«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма дошкольников через разнообразные формы работы в дошкольном образовательном учреждении».

Автор: Удалова Ирина Юрьевна, Авдеева Татьяна Михайловна

«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма дошкольников через разнообразные формы работы в дошкольном образовательном учреждении».

(из опыта работы дошкольного образовательного учреждения)

 

Сегодня все  мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке, поэтому ключевая роль в обеспечении национальной безопасности  государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию, а детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования.

В период нахождения ребенка в детском саду обучение его правилам безопасного поведения на дорогах поможет снизить вероятность его попадания в ДТП и предотвратить тяжелые последствия. В сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия реалии современной жизни  диктуют нам необходимость обучения сотрудников детского сада, родителей и воспитанников безопасному образу жизни.

Поэтому  целью работы нашего детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является повышение компетентности педагогов, родителей и дошкольников в вопросах осознанного соблюдения норм безопасного поведения на улицах города.

Вопросы формирования основ транспортной культуры и навыков безопасного участия в дорожном движении в нашем детском саду регулируются следующей нормативно-правовой базой.

Организация всей работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у ребенка-дошкольника строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве.

·        Принцип системности предполагает системное построение работы в течение учебного года в рамках перспективного плана при гибком распределении программного материала в соответствии с возрастом ребенка (в каждой возрастной группе выбраны свои определенные режимные моменты, во время которых формируются знания ПДД в различных видах деятельности).

·        Принцип учета условий местности предполагает учёт того факта, что Волгоград – это большой город с большим количеством транспорта, увеличивающимся каждый год.

·        Принцип интеграции определяет содержание тематических блоков («Транспорт, его виды», «Дорожные знаки», «Правила поведения на дороге, в общественном транспорте», «Перекресток» и другие), которые естественно и органично объединяются в целостный педагогический процесс, охватывая все линии развития ребенка: познавательное, речевое, социально- коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.

·        Принцип координации деятельности педагогов определяет формирование навыков безопасного поведения ребенка-дошкольника на дороге участием не только воспитателей группы, но и всех специалистов ДОУ: музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, социального педагога.

·        Принцип преемственности обуславливает взаимодействие с семьей  в условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Всю работу учреждения по данной проблеме можно условно разделить на 4 направления:

Ø работа с педагогическими работниками;

Ø образовательная работа   с воспитанниками;

Ø педагогическое взаимодействие с родителями;

Ø взаимодействие со сторонним организациями и ГИБДД.

Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в нашем детском саду является работа с педагогическим коллективом, т.к. данная работа становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего масштабную задачу – формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах.

Деятельность с педагогическим коллективом выстраивается в двух направлениях:

1.     повышение педагогического мастерства, т.е.

расширение  уровня теоретических  и  практических навыков  педагогов с помощью таких форм: педагогические советы, семинары-практикумы, деловые игры, организация выставок и обзор новинок методической литературы по профилактике ПДД,  консультации, анкетирование.

2.     обмен, обобщение и распространение    педагогического опыта

с помощью таких форм: проведение методических недель, проведение мастер-классов, участие педагогов во внутриучрежденческих конкурсах

(конкурсы буклетов, памяток, методических разработок, авторских дидактических игр, лэпбуков, интерактивных пособий по пдд), районных и городских конкурсах, выступления на районных методических объединениях и городских днях открытых дверей с опытом работы по данной проблеме.

 

 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обучение дошкольников безопасному участию в дорожном движении понимается как формирование, развитие и совершенствование системы знаний, умений и навыков, взглядов, убеждений, качеств личности, устойчивых привычек правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и транспорте.

Образовательный процесс по формированию у дошкольников знаний ПДД и безопасного поведения на дороге в нашем детском саду осуществляется в соответствии с программой дополнительного образования «Школа дорожных наук». Авторами данной программы является творческая группа педагогов нашего детского сада.

Программа «Школа дорожных наук» получила рецензию к.п.н., заместителя председателя Невской Образовательной Ассамблеи г.Санкт-Петербурга, координатора профессиональной программы «Аттестационная копилка», Центра непрерывного образования и инноваций г. Санкт-Петербурга  Кудрявцевой Елены Александровны.

Целью программы является создание психолого-педагогических условий для формирования у дошкольников культуры безопасной жизнедеятельности как участника дорожного движения.

Авторский коллектив программы ставит задачи для 3 субъектов образовательного процесса: педагога-ребенка-родителя, которые являются этапами для достижения цели.

Программа, рассчитанная на четырёхлетний срок обучения (144 часа), разработана для детей дошкольного возраста (второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп). Возрастной состав детей от 3 до 7-8 лет. Один цикл для  каждого года обучения составляет 36 часов. Материал усложняется от младшего возраста до старшего.

Основные формы  работы с детьми: игровая и проектная деятельность,

экскурсии, наблюдения и целевые прогулки, восприятие художественной литературы, викторины и КВН по ПДД, продуктивная деятельность, досуги и развлечения, встречи с инспектором ГИБДД.

Используемые материалы, формы работы, методы предполагают партнерские отношения субъектов образовательного процесса. Именно такой подход позволяет нам реализовать требования ФГОС.

Реализация программы осуществляется через организацию деятельности:

·        организованной образовательной деятельности (НОД);

·        совместной образовательной деятельности в ходе режимных моментов;

·        самостоятельной деятельности детей в течение всего времени нахождения в детском саду и при соответствующей развивающей среде дома, в семье;

·        совместной деятельности с родителями воспитанников, находящей своё отражение в годовых образовательных проектах, акциях, развлечениях, праздниках и др.мероприятиях.

