Автор: Андреева Лариса Викторовна
Детский сад и семья — воспитываем патриотов вместе!
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, — сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания.
Востребованность комплексной и всесторонней работы по патриотическому воспитанию дошкольников получила юридическое оформление в ряде правовых документов. А также закреплена в целом ряде указов Президента России.
Базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, своему народу, своей земле. На современном этапе воспитание будущего гражданина, патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, поэтому требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности зачастую не считаются важными.
Мы убедились, в том, что работа по патриотическому воспитанию детей будет успешной только при активном взаимодействии с родителями. Родители, которые являются полноправными партнёрами образовательного учреждения, должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть активными помощниками педагогов в сложном деле воспитания патриотов. Методы и приёмы, используемые педагогами нашего дошкольного учреждения разнообразны, но при этом обязательно учитывают психологические особенности дошкольников (эмоциональное восприятие, образность и конкретность мышления, глубину и обострённость первых чувств, понимания социальных явлений и т.д.).
В рамках образовательной деятельности по патриотическому воспитанию особое значение на наш взгляд приобретает информация для родителей, размещённая в родительских уголках, проведение консультаций и бесед на патриотическую тематику, родительские собрания с предварительным анкетированием, родительские собрания в нетрадиционной форме, привлечение родителей к участию в праздниках, развлечениях, походах, экскурсиях, приглашения к участию в совестной образовательной деятельности (реализация проектов и тематических недель), использование информационно-коммуникативных технологий. Проведение совместно с родителями конкурсов семейных стенгазет, поделок из природного материала, организация совместных выставок детско-родительского творчества.
Предлагаем вашему вниманию практический материал – «Перспективный план работы с семьёй по патриотическому воспитанию дошкольников» (см. таблицу №1) и памятку для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников (см. приложение №1), который адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений. Целью данных наработок является – формирование у родителей воспитанников активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания детей.
Таблица №1
№ |
Тема |
Форма проведения |
Сроки проведения |
1 |
Роль семьи в патриотическом воспитании ребёнка |
Родительское собрание |
сентябрь |
2 |
Как организовать семейный досуг или «Папа, мама, я – дружная семья!» |
Составление памятки для родителей воспитанников |
|
3 |
История мой семьи – история страны «Герб моей семьи» |
Конкурс |
октябрь
октябрь |
4 |
Вместе с мамой, вместе с папой — «Прогулка по Великому Новгороду» |
Фотовыставка |
|
5 |
День пожилого человека «Мы приглашаем в гости вас!» |
Праздничное мероприятие |
октябрь |
6 |
Растим патриотов |
Рекомендации, папка передвижка |
октябрь |
7 |
Любимое блюдо моей семьи «Тайны семейных рецептов». |
Конкурс рецептов салатов |
ноябрь |
8 |
День матери «Мама, будь всегда со мною рядом!» |
Конкурс весёлых и находчивых мам |
ноябрь |
9 |
Чем важны дружеские отношения в группе «Дружба крепкая не сломается!» |
Круглый стол |
декабрь |
10 |
Акция «Большая помощь маленькому другу!» |
Волонтёрская акция по сбору кормов для бездомных животных |
декабрь |
11 |
А знаете ли вы? «История моего города в названиях улиц» |
Презентация исследовательских семейных проектов |
январь |
12 |
Наши верные друзья «О тех, кто плавает, летает, жужжит, мяукает и лает» |
Конкурс семейных сочинений о домашних питомцах |
|
13 |
Экскурсия выходного дня. Совместное мероприятие с родителями воспитанников |
Посещение музея воинской славы |
январь |
14 |
Участие в конкурсе рисунков в защиту бездомных животных |
Участие в конкурсе «Подари жизнь!» |
февраль |
13 |
Что это? Кто это? Где это? |
Составление кроссвордов о животных, растениях новгородчины |
|
15 |
Папа может! |
Спортивное развлечение в форме квеста |
февраль |
16 |
О папе с гордостью! |
Конкурс фотографий |
|
17 |
Защитникам Отечества посвящается! |
Выставка детских работ |
|
18 |
О маме с любовью! |
Утренник |
март |
19 |
Наш зелёный детский сад или «Сад на окне». |
Акция |
апрель |
20 |
Виртуальная экскурсия для детей: «Мой любимый город» |
Виртуальная экскурсия с использованием ИКТ |
апрель |
21 |
«Чистый двор — чистый город». |
Десант чистоты и порядка на территории детского сада |
май |
22 |
«О героях былых времён», Дню Великой Победы посвящается |
Утренник |
май |
23 |
Аллея Славы |
Экскурсия |
май |
24 |
С чего начинается Родина? |
КВН |
Приложение № 1
Памятка для родителей
по патриотическому воспитанию дошкольников
§Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него – родного дома, улицы, где он живёт, детского сада.
§Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
§Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
§Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д.
§Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
§Вместе с ребёнком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
§Расширяйте собственный кругозор.
§Учите ребёнка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
§Читайте ему книги о родине, её героях, о традициях, культуре своего народа.
§Поощряйте ребёнка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Литература:
1.«С чего начинается Родина?» / под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М:ТЦ Сфера, 2005/
2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/