Особенности академической прокрастинации и самооценки у младших подростков с задержкой психического развития

Автор: Габдрахманова Эльмира Мусавировна

Особенности академической прокрастинации и самооценки у младших подростков с задержкой психического развития

Э.М.Габдрахманова

Студентка,

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

Институт педагогики, психологии и социальных технологий 

Кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики

 

Аннотация. В статье рассматривается проблематика академической прокрастинации личности и самооценки на примере младших подростков. Рассматривается классификация Н. Милграма. Приводятся рекомендации, направленные  на раннюю профилактику явления прокрастинации.

Ключевые слова: прокрастинация у младших подростков, виды прокрастинации, самооценка младших подростков, уровни самооценки, рекомендации.

Annotation. The article deals with the problems of academic procrastination of personality and self-esteem on the example of younger teenagers. N. Milgram's classification is considered. Recommendations are given aimed at early prevention of the phenomenon of procrastination.

 

В современном пространстве все острее возникает проблема недостатка времени на выполнение всего желаемого и планируемого. Большая часть людей, хотя бы один раз в жизни, сталкивались с ситуацией, когда нет желания начинать немаловажное дело. Занимаясь различными делами и рассчитывая свои силы, люди откладывают выполнение некоторых дел «на потом» либо не выполняют вовсе. Этот  феномен  постоянного  откладывания  дел  «на  потом»,  «завтра»,  «чуть позже» называется термином «прокрастинация». Поддаться этому недугу – все равно,  что  подставить  самого  себя. Не  случайно это  явление  называют «болезнью XXI века».

В  психологической  науке  термин  «прокрастинация»  указывает  на склонность  личности  к  частому  откладыванию  «на  завтра»  важных  и второстепенных  дел,  отходу  от  решения  поставленных  задач  и  проблем, избеганию исполнения взятых ранее на себя обязательств.

Психологи отмечают, что подобное состояние выступает механизмом борьбы с чувством тревоги, беспокойства, когда индивид переживает о том, что не справится с заданием или не сможет его довести до конца.

В  подростковом периоде происходит  качественное  преобразование системы отношений ребенка к миру, окружающим людям и к самому себе. Подростковый  возраст – это  время, когда  заканчивают  свое  формирование устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования,  которые  в  будущем  во  многом  определяют  жизнь  взрослого человека,  его  психологическое  и  физиологическое  здоровье,  социальную и личностную  зрелость.  Поэтому  важно,  чтобы  ребенок  в  этом  возрасте контролировал  свои  действия  и  поступки,  и  стремился  к  тому,  чтобы  все назначенное и запланированное выполнять в срок.

Значимость данной проблематики состоит в том, что уже начиная с подросткового периода жизни феномен прокрастинации оказывает существенное отрицательное воздействие как на учебную, так и последующем профессиональную деятельность человека, после чего переходит в патологическую прокрастинацию.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что в настоящее время наблюдается тенденция к распространению явления прокрастинации. Негативные последствия выражаются не только в снижении успешности и продуктивности личности и препятствии ее развития как в учебной, так и в профессиональной среде, но и в острых эмоциональных переживаниях собственного неуспеха, чувства вины, неудовлетворенности результатами своей деятельности. Прокрастинация обычно проявляется в деятельности, результат которой очень значим для человека.

В основе прокрастинации могут лежать различные причины.

Таким образом, неудивительно, что ученые выделяют различные виды прокрастинации. Ученые по-разному классифицируют виды прокрастинации.

Так, Ноа Милграм в соавторстве с Дж. Батори и Д. Моурер, в своей классификации, описывают следующие основные виды прокрастинации:

1) каждодневная (бытовая) — подразумевает откладывание дел, которые должны выполняться регулярно, такие как, уборка квартиры, покупка еды и прочее;

  • 2) прокрастинация в принятии решений (вне зависимости от значимости подобных решений);
  • 3) невротическая прокрастинация — подразумевает откладывание принятия жизненно важных решений (к примеру, выбор карьеры или создание семьи);
  • 4) компульсивная прокрастинация — означает ситуацию, в которой у человека сочетаются одновременно поведенческая прокрастинация (откладывание любых дел) и прокрастинация в принятии решений;
  • 5) академическая прокрастинация — как следует из названия, проявляется в откладывание выполнения академической деятельности, такой как выполнение домашних работ, написание курсовой работы и т.п. [6].

Позднее, в своей работе Милграм и Тенне (Milgram, Tenne, 2000) сузили данную классификацию до двух видов:

  • 1) прокрастинация в выполнении заданий;
  • 2) прокрастинация в принятии решений.[6]

В учебном процессе у детей подросткового возраста чаще всего возникает академическая прокрастинация — откладывание выполнения учебных заданий на «потом». Феномен академической прокрастинации связан с различными особенностями, образованиями личности, например, с перфекционизмом, тревожностью, с самоопределением личности в целом.

Учебная деятельность представляет собой протяженный во времени процесс, где время является наиболее важным и одновременно невосполнимым ресурсом. И именно в учебной деятельности учащийся сталкивается с нарушением интеграции временных отношений при выполнении учебных задач, что проявляется в их откладывании. Для успешной учебной деятельности, необходима сформированность мотивации учения, самостоятельности умственного труда, ценностных предпочтений, отношений с учителями и одноклассниками.

