Метод проектов как один из оптимальных способов формирования функциональной грамотности на уроках ИЗО

Автор: Светлана Николаевна Полищук

 «Метод проектов как один из оптимальных способов формирования  функциональной грамотности обучающихся на уроках ИЗО»

 

Полищук С.Н.,

учитель ИЗО высшей категории

МБОУ №20 г. Норильска

 

Аннотация  

В статье рассматриваются методические аспекты формирования функциональной грамотности школьников через проектную деятельность, важность формирования функциональной грамотности, характеризующей сегодня качество жизни. Даётся представление о функциональной грамотности, её структуре, компонентах.

Ключевые слова: инновационная школа, функциональная грамотность, функционально грамотная личность, компетентностный подход.

 

Начну с притчи.

Притча «Крылья»

Сидел старик у обочины и смотрел на дорогу. Увидел идущего человека, за которым еле поспевал маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.

— Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.

— Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?

— Верно! – удивился прохожий.

— Так бери с собой  мудрость:

Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.

Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.

Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.

— Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.

— Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор к небу.

Прошли годы. Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Увидел летящего мальчика, а за ним – его учителя. Они опустились перед стариком и поклонились ему.

— Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ …. Видишь, какие крылья у него выросли! – гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.

Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:

— А меня больше радуют твои перышки …..

 

Не в этом ли есть призвание педагога — научить ребенка летать? Но сначала научиться нужно самому. Самому стать счастливым, стать профессионалом в своем деле — в деле взращивания счастливых личностей, устремленных за своей мечтой…

Уроки изобразительного искусства дают и радость, и наслаждение, которые испытывает ребенок при встрече с прекрасным, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающему его миру. Ученик всегда что-то делает, участвует в какой-то творческой деятельности. Для того чтобы он успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные, приближающие его к цели. Поэтому в современном образовании наперед выступает задача формирования функциональной грамотности обучающихся.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функционально грамотная личность – это личность, разбирающаяся в обществе и функционирующая в согласовании с социальными ценностями, ожиданиями и увлечениями.

Проблема формирования функциональной грамотности обучающихся в России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования».

Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Но в наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. В рекомендациях по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения отмечено: «Широкое распространение видео- и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения …».

Обществом в последние десятилетия осознано значение непрерывного образования,связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е.  качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Но в последнее время наблюдается снижение уровня читательской грамотности, снижается интерес к чтению, умения и навыки работы как с научным, так и художественным текстом. Вместе с тем в современном мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в отборе, понимании, хранении и передаче информации. И как следствие, возникают трудности при подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ по разным предметам. А чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер, и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Чтение является фундаментом всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.

Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. В ближайшем будущем функциональная грамотность станет показателем развитости цивилизации, государства, нации, социальной группы, отдельной личности. Высокий уровень указывает на социокультурные достижения общества; низкий — предостережением возможного социального кризиса, результатом которого могут быть: низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотной личности, человека, который свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными нормами, потребностями и интересами.

Требования ФГОС такие, что наравне с классическим определением «грамотность», возникло представление «функциональная грамотность».

Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

1) направленность на решение бытовых проблем;

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

Можно определить следующие основные признаки функциональной грамотности:

— готовность к повышению уровня образованности на основе самостоятельного выбора программ общего и профессионального образования;

— способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите своих прав и осознании своих обязанностей;

— готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности;

— способность к коммуникативной деятельности.

Существуют основные формы функциональной грамотности:

ü    компьютерная грамотность

ü    информационная грамотность

ü    коммуникативная грамотность

ü    общественно-политическая грамотность

ü    бытовая грамотность

ü    общая грамотность

ü    грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях

ü    грамотность при овладении иностранными языками 

С функциональной грамотностью связаны компетенции:

Ø    способность выбирать и использовать различные технологии;

Ø    способность видеть проблемы и искать пути их решения;

Ø    способность учиться всю жизнь.

На первоначальном этапе преподавания самое важное – это совершенствовать способность любого ребенка размышлять с помощью подобных логических способов, как анализ, синтез, сопоставление, обобщение, систематизация умозаключение, классификация, отвержение.
         Компонентами функциональной грамотности являются:

— знание сведений, правил, принципов;

— усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; 
          — умение адаптироваться к изменяющемуся миру, разрешать конфликты;

— умение работать с информацией, вести деловую переписку;

— применять правила личной безопасности в жизни;

— готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;

— умение принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов;

— стремление повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);

2) формы и методы обучения;

3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;

4) программы внешкольного, дополнительного образования;

5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);

6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Функционально грамотная личность – это человек:

 способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений; 

– умеющий отвечать за свои решения; 

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей; 

– способный нести ответственность за себя и своих близких; 

– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

 – для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

 – легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

 – понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения; 

– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми; 

– владеющий современными информационными технологиями.

Цель учителя — развить ребёнка.

— Развить мышление — из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое.

— Развить речь, аналитико-синтетические способности,

— Развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие.

— Развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику

— Развить коммуникативные способности, способность общаться,   контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

Условия достижения данной цели как нельзя лучше всего создать на уроках изобразительного искусства:

— обучение носит деятельностный и творческий характер;

— учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности;

— представляется возможность, для приобретения опыта достижения цели;

— правила оценивания понятны всем участникам учебного процесса;

— используются технологии ЛОО;

— используются методы и приемы для развития памяти и внимания, фантазии и воображения, пространственного восприятия и мелклй моторики.

Современные уроки изобразительного искусства должны быть наиболее разнообразными и современно-технологичными. Урок искусства может быть представлен в жанре урока — путешествия, урока — прогулки, урока – спектакля, урока – викторины, урока — импровизации, деловой или ролевой игры, интервью. 

При формировании функциональной грамотности особое значение имеет система оценивания учебной деятельности учащихся. В отличие от традиционной системы оценивания, оцениваемые параметры разделяются на критерии. В каждом критерии выделены уровни знаний, умений и  навыков, а также деятельностные показатели. Система оценивания делится на текущую, формирующую и итоговую. В конце четверти или полугодия ученик получает определенную совокупность баллов. Как мы видим, при этом виде оценивания ученик имеет больше возможностей показать, проявить себя. Ученик оценивается в деятельности, а это очень важно при формировании его функциональной грамотности. Таким образом, подобная система оценивания помогает формировать на уроках функциональную грамотность учащихся, развивать основные умения и навыки, воспитывает внутреннюю самооценку, повышает учебную мотивацию учащихся.

Характеристиками уровневых показателей функциональной грамотности учащихся являются:

1) целепологание:
— осознание учеником потребности и способности к самореализации;

— возникновение учебно-познавательного интереса;

— владение приемами самостоятельной работы;

— осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков;

2) планирование:
— способность ориентироваться в условиях задачи;

— выделение алгоритма поиска необходимой информации;

3) принятие  решения:
— выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи;

— анализ планов деятельности;

4) выполнение:
— умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком.

5) оценка результатов которая проходит по критериям: не может быть допустимой, допустимая, высоко допустимая и наиболее эффективная.

Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются функциональная грамотность и более прочные, глубокие знания.

·      Работа в группах;

·      Проблемное обучение – создание специальных ситуаций интеллектуального затруднения и их разрешение.

·      Приём «выбор». Ученик иногда может выбрать себе домашнее задание по предмету, наметить количество задач, которые должен будет решить за урок и т.д.

·      Метод опорных схем. Это вид обобщения и «подсказки» для учеников, которым не всегда удаётся успешно освоить тему.

В подготовке таких уроков  принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Чтобы уйти от однотипности структуры урока, чтобы преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок радостным и интересным, учитель планирует, строит урок в соответствии со своим опытом, настроением, темпераментом.

Какие стратегии обучения нужны для развития функциональной грамотности  учащихся?

Прежде всего это стратегия активного обучения.

Активное обучение — это организация и ведение учебного процесса,  направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности  обучающихся посредством комплексного использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств.

Важным видом активного обучения является проектная и исследовательская деятельность. Она позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности, активизировать творческие способности и творческую деятельность обучающихся. Сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования.

В системе обучения изобразительному искусству изначально заложены принципы проектно-исследовательской деятельности – самостоятельное получение знаний, которое ведет к развитию способностей учащихся, их мыслительной деятельности, умения осуществлять поисковую деятельность (т.е. самостоятельно решать поставленную задачу).

Для ученика проект – это возможность раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

На уроках изобразительного искусства проектная деятельность учащихся возможна практически по всем предлагаемым программой темам.

В результате участия в проекте учащиеся продолжат учиться планировать и реализовывать план достижения цели, устанавливать связи между знаниями в различных учебных предметах. Проект должен быть интегрированным (связь с историей, краеведением, информатикой, географией).  Произойдет углубление знаний, полученных на предыдущих уроках.

Методические задачи урока:

        Развивать творческую и познавательную активность через нетрадиционные формы урока; умение вести поисковую работу.

        Прививать интерес к истории своего народа, Родины через самостоятельное извлечение информации по теме.

        Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.

        Создать атмосферу общего успеха и заинтересованность к теме через различные формы работы.

        Учащиеся научатся проводить различные исследования по проблемам проекта, ориентироваться в информационном пространстве.

        Рассмотрим основные этапы проектно-исследовательской деятельности, которые будут выполняться в ходе работы над проектом и как на этих этапах формируется функциональная грамотность обучающегося.

1-й этап: Организационный.

На этом этапе проводятся установочные занятия. Определяется тематика работы и ее направление. Ставятся цель и задачи. Проводятся мотивационные занятия, направляющие учащихся на самостоятельную поисковую деятельность, заинтересовывают и вовлекают учащихся в работу.

ü    Деятельностная грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность.

