8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИИ

Автор: Усманова Ольга Константиновна

В век стремительно развивающихся информационных технологий сложно удивить  и заинтересовать молодое поколение в образовательном процессе. Стандартные методы  обучения часто применяются в средней школе, поэтому при обучении студентов наиболее эффективно применение инновационных методов обучения.

Химия — серьезная наука, которая поддается не всем студентам. Количество часов, необходимых для изучения химии мало, так как за 1 год необходимо пройти двухгодичный курс 10-11 классов для освоения среднего общего образования. Поэтому необходимо в сжатый срок предоставить студентам учебный материал, научить определенным знаниям и умениям, сформировать личностные, метапредметные и предметные результаты. Это возможно лишь с применением инновационных методов преподавания, которые обладают большей эффективностью, чем традиционные методы.

К ним относятся:

— модульное обучение;

— дистанционное обучение;

— кейс-метод;

— коучинг;

— деловая игра;

— мозговой штурм;

— использование информационно-компьютерных технологий;

— использование образовательных тренажеров.

Модульное обучение – это разбивка учебной информации на несколько самостоятельных частей. Например, при изучении раздела «Органическая химия» студентам предлагаются 4 блока или 4 модуля: углеводороды, кислородсодержащие, азотсодержащие органические соединения и биологически активные вещества. Каждый блок можно рассматривать по схожей схеме в порядке усложнения. Модуль «Углеводороды» удобно изучать согласно следующему алгоритму: определение класса веществ, их общая формула, гомологический ряд, изомерия и номенклатура, физические и химические свойства, применение в медицине. Таким образом, рассматриваются свойства алканов, циклоалканов, алкенов, алкадиенов, алкинов, аренов.

Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ, оно позволяет педагогу обучать студентов, находясь от них на большом расстоянии. Положительным моментом являются вовлечение большого числа студентов, возможность обучения на дому, особенно в период пандемии, возможность выбора обучающимися подходящего времени, а также самостоятельного изучения студентами определенных тем, которые не требуют детального рассмотрения. К плюсам можно отнести то, что преподаватели в различных программах, например MOODLE, могут закачивать лекции, тестовые задания, самостоятельные и контрольные работы, задания для дифференцированного зачета. Лекционный материал может быть доступен в любое или ограниченное время в зависимости от желания преподавателя. Некоторые из проверочных работ или дифзачеты оценивает сам компьютер, поэтому преподаватель просто выставляет готовые оценки в журнал. Некоторые работы требуют проверки преподавателя. Оценки, которые выставляет компьютерная программа, могут быть видимы для студентов, что обеспечивает прозрачность обучения. Иногда студенту дается несколько попыток выполнения задания, что развивает у него определенные навыки и возможность пересдать неудачно пройденный тест.

К недостаткам дистанционного обучения можно отнести высокие требования к технической оснащенности педагогического процесса, как самого педагога, так и обучающегося. Например, для общения в программе ZOOM или SKYPE необходима хорошая видеокамера и звук. Самый главный недостаток метода – это отсутствие визуального контакта педагога и обучающегося, следовательно, часто возникает  недопонимание некоторых моментов темы, так как время общения ограничено.  При этом важным моментом является формирование самодисциплины у студентов.

Кейс-метод  (или метод разбора конкретных ситуаций) основывается на полноценном изучении и анализе ситуаций. С положительной стороны этот метод отличается тем, что можно организовать эффективное обсуждение проблемных ситуаций, тем самым сформировать мотивацию изучения химии.

Кейс-метод можно применить при изучении темы «Природные источники углеводородов». При этом актуально обсудить проблему истощения природных ресурсов, экологические проблемы, связанные с их использованием. Возможно обсуждение темы «Жесткость воды», при этом можно рассмотреть причины возникновения постоянной и карбонатной жесткости воды, проблемы, возникающие при этом, а также методы устранения. К недостаткам метода относится недостаточная подготовленность некоторых студентов, которые плохо изучили данную тему и не могут вступать в полемику. Они остаются пассивными участниками процесса.

Коучинг (наставничество) представляет собой индивидуальное или коллективное управление более опытным обучающимся менее опытных, их адаптацию к личностному развитию и постижению знаний и навыков по исследуемой теме. Процесс коучинга полезен тем, что введение обучающихся в исследуемую область осуществляется с максимальной отдачей, повышается их мотивация, развивается познавательный интерес, формируются уникальные навыки и умения, осуществляется индивидуальный подход. В каждой группе обучающихся имеются слабые студенты, при назначении к которым наставника, ситуация резко меняется, студент становится успешным, материал для него – понятным, появляется заинтересованность в учебе. Причем наиболее удачными наставниками для студентов 1 курса являются второкурсники.

