Формирование предпосылок читательской грамотности у дошкольников через организацию предметно -развивающей среды

Автор: Рубцова Анна Романовна

Актуальность данной темы заключается в то м, что культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.

Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.

 

 
   

 Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека.

 Методы и приемы формирования читательской грамотности дошкольников

 Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников,можно выделить наиболее распространенные:

1) чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;

2) прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;

3) беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;

4)  чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;

5)  чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;

6) проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;

7) самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность.

В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.

Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что свидетельствует о значительном снижении читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других.

Не только дома, но и в садах мы – взрослые должны организовать все необходимое для того, чтобы наши дети приобщались к чтению и любили книгу, для того чтобы повышать уровень читательской грамотности.  Именно поэтому очень важно воспитателю создать грамотную и функциональную  предметно-развивающую среду, которая будет формировать предпосылки читательской грамотности детей в дошкольной организации.

 
   

В группе оформлен книжный уголок, в который внесены в соответствии с программой  книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.Рядом с книжным уголком расположен стульчик автора, любой желающий ребенок сев на него может рассказать любимую сказку или вовсе придумать свою.

Для того чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся им эпизоды сказок в группе создан Сундучок со сказками, в котором находятся пальчиковый, теневой, кукольный, настольный театры, с различными героями любимых сказок. 

 Для воспитания устойчивого интереса к литературе привлечены средства других видов искусства, в том числе музыкального. В  музыкальном уголке имеются детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, погремушки, что помогает привлечь детей к участию в играх-драматизациях, инсценировках. Организовано ежедневное чтение художественной литературы:сказок, рассказов, стихов, былин, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций. 

 
   

Периодически в группе организуются выставки книг.Тематика выставок самая разнообразная: например Моя самая любимая книга или допустим  сказки  Пушкина и т.д.

Также каждая тема недели отражена в книгах, иллюстрациях. На информационном поле дети самостоятельно размещают разнообразные картинки по темам недели,  портрет автора, чьи произведения мы читаем. В течение всего учебного года с детьми проводятся экскурсии в библиотеку, где ребята знакомятся с самим понятием: «библиотека», для чего люди создают библиотеки.

 Непосредственно в образовательной деятельности по речевому развитию мы знакомимся с книжной культурой, детской литературой, учимся понимать на слух тексты разных жанров деской литературы.Не упускаем из вида время тихого часа, засыпая дети регулярно слушают аудиосказки.

В режимных моментах, на прогулке во время наблюдений я использую художественное слово (это умение красиво говорить, четко выражать свои мысли, умение заинтересовать своим рассказом. Прибаутки, потешки,стихи,загадки и т.д)

 

 
   

В группе у нас работает мастерская по ремонту книг, где дети  с удовольствием их ремонтируют.

Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей: эмоциональную отзывчивость, умение пересказывать, анализировать и самое главное позволяет привить любовь к книгам.

 

×
×