Роль комнатных растений в работе с детьми дошкольного возраста

Автор: Митрофанова Зинаида Владимировна

Роль комнатных растений в работе с детьми дошкольного возраста

           В  детском возрасте знания дети получают, в основном, в общении со     взрослыми и  сверстниками , через интернет, книги и  телевидение  , в  учебной деятельности. Знания формируются  в основном стихийно или в процессе  планированного умственного воспитания. Знания являются  показателем  умственного воспитания.

            Исследования ряда педагогов и психологов показал, что  детство нельзя рассматривать как  время накопления лишь  некоторых  конкретных представлений о вещах. На протяжении  дошкольного периода наблюдаются   значительное  умственное развитие, складываются   умение анализировать — важные мыслительные операции, формируются общие   понятия представления , обобщать, сравнивать.

            Обучение   целенаправленный процесс передачи   исторического опыта, организация формирования   умений, знаний, навыков  [ 18]

            Начальным звеном в системе формирования знаний у детей о растениях является   конкретные знания, отражающих основные  закономерности живой природы

            В  детском возрасте закладываются и формируются основы личности,  позитивное отношение к  окружающему миру, природе. Перед воспитателями  ставится задача формирования у  детей  основ  бережного природопользования.

             В формировании  и развитии культурно-экологического понимания и  сознания  детей  довольно велико значение изучения комнатных растений.  Обязательные обитатели уголков природы  — комнатные растения.  Их количество имеет  большое  значение для взрослых и детей: можно намного улучшить как   гигиеническую среду , так и  психологический климат в группе. [2,90]

               Постоянное, систематическое знакомство детей с комнатными растениями, под руководством педагога, развивает у  дошкольников   наблюдательность,   познавательные интересы и умственные способности,  развивает способности  понимания явлений природы,  формирует трудолюбие, бережное и внимательное отношение ко  всей окружающей среде и живому.

              Ознакомление детей с комнатными растениями  начинается с младшего дошкольного возраста.

              Основная задача педагогов заключается развитие у детей   познавательного интереса к разновидностям комнатных растений, формирования у них знания о  растениях как живых существ, о среде обитаний,  условий  ухода за ними,  формирование понимания специфики отличий живого объекта от предмета.

            При  организации любого труда  в уголке природы  необходимо  выделить три основных этапа:

. наблюдение, осмотр  растений,  определение их самочувствия и состояния, выявление недостающих условий для развития и  полноценной жизни,  нужных трудовых операций;

. трудовая деятельность в том  объеме и наборе, которое были  выявлены при осмотре;

. заключительное наблюдение для оценки полноценности среды обитания для растений.

   Дети должны узнавать и называть  названия двух-трех комнатных растений, называть их части: лист, цветок.  Составлять рассказ о растениях,  выделяя  характерные признаки листьев и цветков. Находить одинаковые растения в группе растений. Знать правила ухода за растениями  — поливать, рыхлить землю, протирать листья.[ 15]

            В дошкольном возрасте для становления личности ребенка основным в интеллектуальном развитии являются  образ предмета, действия с конкретным предметом с объяснениями, поэтому  педагог, прежде всего,  акцентируется на сенсорном развитии детей.

 Несомненно, в обучении детей уходу за комнатными растениями большую роль играет наглядное моделирование. В дошкольном возрасте  основным элементом познания  служит модель. В основном на занятиях с детьми в детском саду  действует  один вид памяти – вербальный.

 Используя наглядное моделирование,  педагоги учат  выделять  основное, систематизировать  приобретенные знания.

Моделирование – наглядно-практический метод обучения детей, в которых, для решения познавательных задач задействованы двигательная, зрительная,  ассоциативная  память. Используя наглядное моделирование,  педагоги учат  выделять  основное, систематизировать  приобретенные знания. В дошкольном обучении  используют разные виды моделей:

1. Предметные модели, в которых, прежде всего, воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей,   каких-либо объектов. Это могут быть; модели построек или  технические игрушки,   Предметная модель — аквариум или глобус земли , моделирующий в миниатюре экосистему .

2. Предметно-схематические модели, в которых существенные признаки, связи и отношения  имеют вид предметов-макетов. 

3. Графические модели: схемы, графики которые передают   условно признаки, отношения и связи явлений.  Это может быть календарь погоды,   специальные значки-символы для схематических обозначения явлений в   живой и неживой природе, схемы маршрута, план комнаты. В нашей группе  имеется графическая модель для формирования представления о времени года.[9,8]

 Знания, которые усваиваются детьми, должны носить воспитывающий характер.[15]

             Знания, которые получают дошкольники должны быть доступными; они усложняются  в зависимости от возраста от группы к группе , становятся наиболее обобщёнными и детализированными, конкретными .

          Таким образом, в  данном возрасте необходимо учить  дошкольников различать и называть   часто встречающиеся в  конкретной местности   кустарники, деревья, травянистые растения.  

          Одной из основных задач экологического развития  дошкольника является  формирование умения анализировать, сравнивать объекты природы,   выделяя  особенности различия и   сходства. Наша задача, наблюдая за растениями, показать и познакомить детей с особенностями строения,   внешнего вида, научить трудовым  действиям по уходу за растениями в правильной последовательности.

Именно здесь, для  решения этих задач, нам  понадобиться использование наглядного моделирования. 

 

×
×