Недостатком метода является процесс подбора наставника (студента), обладающего не только хорошими знаниями, но и весьма высокими коммуникативными, личностными и  педагогическими данными.

 Метод деловой игры состоит в моделировании всевозможных ситуаций, возникающих при изучении различных тем.

Деловые игры отличаются тем, что дают возможность провести всеобъемлющее изучение проблемы, подготовить способы ее решения и применить их. Благодаря деловым играм существенно сокращается количество ошибок, совершаемых в реальной жизни.

Например, при изучении темы «Биологически активные соединения» студенты могут разделиться на несколько групп и обсудить свойства этих соединений, их влияние на организм человека, возможные побочные эффекты от их применения. В состав команд  могут входить врачи, фармацевты, химики, покупатели аптеки.

Недостатками метода можно назвать необходимость создания сценария игры, иначе обсуждение проблемы может зайти в тупик. Для правильного ведения игры необходима высокая квалификация педагога в области обсуждаемых проблем, навыки коммуникации. У некоторых студентов возможно проявление некомпетентности в данной области знаний, неумение аргументировать свою позицию. Иногда результат игры бывает непредсказуем.

Метод мозгового штурма предполагает совместную работу в небольших группах, главной целью которой является поиск решений заданной проблемы или задачи. Идеи, предлагающиеся в начале штурма, собираются воедино, изначально без всякой критики, а на последующих стадиях обсуждаются, и из них выбираются одна наиболее продуктивная.

Мозговой штурм эффективен тем, что допускает к участию обучающихся с минимальным уровнем знаний и набором компетенций, не требует к себе основательной подготовки, развивает у обучающихся способность к оперативному мышлению и включению в групповую работу, оказывает минимальное стрессовое воздействие, формирует культуру коммуникации и развивает навыки участия в дискуссиях.

Например, при изучении темы «Вода. Способы очистки воды» можно разделить группу на 5 команд, которые будут доказывать преимущества и недостатки  физической очистки воды (облучение ультрафиолетом), химической очистки (хлорирование, фторирование, озонирование), а также жюри, которое будет оценивать наиболее аргументированные ответы. По результатам игры можно составить сравнительную таблицу, характеризующую преимущества и недостатки каждого метода, и выбор наиболее актуального из них.

Но данный метод не очень эффективен для решения сложных проблем, усложняет процесс определения автора лучшей идеи, а также отличается спонтанностью, способной увести обучающихся далеко от темы.

Использование информационно-компьютерных технологий включает в себя применение компьютеров, ноутбуков, телефонов и т.п. Осваиваемая обучающимися информация представляется в сочетании с визуально-образными данными (видеоматериалами, видео опытами), а сам изучаемый объект, явление или процесс может быть показан в динамике, например, протекание некоторых химических реакций.

Преимуществами метода является то, что демонстрация учебного материала может быть динамичной, отдельные элементы материала могут быть повторены в любое время, педагог может предоставить обучающимся копии материалов, а значит, для последующего изучения нет необходимости в особых условиях.

Например, таким образом, возможно изучение таких сложных тем, как «Жиры», «Углеводы», «Белки», «Витамины», «Гормоны», «Ферменты», «Лекарственные препараты». Они включают в себя много информации, объемные формулы. Для наиболее эффективного обучения возможен просмотр опытов по интернету. Студенты также включаются в образовательный процесс, они любят самостоятельно составлять и показывать презентации, тесты, кроссворды и ребусы.

Недостатки же состоят в том, что в большинстве случаев отсутствует интерактивная связь, в процессе использования метода не ведется учет индивидуальных особенностей обучающихся, а педагог не имеет возможности оказывать стимулирующего воздействия на  обучающихся.

Метод использования образовательных тренажеров. В процессе создания тренажеров моделируются и решаются задачи по формированию навыков практической деятельности студентов. К ним относятся упражнения по составлению формул веществ, написание химических уравнений, решение задач. Эти задания могут выполняться по определенному алгоритму. Удобно использовать тренажеры на практических занятиях, когда преподаватель сначала показывает способ решения задачи или написания химического уравнения, затем студенты с помощью заданий-тренажеров выполняют остальные задания самостоятельно.

В педагогической деятельности нет, и, пожалуй, не может быть какого-либо  универсального метода или системы методов, которые будут стимулировать познавательный интерес, мотивировать студентов к последующему обучению и освоению профессиональных модулей. Важно уметь применять комплексный подход, а значит, мы должны применять не только традиционные, которые никто не отменял, но и инновационные методы обучения для успешного усвоения знаний студентами согласно ФГОС. Продуктивность применения того или иного метода позволит сформировать у обучающихся системное мышление, которое будет гарантом их успешного обучения и овладения личностными, метапредметными и предметными результатами обучения.

 

×
×