8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный с 6:00 по 21:00

Изучение возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, с целью создания комфортных условий обучения

Автор: Тодорова Кира Васильевна

1.     Введение

Индивидуализация обучения — организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.  

Современное  общество ставит  перед нами  задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными,  самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий, призванных обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей учащихся. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии и дифференцированный подход к обучению. Эти направления относятся к гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.  

Психологи единодушно стоят на той точке зрения, что все дети способны к обучению, что каждый нормальный и психически здоровый  способен получить среднее и профессиональное образование, успешно овладеть учебным материалом в пределах образовательной программы, и преподаватель должен добиваться этого в отношении всех учащихся, но при этом, конечно же, необходимо  учитывать психологические особенности каждого ребенка.

Изучая проблемы активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и повышения эффективности учебного процесса,  я пришла к выводу, что для повышения качества обучения, для предупреждения неуспеваемости, для активизации учебного процесса большое значение имеет учет индивидуальных особенностей учащихся. Обратила внимание на то, что  в учебной деятельности чрезвычайно важно насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, так как самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, критической самооценкой всего воспринимаемого.

 

2.  Непосредственная организация индивидуальной работы

2.1. Основа организации индивидуальной работы

В основу организации индивидуальной работы с учащимися легли тщательное изучение работы каждого ученика на основе систематического и своевременного выявления уровня усвоения каждого раздела программы. При этом в процессе работы перед собой ставлю следующие задачи:

§  Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса и заинтересованности группы в работе каждого ученика.

§  Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. («Не ошибается только тот, кто не работает». При решении задач всегда указываем различные способы их решения, как рациональные, так не рациональные).

§  Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

§  Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.  

§  Поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

§  Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Создание на уроке комфортной, благоприятной обстановки для каждого ребенка.

2.2. Цели индивидуализации обучения русскому языку:

§  Развитие и использование в обучении индивидуальных качеств личности учащегося.

§  Развитие и использование в обучении познавательных интересов каждого учащегося.

§  Развитие и использование в обучении интеллектуальных способностей и талантов каждого учащегося.

§  Развитие у каждого учащегося навыков самостоятельной учебной деятельности.

2.3. Направления работы:

§  Индивидуализация домашних заданий, исходя из успеваемости, уровня познавательной самостоятельности и активного интереса к учению;  

§  Индивидуализация учебных заданий для самостоятельной работы учащихся: работа проводится по индивидуальным инструкциям, которые   составляются в трех вариантах (по степени трудности), учащиеся получают индивидуальные задания. Использование индивидуализированной самостоятельной работы способствует повышению успеваемости. Сильным ученикам нравятся задания, которые требуют большего напряжения и дают дополнительную информацию. Слабые же получают удовлетворение от успеха, поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом, чем прежде.  Здесь широко используются метод проектов, информационные технологии.

   При использовании индивидуализации повышается эффективность обучения, если оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен. Индивидуализация помогает не только найти пути обучения каждого ученика, но и повышает эффективность обучения в целом. 

Однако хочется  заметить, что индивидуализация никогда не бывает абсолютной, так как в любых условиях, при использовании разных форм и методов обучения нельзя учесть все индивидуальные особенности детей, поэтому во внимание принимаются лишь те отличия, которые   оказываются важными в процессе обучения. Кроме того, учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а групп учащихся, обладающих сходными чертами.  

Поскольку задача учителя — не усложнять, а облегчать учебную деятельность детей, знание природных особенностей своих учеников и умение учитывать их в педагогической деятельности и есть основа индивидуализации обучения.

Многочисленные исследования показывают, что индивидуальные вариации перечисленных выше особенностей при прочих равных условиях обусловлены некоторыми природными факторами, в первую очередь основными свойствами нервной системы человека. Изменить эти особенности практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, так как их влияние ощутимо во многих видах деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими.

Как известно, разные приемы и методы обучения оказывают неодинаковое воздействие как на состояние, так и на результат деятельности учащихся с разными типологическими особенностями. Учитывая эти особенности, к учащимся с  различной нервной системой  стараюсь применять специальные приемы и превентивные меры, облегчающие их учебную деятельность.

