Автор: Калачева Светлана Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кудеяровский детский сад
Из опыта работы:
«Работа с неполными семьями
в условиях ДОУ».
Воспитатель: Калачева С. Н.
с.Кудеярово
2022г.
Семья для маленького ребенка – это целый мир. Мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире.
Неполные семьи существуют испокон веков. Целое тысячелетие причиной их появления служила смерть одного из родителей. Разводы также не изобретение современности, и существуют они с давних времен. И всё же массово они распространились уже в наши дни. И соответственно процент таких семей намного выше, чем процент неполных семей связанных со смертью одного из членов семей. Последние исследования психологов и педагогов сходны в одном: положение ребенка, растущего в неполной семье, по-своему исключительное, трудное, иногда угрожающее, а иногда и опасное. Опасность может быть, но не должна стать реальной. Совершенно очевидно, что целый ряд факторов, переплетаясь, осложняют жизнь неполной семьи:
1. Причины возникновения неполной семьи. По-разному на ребенка влияют такие факторы как, кто отсутствует в семье, как долго, в каком возрасте был ребенок, когда не стало отсутствующего (смерть, незамужняя мать, развод, эмиграция и т.д.), был ли он кем-нибудь замещен, какова была личность утраченного родителя и какова личность присутствующего родителя и, главное – какова личность ребенка.
2. Влияние социального контекста и социального фона, на котором проходит жизнь неполной семьи (т.е. помогают ли бабушка с дедушкой, как неполная семья материально обеспечена, каковы культурные традиции среды, какими ценностями она живёт и т.д.)
3. Неполная семья не может в полной мере обеспечить выполнение основных функций возложенных обществом на семью (обеспечение эмоционального тыла всем своим членам и подготовка ребенка для жизни в данном обществе);
4. Эмоциональные переживания ребенка. Утрата одного из родителей из тесного круга общения с ребенком, эмоционально тяжело переживается им, что в дальнейшем может отразиться на дальнейшее формирование личности.
5. Все трудности и проблемы (материальные, эмоциональные, психологические и т.д.) решает один родитель, который остался с ребенком.
6. Возникают проблемы и трудности отторжения ребенка из неполной семьи окружающим социумом: детским коллективом в детском саду, а затем и в школе и т.д.
Последствия этих факторов бывают достаточно разнообразны: вполне возможно, что развитие ребенка всё-таки проходит нормально – и вырастает личность, прекрасно приспособленная к жизни в обществе, полностью позитивно оцениваемая; но может быть всё по-другому – нарушения в развитии могут быть столь сильны, что вырастает человек мало приспособленный, конфликтный и даже с ярко выраженной патологией.
Учебный год в нашем дошкольном учреждении для воспитателя любой возрастной группы начинается с традиционного знакомства с семьями детей. При этом выясняем следующие факторы:
• Полная или неполная семья. Уточняем причины неполной семьи: развод, одинокая мать (или отец, с рождения ребенка), умер один из членов семьи, временно не живёт один из членов семьи.
• Состав семей и структура родственных связей: полные одно-, двух-, трехдетные, кем является воспитанник (1-й, 2-й, 3-й и т.д. ребенок).
• Супружеский опыт (в 1-м, 2-м браке, разводе и пр.).
• Образование родителей (высшее, среднее специальное, неполное).
• Полные семьи с нарушенным кровным родством (приход отчима, мачехи).
• Семьи группы риска (злоупотребляющие алкоголем, наркоманы, судимые и т.д.).
Чтобы выяснить, какие условия для нравственного воспитания имеются в неполных семьях, в какой помощи они нуждаются, мы всесторонне изучаем семьи: проводим анкетирование, опросы, тестирование, наблюдения, беседы с взрослыми и детьми. Обращаем внимание на эмоциональную атмосферу в семье, на интенсивность и содержание общения ребенка с взрослыми.
Всю полученную информацию педагоги учитывают при планировании работы с семьей внутри детского сада, в общении с родителями, в оказании грамотной консультативной психолого-педагогической помощи.
Основные направления работы ДОУ с родителями из неполных семей таковы:
1. Укрепление здоровья детей (совместно с медицинской и психологической службами).
2. Создание единого образовательного пространства развития и воспитания ребенка;
3.Защита прав ребёнка,
4. Повышение родительской компетентности в вопросах правовой и педагогической культуры;
5.Организация семейного досуга.
Чтобы помочь неполным семьям в воспитании детей, мы поставили такие задачи работы с этими семьями:
1. Создание атмосферы доверия и доброжелательности в общении между ДОУ и родителями.
2. Оказание комплексной социально-педагогической помощи и поддержки неполной семьи.
3.Проведение специальных мероприятий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей.
4. Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по социально- педагогической проблематике для детей и семьей группы риска.
5. Предупреждение социальной и педагогической запущенности детей из неполных семей.
