Автор: Наталья Викторовна Маслова
«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Маслова Н.В., воспитатель МКДОУ «Нижнемамонский детский сад №3»,
Воронежская область
«Это правда!
Ну чего же тут скрывать?
Дети любят,
очень любят рисовать.
На бумаге,
на асфальте, на стене,
и в трамвае на окне….»
Э. Успенский.
Нетрадиционные изобразительные техники — это эффективное средство
изображения,включающее новые художественно-выразительные приемы создания
художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить
наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не
создавалось шаблона.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из образовательных областей является художественно-эстетическое развитие ребенка.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что современное общество имеет
потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми
наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не
раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Поэтому развитие
творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности – это толчок к развитию
творчества, воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения
индивидуальности
Почему я выбрала данное направление? Потому что именно в детстве
закладывается фундамент творческой личности. Известно, немало важную роль в
развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и
актуальным в данном возрасте является рисование. Включение в работу
нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста позволяет развивать
сенсорную сферу не только за счет изучения свойства изображаемых предметов,
выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными
изобразительными предметами.
Рисование – один из методов общения ребенка.
Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить
свое настроение, мечты. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности ребенка.
Нужно запомнить простое правило — бездарных детей нет, есть
нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.
Важным условием развития изобразительной деятельности является
разнообразие и вариативность работы.
Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку
формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются
также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное
владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того,
занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Поэтому целью моей работы является развитие творческих способностей у
детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник
рисования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую
активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного
мира.
Формировать у детей творческие способности посредством использования
нетрадиционных техник рисования. Сформировать у них изобразительные навыки и
умения.
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,
индивидуально. Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему
миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
Для достижения этих задач в своей работе использую примерную основную
общеобразовательную
программу
дошкольного
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» — под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой/. Кроме этого я использую программу художественного воспитания,
обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» — под ред. И. А. Лыковой.,
«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники». — под
редакцией Р. Г. Казаковой.
Так же, познакомившись с методической литературой различных авторов,
таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском
саду», Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», я нашла
много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
·
сформировать у детей технические навыки рисования.
·
познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
·
научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному
рисованию используя различные техники.
·
развивать воображение и творческие способности детей.
·
обогащать и расширять художественный опыт детей.
·
побуждать ребенка экспериментировать.
·
поощрять и поддерживать творческие находки.
·
развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к
созидательной активности.
·
воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым,
с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
·
способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его
деятельности интересен другим и ему самому.
Развивать изобразительные способности в детском саду начинаем с раннего
дошкольного возраста. Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной
техникой изображения доставляет детям радость, создают положительный настрой.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
·
способствует снятию детских страхов;
·
развивает пространственное мышление;
·
учит детей свободно выражать свой замысел;
·
учит детей работать с разнообразным материалом;
·
развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
·
развивает мелкую моторику рук;
·
развивает творческие способности, воображение, фантазию.
·
во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Существует более 30 различных нетрадиционных изобразительных
технологий, которые мы с детьми постепенно осваиваем. Но так как, у меня не
большой опыт работы, и на данный момент работаю на младшей группе, с детьми
провожу относящиеся их возрастным особенностям нетрадиционные техники
рисования. Такие как:
·
рисование пальчиками;
·
ладошками;
·
рисование ватной палочкой и поролоновой
·
печатками из картофеля
·
оттиск пробкой
·
Рисование жесткой полусухой кистью
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Обязательно необходимо
использовать игровые приёмы, сказочные образы, сюрпризный момент — любимый
герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в
путешествие, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие
материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Их
использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее,
непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют
детям быстрее достичь желаемого результата.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я решила с
младшей группы с рисования пальчиками – это самый простой способ получения
изображения. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на
бумаге. Работу начинали с одного цвета, давали возможность попробовать разные
движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два – три цвета («Виноград»,
«Малинка», «Осенние кусты», «Укрась ёлочку» и др.).
Позднее учили рисовать детей ладошкой. Детям очень нравится этот способ
рисования, ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с
помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками,
окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем
гуашь легко смывается. («Два весёлых гуся», «Солнышко», «птичка», «Пальмы»,
«Обезьянки»).
Рисование ватной палочкой и поролоновой
Поролоном очень хорошо рисовать пушистых зверушек, снежок, все, что нужно для
этой техники – кусок поролона, который обмакивается в краску, а затем способом
примакивания создается фон и рисунки. Детям интересно рисовать ватными
палочками, рисуя у ребенка, развивается зрительно – пространственное восприятие.
Создание праздничного настроения, положительного эмоционального отклика.
С удовольствием на данный момент осваиваем технику рисования оттиск
пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно
изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные
композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д. Ребенок прижимает
печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения
другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «сердечки», «Яблоки» из
картофеля.
Так же будем осваивать техники рисования «Тычком жесткой полусухой
кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа
вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист,
контур или шаблон. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь
пушистое или колючее. Например, на темы: «Мои любимые домашние животные»,
«Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик»
Все эти виды рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не
только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию
Практическая значимость
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных
учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и
внимательным родителям.
Совсем недавно я открыла для себя очень редкую и малоизвестную у нас в
России новую технику рисования на воде «Эбру» .
Эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. В своей работе
в дальнейшем хочу уделить большое внимание на новую техники рисовании
«ЭБРУ» — рисование на воде. Эта техника интересна, доступна детям старшего
дошкольного возраста.
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как
показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее
становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане
доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить
похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует
«удовлетворению притязаний на признание»
В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать,
постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Творческий процесс — это настоящее чудо. Я всегда с огромным интересом
наблюдаю, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью,
которую им доставляет созидание.
Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей
на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-
ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который
вызывает у него радость, изумление, удивление. В проделанной работе я увидела,
что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали
творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные цвета. Они пытаются
и стараются создавать новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию,
реализуя свой замысел, и самостоятельно стараются находить средства для его
воплощения.
Литература
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим
навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
Кроме этого я использую программу художественного воспитания, обучения и
развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» — под ред. И. А. Лыковой.,
«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники». — под
редакцией Р. Г. Казаковой.
Общеобразовательную программу
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» — под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.
А. Васильевой/.