Автор: Удалова Ирина Юрьевна, Авдеева Татьяна Михайловна
«Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма дошкольников через разнообразные формы работы в дошкольном образовательном учреждении».
(из опыта работы дошкольного образовательного учреждения)
Сегодня все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке, поэтому ключевая роль в обеспечении национальной безопасности государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию, а детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования.
В период нахождения ребенка в детском саду обучение его правилам безопасного поведения на дорогах поможет снизить вероятность его попадания в ДТП и предотвратить тяжелые последствия. В сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия реалии современной жизни диктуют нам необходимость обучения сотрудников детского сада, родителей и воспитанников безопасному образу жизни.
Поэтому целью работы нашего детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является повышение компетентности педагогов, родителей и дошкольников в вопросах осознанного соблюдения норм безопасного поведения на улицах города.
Вопросы формирования основ транспортной культуры и навыков безопасного участия в дорожном движении в нашем детском саду регулируются следующей нормативно-правовой базой.
Организация всей работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у ребенка-дошкольника строится с учетом принципов, которые взаимосвязаны между собой и реализуются в единстве.
· Принцип системности предполагает системное построение работы в течение учебного года в рамках перспективного плана при гибком распределении программного материала в соответствии с возрастом ребенка (в каждой возрастной группе выбраны свои определенные режимные моменты, во время которых формируются знания ПДД в различных видах деятельности).
· Принцип учета условий местности предполагает учёт того факта, что Волгоград – это большой город с большим количеством транспорта, увеличивающимся каждый год.
· Принцип интеграции определяет содержание тематических блоков («Транспорт, его виды», «Дорожные знаки», «Правила поведения на дороге, в общественном транспорте», «Перекресток» и другие), которые естественно и органично объединяются в целостный педагогический процесс, охватывая все линии развития ребенка: познавательное, речевое, социально- коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.
· Принцип координации деятельности педагогов определяет формирование навыков безопасного поведения ребенка-дошкольника на дороге участием не только воспитателей группы, но и всех специалистов ДОУ: музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, социального педагога.
· Принцип преемственности обуславливает взаимодействие с семьей в условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
Всю работу учреждения по данной проблеме можно условно разделить на 4 направления:
Ø работа с педагогическими работниками;
Ø образовательная работа с воспитанниками;
Ø педагогическое взаимодействие с родителями;
Ø взаимодействие со сторонним организациями и ГИБДД.
Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в нашем детском саду является работа с педагогическим коллективом, т.к. данная работа становится основополагающим механизмом запуска всей системы взаимодействия между различными звеньями воспитательно-образовательного процесса, решающего масштабную задачу – формирование массовой культуры правильного поведения на дорогах.
Деятельность с педагогическим коллективом выстраивается в двух направлениях:
1. повышение педагогического мастерства, т.е.
расширение уровня теоретических и практических навыков педагогов с помощью таких форм: педагогические советы, семинары-практикумы, деловые игры, организация выставок и обзор новинок методической литературы по профилактике ПДД, консультации, анкетирование.
2. обмен, обобщение и распространение педагогического опыта
с помощью таких форм: проведение методических недель, проведение мастер-классов, участие педагогов во внутриучрежденческих конкурсах
(конкурсы буклетов, памяток, методических разработок, авторских дидактических игр, лэпбуков, интерактивных пособий по пдд), районных и городских конкурсах, выступления на районных методических объединениях и городских днях открытых дверей с опытом работы по данной проблеме.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обучение дошкольников безопасному участию в дорожном движении понимается как формирование, развитие и совершенствование системы знаний, умений и навыков, взглядов, убеждений, качеств личности, устойчивых привычек правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и транспорте.
Образовательный процесс по формированию у дошкольников знаний ПДД и безопасного поведения на дороге в нашем детском саду осуществляется в соответствии с программой дополнительного образования «Школа дорожных наук». Авторами данной программы является творческая группа педагогов нашего детского сада.
Программа «Школа дорожных наук» получила рецензию к.п.н., заместителя председателя Невской Образовательной Ассамблеи г.Санкт-Петербурга, координатора профессиональной программы «Аттестационная копилка», Центра непрерывного образования и инноваций г. Санкт-Петербурга Кудрявцевой Елены Александровны.
Целью программы является создание психолого-педагогических условий для формирования у дошкольников культуры безопасной жизнедеятельности как участника дорожного движения.
Авторский коллектив программы ставит задачи для 3 субъектов образовательного процесса: педагога-ребенка-родителя, которые являются этапами для достижения цели.
Программа, рассчитанная на четырёхлетний срок обучения (144 часа), разработана для детей дошкольного возраста (второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп). Возрастной состав детей от 3 до 7-8 лет. Один цикл для каждого года обучения составляет 36 часов. Материал усложняется от младшего возраста до старшего.
Основные формы работы с детьми: игровая и проектная деятельность,
экскурсии, наблюдения и целевые прогулки, восприятие художественной литературы, викторины и КВН по ПДД, продуктивная деятельность, досуги и развлечения, встречи с инспектором ГИБДД.
Используемые материалы, формы работы, методы предполагают партнерские отношения субъектов образовательного процесса. Именно такой подход позволяет нам реализовать требования ФГОС.