Учитывая поставленные цели и задачи по данной теме, при построении работы с неполными семьями педагогический коллектив придерживается следующих основных принципов:
• Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребенок);
• Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка
В ДОУ педагогическим коллективом собран богатый и разнообразный материал, способствующий реализации данных принципов на практике:
• Нормативно-правовые документы по семейному воспитанию;
• Материалы, помогающие воспитателям получить информацию о семьях воспитанников (анкеты, тесты, листы опросы, карты «Социальные паспорта семьи» и т.д.);
• Материалы о значении семьи в развитии ребенка, о воспитании детей в различных типах семей;
• Материалы для подготовки общения с родителями (различные конспекты организации различных форм общения с родителями, практические материалы по различным аспектам воспитания);
• Материалы методической работы с педагогами по вопросам общения с семьей (различные формы методической работы с педагогами, примерная тематика общения с родителями, педагогические ситуации и т.д.);
• Наглядные материалы (иллюстративный, консультативный материал для оформления родительских уголков, литература для организации выставок).
Педагогический коллектив находится в постоянном поиске наиболее эффективных форм и методов работы с неполными семьями:
• Создание банка данных о семьях воспитанников
• Неформальные беседы о детях (обсуждаем достигнутые успехи ребенка);
• Систематическое изучение запросов родителей, требований к работе дошкольного учреждения;
• Проведение дней открытых дверей ДОУ;
• Проведение и участие в внутрисадовских, городских, областных и всероссийских конкурсах, фестивалях и т.д.
• Посещение педагогом семей на дому;
• Организация внутригрупповых досок Почёта;
• Привлечение родителей к организации и проведению внутрисадовских мероприятий;
• Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка (индивидуальные задания на дом);
• Консультативная помощь специалистов ДОУ;
• Плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития их ребенка;
• Целевые наблюдения за характером детско-родительского общения и особенностями поведения детей;
• Проведение анкетирование, опросов родителей;
• Проведение родительских собраний: устные журналы, клубы, дискуссии, родительские гостиные и т.д.
Из опыта работы мы видим, что родитель (а, как правило, в большинстве семей это мать), воспитывающий ребёнка один, не всегда может справиться со своими педагогическими обязанностями. Для многих одиноких матерей характерны крайности: то ласкают ребёнка, то всё разрешают, то становятся чрезмерно строгими и что разрешили ранее, начинают запрещать. Такие колебания или зависят от настроения, или вызываются отрицательной оценкой кем-то из окружающих поведения ребенка. Все это неблагоприятно сказывается на взаимоотношениях матери с ребенком, на формировании его характера. Поэтому педагоги тактично обращают внимание таких матерей на последовательность в их поведении, в требованиях к ребенку, помогают им в анализе собственных педагогических воздействий, их эффективности. Активно используем в этих случаях такие формы работы: индивидуальные беседы, анализ педагогических ситуаций, игровой метод.
Важной задачей в работе с неполной семьей является создание доверия и близости между педагогами и родителями. С уверенностью мы утверждаем, что такая близость достигается не сразу, неполная семья более «закрыта» для посторонних. Одинокая мать, как правило, болезненно относится к вмешательству из вне. Поэтому особенно при общении с такими семьями педагогов требуется большой такт, терпимость, доброжелательность. Не секрет, что в неполных семьях чаще встречается трудные дети, но замечания воспитателя, а отрицательная характеристика поступков ребенка воспринимается матерями болезненно. По этой причине индивидуальных беседах мы стараемся говорить не столько о проступке ребенка, сколько о возможных причинах, мотивах этого проступка, вовлекаем мать в анализ детского поведения. И всегда подчеркиваем всё то хорошее, что есть в ребенке.
Мы с уважением относится к одиноким родителям (в основном это матери). Тех, кто имеет хороший опыт воспитания, в нашем детском саду избираем в родительский комитет группы (детского сада), выражаем благодарности за активное участие в жизни ДОУ.
Но есть родители, к нашему большому сожалению, относящиеся к своим родительским обязанностям не серьезно, достаточно легкомысленно, равнодушно. К таким родителям приходится применять другие формы и методы работы совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних, с отделом опеки администрации города. На опыте мы убедились, что нравственное развитие ребенка в неполных семьях зависит, прежде всего, от интенсивности и содержательности его общения с взрослыми (в том числе и с отцом), а также наличия положительного эмоционального микроклимата в семье.
Активное использование разнообразных форм и методов работы ДОУ с семьей позволяет добиваться понимания и интереса у большинства родителей к обсуждаемому материалу, возникновения у них ассоциаций с собственным опытом. Большинство родители из неполных семей стали нашими активными помощниками, союзниками. Дети из неполных семей стали намного общительнее, эмоциональнее, их отношения с другими детьми и взрослыми улучшились. Постоянное совершенствование профессионального уровня педагогами позволяет вести активную работу семьями дошкольников по различным направлениям.