«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Автор: Наталья Викторовна Маслова

«Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

 

Маслова Н.В., воспитатель МКДОУ «Нижнемамонский детский сад №3»,

 Воронежская область

 

«Это правда!

Ну чего же тут скрывать?

Дети любят,

очень любят рисовать.

На бумаге,

на асфальте, на стене,

и в трамвае на окне….»

Э. Успенский.

 

Нетрадиционные изобразительные техники — это эффективное средство

изображения,включающее новые художественно-выразительные приемы создания

художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить

наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не

создавалось шаблона.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из образовательных областей является художественно-эстетическое развитие ребенка.

Актуальность данного вопроса заключается в том, что современное общество имеет

потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми

наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не

раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Поэтому развитие

творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности – это толчок к развитию

творчества, воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения

индивидуальности

Почему я выбрала данное направление? Потому что именно в детстве

закладывается фундамент творческой личности. Известно, немало важную роль в

развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и

актуальным в данном возрасте является рисование. Включение в работу

нетрадиционных техник рисования с детьми раннего возраста позволяет развивать

сенсорную сферу не только за счет изучения свойства изображаемых предметов,

выполнение соответствующих действий, но и за счет работы с разными

изобразительными предметами.

Рисование – один из методов общения ребенка.

Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить

свое настроение, мечты. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности ребенка.

Нужно запомнить простое правило — бездарных детей нет, есть

нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.

Важным условием развития изобразительной деятельности является

разнообразие и вариативность работы.

Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку

формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются

также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное

владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того,

занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Поэтому целью моей работы является развитие творческих способностей у

детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник

рисования.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую

активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного

мира.

Формировать у детей творческие способности посредством использования

нетрадиционных техник рисования. Сформировать у них изобразительные навыки и

умения.

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе,

индивидуально. Пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему

миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

Для достижения этих задач в своей работе использую примерную основную

общеобразовательную

программу

дошкольного

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» — под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

Васильевой/. Кроме этого я использую программу художественного воспитания,

обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» — под ред. И. А. Лыковой.,

«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники». — под

редакцией Р. Г. Казаковой.

Так же, познакомившись с методической литературой различных авторов,

таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском

саду», Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», я нашла

много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

·

сформировать у детей технические навыки рисования.

·

познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

·

научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному

рисованию используя различные техники.

·

развивать воображение и творческие способности детей.

·

обогащать и расширять художественный опыт детей.

·

побуждать ребенка экспериментировать.

·

поощрять и поддерживать творческие находки.

·

развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к

созидательной активности.

·

воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым,

с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

·

способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его

деятельности интересен другим и ему самому.

Развивать изобразительные способности в детском саду начинаем с раннего

дошкольного возраста. Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной

техникой изображения доставляет детям радость, создают положительный настрой.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

·

способствует снятию детских страхов;

·

развивает пространственное мышление;

 

·

учит детей свободно выражать свой замысел;

·

учит детей работать с разнообразным материалом;

·

развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

·

развивает мелкую моторику рук;

·

развивает творческие способности, воображение, фантазию.

·

во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Существует более 30 различных нетрадиционных изобразительных

технологий, которые мы с детьми постепенно осваиваем. Но так как, у меня не

большой опыт работы, и на данный момент работаю на младшей группе, с детьми

провожу относящиеся их возрастным особенностям нетрадиционные техники

рисования. Такие как:

 

 

·

рисование пальчиками;

·

ладошками;

·

рисование ватной палочкой и поролоновой

·

печатками из картофеля

·

оттиск пробкой

·

Рисование жесткой полусухой кистью

Каждая из этих техник — это маленькая игра. Обязательно необходимо

использовать игровые приёмы, сказочные образы, сюрпризный момент — любимый

герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в

путешествие, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие

материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Их

использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее,

непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют

детям быстрее достичь желаемого результата.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я решила с

младшей группы с рисования пальчиками – это самый простой способ получения

изображения. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на

бумаге. Работу начинали с одного цвета, давали возможность попробовать разные

движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два – три цвета («Виноград»,

«Малинка», «Осенние кусты», «Укрась ёлочку» и др.).

Позднее учили рисовать детей ладошкой. Детям очень нравится этот способ

рисования, ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с

помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками,

окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем

гуашь легко смывается. («Два весёлых гуся», «Солнышко», «птичка», «Пальмы»,

«Обезьянки»).

Рисование ватной палочкой и поролоновой

Поролоном очень хорошо рисовать пушистых зверушек, снежок, все, что нужно для

этой техники – кусок поролона, который обмакивается в краску, а затем способом

примакивания создается фон и рисунки. Детям интересно рисовать ватными

палочками, рисуя у ребенка, развивается зрительно – пространственное восприятие.

Создание праздничного настроения, положительного эмоционального отклика.

  С удовольствием на данный момент осваиваем технику рисования оттиск

пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно

изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные

композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д. Ребенок прижимает

печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения

другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «сердечки», «Яблоки» из

картофеля.

  Так же будем осваивать техники рисования «Тычком жесткой полусухой

кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа

вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист,

контур или шаблон. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь

пушистое или колючее. Например, на темы: «Мои любимые домашние животные»,

«Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик»

   Все эти виды рисования хорошо развивает мелкую моторику, что влияет не

только на умение малыша использовать свои ручки, но и способствует развитию

Практическая значимость

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных

учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и

внимательным родителям.

   Совсем недавно я открыла для себя очень редкую и малоизвестную у нас в

России новую технику рисования на воде «Эбру» .

Эбру – это рисунок одной жидкостью на поверхности другой. В своей работе

в дальнейшем хочу уделить большое внимание на новую техники рисовании

«ЭБРУ» — рисование на воде. Эта техника интересна, доступна детям старшего

дошкольного возраста.

   Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как

показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее

становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане

доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить

похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует

«удовлетворению притязаний на признание»

   В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать,

постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

   Творческий процесс — это настоящее чудо. Я всегда с огромным интересом

наблюдаю, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью,

которую им доставляет созидание.

Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей

на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-

ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем

больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

   Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который

вызывает у него радость, изумление, удивление. В проделанной работе я увидела,

что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали

творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные цвета. Они пытаются

и стараются создавать новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию,

реализуя свой замысел, и самостоятельно стараются находить средства для его

воплощения.

 

 

 

Литература

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим

навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.

Кроме этого я использую программу художественного воспитания, обучения и

развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» — под ред. И. А. Лыковой.,

«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники». — под

редакцией Р. Г. Казаковой.

Общеобразовательную программу

«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» — под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.

А. Васильевой/.

 

×
×