Реализация программы осуществляется через организацию деятельности:
· организованной образовательной деятельности (НОД);
· совместной образовательной деятельности в ходе режимных моментов;
· самостоятельной деятельности детей в течение всего времени нахождения в детском саду и при соответствующей развивающей среде дома, в семье;
· совместной деятельности с родителями воспитанников, находящей своё отражение в годовых образовательных проектах, акциях, развлечениях, праздниках и др.мероприятиях.
Важную роль по формированию знаний и навыков ПДД играет организация предметно-пространственной среды. Для непрерывной образовательной деятельности в нашем детском саду организован отдельный кабинет («Школа пешехода») и уличная площадка для отработки практических навыков ПДД.
Программа построена с учётом познавательных возможностей воспитанников каждого возраста, а именно на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что обеспечивает формирование, закрепление и совершенствование знаний Правил дорожного движения.
Программный материал включает 4 раздела:
Раздел 1 «Правила безопасного поведения пешеходов» .
Раздел 2 «Правила безопасного поведения водителей».
Раздел 3 «Правила безопасного поведения пассажиров».
Раздел 4 «Правила безопасного поведения, чтобы не потеряться. Что делать, если потерялся».
К программе разработан УМК для каждого года обучения:
1. комплекс дидактических игр и упражнений;
2. комплекс настольно-печатных игр;
3. авторские игры;
4. комплекс лэпбуков для разных возрастных групп;
5. наглядно-демонстрационный материал, предназначенный для обеспечения НОД по формированию у детей знаний и навыков ПДД.
Закрепление пройденного материала осуществляется в совместной и самостоятельной деятельности детей в игровой форме. Для этой цели используются различные типы игр: настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Наилучший результат достигается при сочетании интеллектуальной и ролевой игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуации, наметить пути достижения цели и её реализации. Сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать различные варианты дорожной обстановки и реализовать возможности разнообразного участия ребенка в игре.
Достичь желаемого результата в обучении дошкольников ПДД помогает грамотная организация последовательной и разнообразной работы по взаимодействию с родителями. Ведь именно они являются для ребенка непосредственным и доминирующим образцом поведения на улице.
Реализовать основную цель по работе с родителями возможно при решении ряда задач:
1.получение системного содержания по образованию дошкольников в рамках ПДД;
2.планирование совместных мероприятий по ознакомлению и освоению детьми дошкольного возраста основ ОБЖ и ПДД;
3.освоение педагогических форм и методов общения с детьми дошкольного возраста;
4. формирование основ взаимодействия родителей и педагогов.
Вся система работы по реализации данных задач ведется в соответствии с годовым планом, перспективным планированием, а с 2017 года еще и по плану работы «Школоведение для родителей «Внимание, дети!» и Программой дополнительного образования детей «Школа дорожных наук». Данное планирование включает новые активные формы и нетрадиционные технологии по профилактике дорожного травматизма, которые прошли успешную апробацию в детском саду в течение последних 3 лет.
Для скоординированной работы коллектива детского сада и семьи нами определены основные направления взаимодействия:
· взаимопознание (анкетирование, анализ данных, опрос);
· непрерывное образование воспитывающих взрослых (общие родительские собрания, образовательный кластер, мастер-классы для родителей);
· взаимоинформирование (общение)
(выпуск стенгазет, листовок, плакатов, памяток, фоторепортажи по проведению экскурсий, «почта доверия»);
· совместная деятельность (выставки совместных поделок, рисунков, участие в мероприятиях, акциях, декадах по профилактике ДДТТ, участие в оснащении РППС);
· просвещение родителей.
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. Ее главная задача — систематическое ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказание практической помощи семье. Очень важно разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей ПДД, что именно их поведение является примером для подражания.
Местом размещения информации обычно служит уголок для родителей в приемной каждой возрастной группы Информационные стенды, выполненные руками воспитателей с большой выдумкой, творчеством являются своего рода школой для родителей. Уголки привлекают внимание родителей яркими плакатами, лозунгами призывающими быть осторожными на дорогах. Родители всегда могут прочитать свежую информацию о состоянии дорожно-транспортного травматизма в городе и районе, данные статистики, причины ДТП с участием детей.
В приёмных помещается перечень и описание игр по ПДД, а также рассказы детей о поведении на дороге при движении в детский сад и обратно с родителями. Очень интересной формой взаимодействия между педагогами и родителями (старших дошкольных групп) в «Уголке для родителей» является рубрика «Домашнее задание», где воспитатели предлагают родителям выполнить дома различные заданий для детей по ПДД, а готовые задания принести обратно в группу и рассказать о них.
Наши педагоги активно привлекают социальных партнёров и взаимодействуют с другими образовательными учреждениями: трамвайное депо, пожарная часть, библиотека, сотрудники ГИБДД.
Обучение детей правилам дорожного движения прочно вошло в сложную и многогранную систему дошкольного образования. Это составная часть работы педагогического коллектива нашего детского сада
Педагоги ДОУ постоянно находятся в состоянии поиска новых подходов к организации взаимодействия с семьей, что помогает обеспечить безопасность наших воспитанников.