По отношению к учащимся со слабой нервной системой стараюсь не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, давать достаточно времени на обдумывание и подготовку; чаще опрашивать их в письменной форме, формировать уверенность в своих силах,  осторожно оценивать неудачи этих учеников, обязательно поощрять за старание, научить школьника умению пережить неудачу, не требую от них немедленного включения в деятельность,  постепенно предлагаю разные задания, не тороплюсь с изменением неудачных формулировок при устных ответах, не спрашиваю в начале урока,  в момент выполнения заданий не отвлекаю такого ученика.

У учащихся с сильной нервной системой стараюсь тренировать  усидчивость, в определенной степени разнообразить деятельность, чередовать задания разных типов, нейтрализовать психологические особенности, которые мешают усвоению материала,  добиваюсь, чтобы учащиеся на поставленный вопрос давали четкий ответ.

  И, конечно же, индивидуальный подход может быть успешно применен только с учетом возрастных закономерностей психологического развития ребенка. Кроме психологических факторов на учебный процесс свое влияние оказывает и состояние здоровья ребенка.

Работая на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Наиболее эффективно ее можно осуществлять за счет целостной организации образовательного процесса, использования прогрессивных образовательных технологий и методов. Особую значимость при этом приобретает метод проектов, который позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность построена на развитии самостоятельности учащихся, гибкой организации процесса обучения. В результате применения этого метода полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских задач. Метод проектов позволяет развивать познавательные способности учащихся, умения ориентироваться в информационном пространстве, обучает школьников рефлексии, публично выступать.

 

3. Учет индивидуальных особенностей 

Хочу остановиться на учете индивидуальных особенностей учащихся на этапе мотивации при обучении русскому языку. Учебная мотивация является важнейшим среди прочих факторов, стимулирующих ученика к учебной деятельности. Она определяется как направленность учащегося к различным сторонам учебной деятельности. Отсюда вытекает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в сфере мотивации.

 При конструировании этапа мотивации, прежде всего, учитываю особенности познавательных интересов учащихся, определяю их характер и направленность.   Направленность познавательного интереса характеризуется тем, что он может проявляться либо к научно-теоретическим основам знаний, либо к их практическому использованию.

При наличии у ученика широкого познавательного интереса, спектр заданий, предлагаемых ему в качестве мотивационных, значительно расширяется.  Но если интерес к русскому языку   отсутствует, то   использую задания, привлекающие как своим содержанием, так и необычностью.

  Мотивационные задания включаю в содержание домашних заданий, так как обобщение результатов, полученных учащимися при выполнении индивидуальных мотивационных заданий дома и на уроке, позволяет, во-первых, сформировать у всей группы в целом положительный мотив изучения нового материала и, во-вторых, определяет круг возможных приложений рассматриваемого материала.

При индивидуализации обучения возникают объективные предпосылки для выбора самими обучающимися образовательных траекторий, которые   наиболее полно отвечают их личностным потребностям и устремлениям.

Ценность индивидуально-образовательной траектории обучающегося в том, что она позволяет на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию собственных знаний и умений, пополнить знания при проектировании своей учебной деятельности с целью отработки методов и техники самостоятельной работы в различных формах учебно-познавательной деятельности. При этом очень важно, чтобы у каждого обучающегося была сформулирована личностно-ориентированная задача по проектированию индивидуально-образовательной траектории, что способствует повышению личностного образовательного роста обучающегося. Однако обучающиеся испытывают существенные трудности в самостоятельном выборе своей образовательной траектории и далеко не всегда ощущают себя ответственными за сделанный выбор и рост своих результатов при его реализации.

Возможность индивидуальной траектории образования   предполагает, что при изучении темы он может, например, выбрать один из следующих подходов: базисное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ достигается с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижения учениками нормативного образовательного уровня. Для этого учащимся предоставляются  многообразные учебные задания, чтобы они имели возможность выбора.   Каждый ученик перерабатывает одну и ту же информацию, но решает задачи собственным путем в зависимости от того, какой стиль учения ему присущ.

Для того, чтобы успешно осуществлять индивидуализацию обучения русскому языку,   применяю определенную систему тестовых упражнений, имеющих целью проверить:

1)      уровень обучаемости;

2)      умение самостоятельно работать;

3)      умение читать с пониманием и нужной скоростью учебный текст;

4)      способность к сообразительности;

5)      уровень развития того или иного компонента аналитического мышления;

6)        познавательные интересы и т.п.

 

×
×