ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Автор: Виктория Геннадьевна Алексеева

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Обучение грамотному письму – труднейшая задача, с которой из года в год пытаются справиться педагоги. Какие бы инновационные подходы ни внедрялись в школе, к сожалению, до сих пор никто не придумал простого способа, эффективно и гарантированно позволяющего научить детей грамотно писать. Слова, с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются практически на каждом уроке. Число таких слов постепенно возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительного объема.

Использование пособия-тренажера в качестве дидактического материала для учащихся позволяет осуществить следующее:

·         активизировать интеллектуальные, творческие, эмоциональные ресурсы личности;

·         формировать правильную самооценку, внутреннюю мотивацию;

·         формировать правильную самооценку, внутреннюю мотивацию;

·         формировать навыки учебной деятельности;

·         индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

·         сохранять нервно-психическое здоровье детей;

·         повысить качество обучения.

Необходимым условием формирования полноценного, прочного орфографического навыка является развитие орфографического анализа.

Орфографический анализ слова – это умение оценивать каждый звук в слове, то есть различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой.

Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила — орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Поэтому необходимо развивать у младших школьников орфографическую зоркость.

Чтобы найти орфограмму (написание, требующее проверки), необходимо воспринять слово и осознать в нем «опасное» место.

Звуки в сильных позициях передаются на письме однозначно — это графические написания. Орфографические написания связываются с возможностью выбора букв на месте звуков в слабых позициях.

Что должен делать ребенок? А для этого он должен выполнить орфографическое действие. Орфографическое действие-это построение буквенной модели слова, отвечающей нормам русского языка. Из каких же этапов складывается это действие?

1 – ребенок должен «видеть» эту орфограмму, а для этого необходимо знание признаков сильных и слабых позиций звуков. Способность выделять в «опасные с ошибками» места – умение оценивать возможность обозначать звуки буквами. Не нужно лишать ребенка этого шага орфографического действия.

— «определяю, в какой части слова находится орфограмма» (ребенок должен знать состав слова).

3 — «проверяю слабую позицию способом изменения слова или подбора слова с той же морфемой в сильной позиции».

— «действую по закону русского письма, то есть обозначаю, звук в слабой позиции по звуку в сильной позиции в той же части слова». Таким образом, орфографическое действие в целом – это умение осознанно ставить перед собой в процессе письма орфографические задачи, находить адекватные способы их решения, осуществлять эффективный контроль и оценку письма с точки зрения соответствия орфографическим нормам.

На уроках русского языка рекомендуется работать не только со словарями, которые предназначены для младших школьников, но и вести собственные словарики, в которые дети записывают словарные слова по мере их изучения.

 

×
×