятся наиболее обобщёнными и детализированными, конкретными .
Таким образом, в данном возрасте необходимо учить дошкольников различать и называть часто встречающиеся в конкретной местности кустарники, деревья, травянистые растения.
Одной из основных задач экологического развития дошкольника является формирование умения анализировать, сравнивать объекты природы, выделяя особенности различия и сходства. Наша задача, наблюдая за растениями, показать и познакомить детей с особенностями строения, внешнего вида, научить трудовым действиям по уходу за растениями в правильной последовательности.
Именно здесь, для решения этих задач, нам понадобиться использование наглядного моделирования.