Анализировать, выдвигать гипотезы решения проблемы, ставить цель и задачи, организация своей деятельности (умение планировать свою деятельность), овладение приемами составления плана.

·                    Интеллектуальные умения, анализ информации.

Отвечать на вопросы, уметь взаимодействовать в коллективе, культура общения.

2-й этап: Планирование (подготовительный).

Обсуждение и отбор идей для реализации задания. Составление плана работы и сроки его реализации. Распределение обязанностей и задач между участниками проекта. Выбор материала исполнения практической части.

ü    Деятельностная грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность.

Организационные умения и навыки (выявление проблемы, постановка цели и задач, переработка и систематизация имеющихся знаний, выбор форм работы, работа в группах).

Оценочные умения (самостоятельно делать выбор и отвечать за него).

Выбор направлений поиска информации, интеллектуальные умения (результативно мыслить и работать с информацией).

Взаимодействие при работе в группах, в коллективе, усвоение норм литературного и художественного языка

3-й этап: Поисковый.

Определяется список необходимых материалов для реализации проекта. Выбираются способы сбора информации. Осуществляется поиск необходимой информации и предоставляются результаты этого поиска для коллективного обсуждения. Проводится отбор материала, необходимого в дальнейшей работе.

Основная работа по сбору информации, подготовке презентаций должна выполняться в рамках внеклассной деятельности и дома. Работа осуществляется в группах.

ü    Деятельностная грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность.

Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения (самостоятельно делать выбор и отвечать за него), умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы), оценочные умения.

Осуществление поиска информации (в учебнике, справочной литературе, в Интернете, информация из интервью и др.)

Интеллектуальные умения (результативно мыслить и работать с информацией).

Взаимодействие при работе в группах, в коллективе, усвоение норм литературного и художественного языка, умение общаться с людьми, брать интервью.

4-й этап: Эскизный (макетный).

На этом этапе учащиеся занимаются созданием макета будущей работы. Проводится просмотр предложенных учащимися решений. Совместно, педагог и учащиеся, отбирают вариант для реализации практической части.

ü    Деятельностная грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность.

Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения (самостоятельно делать выбор и отвечать за него), умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы),

Интеллектуальные умения (результативно мыслить и работать с информацией).

Взаимодействие при работе в группах, в коллективе, усвоение норм литературного и художественного языка.

5-й этап: Практический (продукт).

Здесь вся предыдущая работа воплощается в реальное создание продукта проекта. Именно на этом этапе учащиеся получают практические навыки работы, формируются универсальные учебные действия.

ü    Деятельностная грамотность, информационная грамотность, коммуникативная грамотность.

Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения (самостоятельно делать выбор и отвечать за него), умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы).

Умение анализировать и использовать информацию, предоставленную в различных формах, умение контролировать ход и результат решения проблемы (выбирать материал, который необходим для решения задачи, умение классифицировать.

Интеллектуальные умения (результативно мыслить и работать с информацией).

Взаимодействие при работе в группах, в коллективе, усвоение норм литературного и художественного языка, речевая и письменная грамотность.

6-й этап: Итоговый (презентация).

После выполнения практической работы проводится презентация конечного продукта. На обобщающем уроке идет презентация общего проекта, который готовила группа координаторов. Темы индивидуальных исследований групп подбирались исходя из темы проекта, его целей и задач.

ü Деятельностная, информационная, коммуникативная грамотность.

Организационные умения и навыки, переработка и систематизация имеющихся знаний, оценочные умения (самостоятельно делать выбор и отвечать за него), умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы), формулирование выводов на основе имеющихся данных.

Умение анализировать и использовать информацию, предоставленную в различных формах; умение контролировать ход и результат решения проблемы (выбирать материал, который необходим для решения задачи); развитие письменной грамоты (при оформлении презентации)

Интеллектуальные умения (результативно мыслить и работать с информацией).

Умение приобретать необходимую риторическую грамотность, взаимодействие при работе в группах, в коллективе, усвоение норм литературного и художественного языка, речевая и письменная грамотность.

7-й этап: Аналитический, рефлексивный.

Проводятся занятия обобщающего характера. Проводится самоанализ работы учащимися. Обсуждаются достоинства и недостатки проделанной работы.

ü    Деятельностная, информационная, коммуникативная грамотность.

Оценочные умения, умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы).

Умение анализировать, умение контролировать ход и результат решения проблемы (выбирать материал, который необходим для решения задачи), умение корректировать свою деятельность.

Умение дискуссировать (речевая грамотность), письменная грамотность (умение правильно оформлять отчет).

Взаимодействие при работе в группах, в коллективе, речевая и письменная грамотность.

Учитель является организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями, устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла / Сборник материалов / Под научной редакцией А.А. Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003.

3. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. № 5, 2007.

4. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины, авт.- сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров, 2006.

5. Басова Е. А. Формирование у  подростков функциональной грамотности в сфере коммуникации. Санкт-Петербург, 2012.

×
×