Методическая мастерская

Автор: Аккубакова Науфиля Фаязовна

«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».
Н.А.Умов

Добрый день, уважаемые организаторы конкурса. Я, учитель начальных классов, __________.Эпиграфом своего выступления взяла высказывание Николая Алексеевича Умова «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению». 28 лет для детей я и учитель, и друг, и наставник, и пример подражания. Стараюсь достигать высоких образовательных результатов в начальной школе, я считаю педагог должен знать психолого-возрастные особенности детей; владеть современными образовательными технологиями и применять их на уроках. Так же одной из важных задач учителя является внедрение заинтересованности у детей в учебную деятельность.

  Главная задача современной школы — это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.;

Традиционное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Поэтому в настоящее время для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, современные методы обучения.        

На сегодняшний день существует множество методов обучения в начальной школе: словесные, наглядные, практические, методы проблемного обучения, так же исследовательский, эвристический, репродуктивные методы, новый метод сингапурский         . Я не сторонник одного определенного метода. На своих же уроках я стараюсь применять их поочередно.

Выбирая и применяя методы и приемы обучения, стараюсь найти наиболее эффективные методы обучения, которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие умственных и творческих способностей, познавательной, а главное самостоятельной деятельности детей. Для этого необходимо учитывать возраст, темп работы, способности учащихся, объем материала, который необходимо глубоко усвоить.

          Я заметила, что наибольшую заинтересованность у детей начальных классов к обучению наблюдается  при наблюдении за чем-либо, при рассматривании картин, иллюстраций, презентаций, видеоматериалов. Поэтому наглядный метод обучения мне особенно близок.

         Наблюдение — один из основных, ведущих методов начального обучения. У детей формируются знания  о свойствах и качествах предметов и явлений, учатся наблюдать за изменением и преобразованием объектов.

Например, на уроках технологии каждый раз стараюсь показывать что-то новое, знакомить с различными материалами,  научить выделять свойства, формировать умения  соединять детали с помощью клея, развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

         Для того ,чтобы мои дети были в гармонии с природой в качестве предметов изучения мы используем различные природные  материалы, например, камни, пух, перья, веточки, листья, шишки, семена фруктов и др.  Провожу вводную беседу о родном крае, о ее богатстве и красоте, неоценимой пользе для людей, бережное отношение к ней, показываю одновременно картины, иллюстрации, фото, схемы, чертежи и т.д. В конце урока предлагаю детям объединить все поделки и придумать сказку или интересную историю.

Слайд 6. В ходе такой работы у нас получились немало занимательных книжек-малюток на разные темы.

Рассматривание картин, иллюстраций  помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Таким образом, происходит визуализация образов. Кроме того, это очень важно для развития эстетического вкуса ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.

Стараюсь формировать художественный вкус у школьников, знакомлю их с произведениями знаменитых художников прошлого и современности. Дети различают жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). Большую роль здесь играют заочные  или дистанционные экскурсии в музеи изобразительного искусства.

Демонстрация видеофайлов, слайдов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

• расширение знаний детей и развитие их речи;

• воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

Дети учатся воспринимать и понимать изображенное на экране. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей — их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.

         Современные дети быстрее усваивают материал через познавательные видеофайлы. За материалами для урока обращаюсь в разные платформы, как Я Класс, Учи.ру, Инфоурок, Яндекс Книга.

         Кроме общепринятых методов обучения, чтобы расширить кругозор ребят часто обращаюсь к фольклору.

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь, расширяют словарный запас, развивают воображение.  Чтобы учиться использовать в своей речи пословицы я предлагаю ребятам игру работу по-разному. Например:

“Перевыртыши”  Узнайте пословицы в искаженном виде. ( например,  враги не знают друг друга в счастье — Друзья познаются в беде. )

“Одним словом” Замените поговорки одним словом”  (Заткнуть за пояс- победить. Хоть шаром покати –ничего нет. Легок на помине-появился быстро. Как снег на голову-внезапно.

“Из какой сказки” (Битый битого везет “Лиса и волк”. Кому вершки, кому корешки “Мужик и медведь”. А воз и ныне там – “Лебедь, щука и рак” или например

          “О чем пословица”. Определите темы: можно соединять линиями  или

«Закончи пословицу» Вот такие работы можно предложить детям.

Таким образом, пословицы и поговорки – это источник народной мудрости, они сопровождают нас всю жизнь. Благодаря точности и простоте легко усваиваются детьми и воспринимаются как жизненная норма. Еще я использую пословицы и поговорки в минутах чистописания. Знаем много скороговорок, считалок, загадок, И что я заметила, когда дети общаются между собой начали использовать пословицы или поговорки в  своей речи.

Любовь к литературе, театру прививаем с детства, чтобы жизнь детей в школе была содержательной, интересной и активной. Тем самым у учащихся совершенствуется навыки чтения , формируется интеллект. У школьников пробуждается и развивается детская фантазия. Кукольный театр помогает детям раскрыться. Перевоплощаясь в тот или иной образ, дети смеются, когда их персонажи смеются, грустят вместе с ними; даже чувствуют и думают так же, как и их сказочные герои. Отвлечь от современных гаджетов я своими руками смастерила из картонной коробки настольный кукольный театр.

Кукольный театр помогает детям вспомнить знакомые сказки, учит детей совместному пересказу и в дальнейшем самим  рассказать , что происходит  с героями, развивает интонацию, выразительность диалогической речи, воспитывает чувство взаимопомощи, дружеские взаимоотношения. Мы своими руками изготавливаем персонажей сказок. Наши герои  из одноразовых ложек, из рулончиков туалетной бумаги, на кончик карандаша лепили головы персонажей, склеивали героев на бамбуковые палочки, сшили из старых носков. Дети заинтересованы  и  удовольствием берутся за работу.  Я стараюсь активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности, учу соотносить игру и речь персонажа, совершенствовать исполнительские способности, развивать образность речи детей, прививать у ребят интерес к башкирскому и русскому народному творчеству. Такие игры развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят со множеством детских сказок, способствуют развитию общительности. Особенно нравится детям пальчиковый театр. Это прекрасная возможность для развития детей, причем сфера этого развития очень многообразна —  речь, память, мелкая моторика рук, воображение. В таких играх с удовольствием участвуют все. Мальчик из нашего класса, ____——,  не смог проговорить звук «р»,  комплексовал, стал участвовать в премьерах, начал                                                     ,родители благодарны.Так же кукольный театр используем на уроках башкирского языка и литературы, русского языка и литературы при пересказах, составлении диалогов, монологов. Предлагаю Вас посмотреть фрагмент  из башкирской народной сказки «Тирмәкәй».

Рефлексия. Мы часто забываем о старых, проверенных временем развивающих играх в угоду новейшим изобретениям в мире игрушек. Но даже самый умный робот или компьютерная приставка или супермодная игрушка не подарит ребенку того главного, что может подарить  настольный кукольный театр –   ощущение волшебства! А если  мы совместно изготавливаем с детьми , то это даст им возможность почувствовать себя творцом или волшебником!!!  Вот таким образом я стараюсь подарить детям сказку и вместе фантазируем, играем, творим.

ВЫВОД

Таким образом, метод наблюдения, фольклор, настольный кукольный театр развивает у школьников инициативу и самодеятельность  . Действительно, учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению.

Спасибо за внимание!

 

×
×