8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Повышение качества образования посредством развития творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений

Автор: Светлана Сергеевна Лышко

Повышение качества образования посредством развития творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Аннотация. В статье рассматривается развитие творческого потенциала как фактора повышения качества образования.

Ключевые слова: творческий потенциал, качество образования, педагог, развитие.

 

Цель статьи – рассмотреть различные пути развития творческого потенциала педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также изучить результаты их творческой деятельности и определить их влияние его на качество образования.

 

В условиях современного образования реализуется идея модернизации, изменяются социальные установки и потребности в области образования, определены новые подходы к построению всей системы образования, произошел пересмотр содержания всех компонентов педагогической деятельности. Закон «Об образовании» ставит перед современным образованием задачу «…обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». В современном дошкольном образовательном учреждении всегда совершенствуется содержание образования. Что определяет необходимость творческого подхода к решению поставленных задач.

В образовательных учреждениях постоянно ведется целенаправленная и систематическая работа над:

повышением мотивации педагогов к непрерывному развитию и совершенствованию профессиональной компетентности;

развитием творческого потенциала;

формированием потребностей в профессиональном самовыражении;

выработкой практических навыков ведения занятий с использованием инновационных технологий, активных методов и приемов;

Особое значение приобретает развитие профессионального мастерства педагога, его творческих способностей, позволяющих осуществлять методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях. Современное образование зависит от профессиональных качеств педагога, его квалификации и методической подготовки. Проводимые исследования доказывают, что одной из ключевых характеристик личности педагога выступает его креативность. Оценивая образ педагога, специалисты выделяют значимость его творческого потенциала. Сопоставив имеющиеся определения, можно отметить их диапазон: от сведения творческого потенциала к способности творчески мыслить и познавать окружающую действительность до понимания его как сложного личностного феномена, включающего многообразие биологических, психических, социальных и иных характеристик; от рассмотрения творческого потенциала как качества личности до признания его знаковой личностной структурой.

Основываясь на данном теоретическом анализе можно сделать вывод о том, что творческий потенциал педагога «совокупность его возможностей для инновационных решений разноплановых задач, связанных с развитием обучающихся, организацией образовательного процесса, профессиональным сотрудничеством». Это то без чего невозможно современное образование.

В свою очередь творческий потенциал педагога формируется на основе накопленного социального опыта; психолого-педагогических знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения; новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций.

Развитие творческого потенциала педагогов в образовательном учреждении может проходить под влиянием педагогической среды, педагогического коллектива и его профессиональной деятельности. Для того, чтобы получить определенные результаты в становлении и развитии творческого потенциала педагогов, необходима целенаправленная работа.

Одна из задач административного состава дошкольного образовательного учреждения создание условий для мотивации педагогов на развитие профессионального и творческого потенциала. Заставить педагога выполнять бессмысленную работу практически невозможно. Нужно найти для него ее смысл. Для формирования устойчивой мотивации педагогов необходимы комплексные, дифференцированные стимулы. Такие как: профессиональное развитие. Самосовершенствование, достижение успеха, самоутверждение.

На протяжении всей деятельности, направленной на реализацию личностной траектории развития педагога осознают, что, зачем, почему и как они делают, постоянно продумывают свои действия, анализируя достигнутые результаты, в случае необходимости получают консультации. Поэтому методическое, информационное и аналитическое сопровождение педагогов на пути их личностного профессионального роста административным составом дошкольного образовательного учреждения обязательно.

Вся деятельность педагогов по развитию компетенций способствует качественным изменениям в педагогическом процессе и стимулирует развитие профессионально-педагогической компетентности педагога, а также она дает возможность повысить качество образования. Администрация образовательной организации получает уникальную возможность прогнозировать уровень повышения профессионализма педагогической команды дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, существуют разные пути развития творческого потенциала личности педагога, но все они ведут к одной цели – воспитанию всесторонне развитого, творческого и успешного ребенка успешным и творческим педагогом, владеющим соответствующими компетентностями, теорией и практикой применения новейших достижений современной науки. В стремительно меняющемся мире педагог обязан изменяться, только тогда он сформирует активного, деятельного, творческого человека. Творчество, креативность – это самый главный фактор обновления качества образования.

Таким образом, качество профессиональной деятельности педагогов во многом являются определяющим фактором качества образования. Педагогический потенциал педагога обозначает совокупность возможностей человека, который занимается педагогической деятельностью.

 

Список литературы:

1.      Бердяев Н.Л. Самопознание (Опыт философской автобиографии). – М., 1990. С. 308.

2.      Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Знание, 2013. — 364 с.Ермакова, Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности / Е.В. Ермакова // Культурно-историческая психология. – 2020. – № 1. – С. 27–39

3.      Мартишина Нина Васильевна Творческий потенциал педагога: теория и опыт развития // Известия ВГПУ. 2015. №8 (103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskiy-potentsial-pedagoga-teoriya-i-opyt-razvitiya (дата обращения: 22.01.2023).

4.      Мартишина Нина Васильевна К вопросу о психолого-педагогических условиях становления и развития творческого потенциала педагога // Сибирский педагогический журнал. 2007. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-psihologo-pedagogicheskih-usloviyah-stanovleniya-i-razvitiya-tvorcheskogo-potentsiala-pedagoga (дата обращения: 08.04.2022).

5.      Тузова, Н. Н. Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации / Н. Н. Тузова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159). — С. 316-319. — URL: https://moluch.ru/archive/159/44865/ (дата обращения: 22.01.2023).

×
×

Статьи
«Новый порядок
аттестации» для учителей
и воспитателей

Подпишитесь на нашего бота в
Telegram, чтобы забрать статьи

Получить статьи