Центральное место в системе всех внутренних побуждений отведено мотивам учения и отношению к учению. Отношение к учению – это сложное психическое образование, принадлежащее к сфере нравственного развития личности. Для многих прокрастинаторов свойственны такие черты личности, как нерешительность, безответственность, халатность, неорганизованность, лень – все эти особенности ярко проявляются уже в подростковом возрасте. [3]

Значимым личностным фактором, определяющим прокрастинацию, выступает перфекционизм – стремление к совершенству, принятие высоких стандартов деятельности и высоких требований как к самому себе, так и к окружающим людям. [4] М.А.Киселева отмечает, что прокрастинация у молодых людей часто определена социально-психологическими факторами, действие которых опосредовано такими особенностями личности, как перфекционизм и общая тревожность.

 Психологи довольно часто обращались к изучению взаимосвязи мотивации и прокрастинации. Также данный вопрос изучала М.А. Киселева, которая пришла к выводу о том, что мотивационно-волевая сфера прокрастинатора характеризуется мотивационной неготовностью личности к преодолению трудных социальных, психологических барьеров; волевой акт имеет неопределенную структуру, в частности, между постановкой цели и исполнением образуется своеобразный «зазор», связанный с переживанием ситуации прокрастинации. [5]

В учебной деятельности подростков прокрастинация огромное значение оказывает на уровень самооценки. А.Н.Леонтьев понимает под самооценкой, чувство, устойчивое эмоциональное отношение, которое имеет выраженный предметный характер, выступающий результатом специфического обобщения эмоций. [2] У. Джемс определяет самооценку как оценку своего положения в социуме, своего успеха или неуспеха в жизни. Различают самооценку двух видов: самодовольство и недовольство собой. [1] Самооценка подростков формируется под влиянием собственной результативности, которая зарождается в новообразовании раннего детства — чувстве гордости за свои достижения и оценке со стороны окружающих.

Можно выделить 3 уровня самооценки подростка. Адекватная самооценка – реальная оценка самого себя, своих возможностей и действий. Такая самооценка помогает подростку правильно соотнести свои силы с различными задачами и требованиями окружающих. Завышенная самооценка – искаженное представление человека о собственных возможностях, переоценивание собственных сил и значимости. Заниженная самооценка – неадекватное недооценивание себя подростком, принижение своих качеств и достоинств.

Заключение

 Таким образом, родителям мы можем предложить следующие рекомендации:

1)                 Не допускать чрезмерного давления на ребенка, так как оно может спровоцировать непокорность. Данная причина прокрастинации характеризуется раздражением по отношению к навязываемых планов социума, ролей, моделей поведения и т.д. Таким образом, проектируется конфликт с руководством и родителями, в результате которых невыполнение вообще, или невыполнение в должный срок плана работы, является отстаиванием собственной точки зрения.

2)                 Чаще свободно общаться с ребенком, обращать внимание на развитие его самооценки. Низкая самооценка – неуверенность в себе, неуверенность в успешности выполнения дела, сомнения в адекватности восприятия людьми результатов собственных трудов, ведет к размышлению индивида в прагматичности и эффективности затрата сил на тот или иной род занятий. Подобные сомнения зачастую являются причинами прокрастинации.

3)                 Проявите эмпатию. Эмпатия — способность увидеть, понять и принять чувства и мнение другого человека. Обычно нам хочется слушать тех, кто нас понимает и предлагает дельные идеи. Для подростка, который часто находится в состоянии войны с окружающим миром, эмпатическая родительская поддержка особенно важна.

Не становитесь по ту сторону баррикад. Разговаривайте с подростком как с другом, испытывающим проблемы с прокрастинацией. Эмпатия родителей снижает уровень стресса у подростков, повышает уверенность в себе и положительно влияет на успеваемость. Эмпатия особенно важна в первом и, пожалуй, самом главном шаге на пути к устранению прокрастинации. Важно осознать и принять наличие проблемы у подростка. Так вы станете опорой для подросшего ребёнка, его надёжным понимающим другом.

4)                 Помогите ему развить самообладание

Дорога к самообладанию и познанию предполагает, что человек берёт ответственность за самого себя и за все значимые события, происходящие в его жизни.

Самообладание базируется на реалистичных перспективах, подкреплённых здравыми мыслями, которые ведут к ответственным действиям.

Высокий уровень самообладания обеспечивает высокую продуктивность и служит защитой от прокрастинации. Юность — идеальное время для прокачки этого качества.

5)                 Будьте командой

Ваша эмпатия поможет подростку развить навыки самообладания. Начните вместе с небольшого эксперимента, поддерживая друг друга на всём пути.

Для начала поставьте перед собой конкретные цели. Они должны быть важными, значимыми, измеримыми и достижимыми.

Далее составьте план действий. Каждый день выполняйте определённую небольшую часть задачи.

Главное, будьте последовательны и не ленитесь. Ваш опыт, ваше участие, ваш союз для борьбы с прокрастинацией — пример для подростка.

 

Список литературы:

1. Джемс, У. Психология. Москва: Белый гриф, 2010.

2.Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., Директ-Медиа, 2008

3.Позняк С.В. Феномен академической прокрастинации: проблемы и перспективы исследования, Выпуск 17. Часть 3: Психологические науки. – 2017

4.Рожина И.Р. Прокрастинация в студенческой среде и методы ее преодоления// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXXV-LXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 4-7(72). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 23-28.

5.Семенюк Л.М.Хрестоматия по возрастной психологии: учебн.пособие для студентов/Под ред. Д.И.Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. – Москва: Институт практической психологии, 1996 – 219 с.

6.Milgram N. Procrastination in daily living // Psychological Reports. 1988. No63(3). P. 752-754.

 

 

×
×