Важную роль по формированию знаний и навыков ПДД играет организация предметно-пространственной среды. Для непрерывной образовательной деятельности в нашем детском саду организован отдельный кабинет («Школа пешехода») и уличная площадка для отработки практических навыков ПДД.

Программа построена с учётом познавательных возможностей воспитанников каждого возраста, а именно на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что обеспечивает формирование, закрепление и совершенствование знаний  Правил дорожного движения.

Программный материал включает  4 раздела:

Раздел 1 «Правила безопасного поведения пешеходов» .

Раздел 2 «Правила безопасного поведения водителей».

Раздел 3 «Правила безопасного поведения пассажиров».

Раздел 4 «Правила безопасного поведения, чтобы не потеряться. Что делать, если потерялся».

К программе разработан УМК для каждого года обучения:

1.     комплекс дидактических игр и упражнений;

2.     комплекс настольно-печатных игр;

3.     авторские игры;

4.     комплекс лэпбуков для разных возрастных групп;

5.     наглядно-демонстрационный материал, предназначенный для обеспечения НОД по формированию у детей знаний и навыков ПДД.

Закрепление пройденного материала осуществляется  в совместной  и самостоятельной  деятельности детей в игровой форме. Для этой цели  используются  различные типы игр: настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Наилучший  результат достигается при сочетании  интеллектуальной и ролевой игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуации, наметить пути достижения  цели и её реализации. Сюжетно-ролевые игры  позволяют моделировать  различные варианты  дорожной обстановки  и реализовать возможности  разнообразного участия  ребенка в игре.

Достичь желаемого  результата  в обучении дошкольников ПДД помогает  грамотная организация последовательной и разнообразной  работы по взаимодействию с родителями. Ведь именно  они  являются  для  ребенка  непосредственным и доминирующим образцом  поведения на  улице.

Реализовать основную цель по работе с родителями  возможно при решении ряда задач:

1.получение системного содержания по образованию дошкольников в рамках ПДД;

2.планирование совместных мероприятий по ознакомлению и освоению детьми дошкольного  возраста основ ОБЖ и ПДД;

3.освоение педагогических форм и методов общения с детьми дошкольного возраста;

4. формирование основ взаимодействия родителей и педагогов.

Вся система работы по реализации данных задач  ведется  в соответствии с годовым планом, перспективным  планированием, а с 2017 года  еще и по плану работы «Школоведение для родителей «Внимание, дети!» и Программой дополнительного образования детей «Школа дорожных наук». Данное планирование  включает  новые  активные формы и нетрадиционные  технологии  по профилактике  дорожного  травматизма, которые прошли успешную апробацию в детском саду в течение последних 3 лет.

Для скоординированной  работы коллектива  детского сада и семьи  нами определены основные направления взаимодействия:

· взаимопознание (анкетирование, анализ данных, опрос);

· непрерывное образование воспитывающих взрослых (общие родительские собрания,  образовательный кластер, мастер-классы для родителей);

· взаимоинформирование (общение)

(выпуск  стенгазет, листовок, плакатов, памяток, фоторепортажи  по  проведению экскурсий, «почта доверия»);

·                   совместная деятельность (выставки совместных поделок, рисунков, участие в мероприятиях, акциях, декадах по профилактике ДДТТ, участие  в оснащении РППС);

·        просвещение родителей.

Большую роль в повышении педагогической  культуры родителей  играет  наглядная   информация. Ее  главная  задача —  систематическое  ознакомление  родителей с задачами,  содержанием, методами воспитания в детском  саду, оказание  практической  помощи  семье.  Очень  важно разъяснить  родителям, что именно  они  являются  главным  звеном в вопросе  обучения  детей ПДД, что именно их  поведение  является  примером  для подражания.

Местом размещения информации  обычно  служит  уголок для родителей в приемной  каждой  возрастной группы Информационные  стенды, выполненные  руками  воспитателей с большой  выдумкой, творчеством являются своего рода   школой для родителей. Уголки  привлекают  внимание  родителей  яркими плакатами, лозунгами призывающими  быть  осторожными  на дорогах. Родители  всегда  могут  прочитать  свежую  информацию  о состоянии  дорожно-транспортного травматизма в городе  и районе,  данные  статистики, причины  ДТП  с участием детей. 

В приёмных  помещается  перечень и описание игр по ПДД, а также  рассказы  детей  о поведении  на  дороге  при  движении  в детский  сад  и обратно с родителями. Очень интересной формой взаимодействия между педагогами и родителями (старших дошкольных групп) в «Уголке для родителей» является рубрика «Домашнее  задание», где воспитатели предлагают родителям выполнить дома различные заданий для детей по ПДД, а готовые задания принести обратно в группу и рассказать о них.

Наши педагоги активно привлекают социальных партнёров и  взаимодействуют  с другими образовательными учреждениями: трамвайное депо, пожарная часть, библиотека, сотрудники ГИБДД.

Обучение детей  правилам дорожного движения  прочно вошло в сложную и многогранную систему  дошкольного образования. Это составная часть работы педагогического коллектива  нашего детского сада

Педагоги ДОУ  постоянно  находятся  в состоянии  поиска  новых  подходов к организации  взаимодействия  с семьей,  что помогает обеспечить безопасность  наших  воспитанников.

        

 

 

×
×