8 (800) 101-04-53 звонок бесплатный
с 6:00 по 21:00
?>

Методы обучения географии как один из путей развития способностей географов обучающихся в рамках ФГОС

Автор: Антошко Елена Витальевна

Доклад на тему: «Методы обучения географии как один из путей развития способностей  обучающихся в рамках ФГОС».

                                 

                             Подготовила:   учитель географии    Антошко Елена Витальевна.

 

      В связи с переходом на новую ступень образования и принятия новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра своей педагогической деятельности, как учителя – предметника.

Знания, которые мы даём, используя традиционные методы обучения, не готовят наших обучающихся к практической жизни. Поэтому необходимы изменения. Все эти проблемы явились причиной изучения именно данной темы.

          В настоящее время нельзя говорить об учебном процессе как просто о процессе передачи информации, и роль учителя совсем не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике, сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности обучающегося. Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщенное название методов активного обучения.

         Активные методы обучения – это методы, включающие учащихся в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Они позволяют: стимулировать мыслительную деятельность учащихся; раскрыть свои способности; приобрести уверенность в себе; совершенствовать свои коммуникативные навыки; возможность формировать у учащихся творческое мышление, развивать монологическую  речь обучающихся, формировать опыт взаимодействия в коллективе, увеличивают развивающий эффект обучения.

          Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов, однако в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.

          Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей.

·         Обобщение ранее изученного материала;

·         эффектное предъявление большого по объему теоретического материала

·         развитие способностей к самообучению;

·         повышение учебной мотивации; отработка изучаемого материала;

·         применение знаний, умений и навыков;

·         использование опыта учащихся при предъявлении нового материала;

·         обучение навыкам межличностного общения (ролевая игра);

·         эффективное создание реального объекта, творческого продукта (метод проектов);

·         развитие навыков работы в группе (метод проектов);

·         выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции;

·         развитие навыков принятия решений;

·         развитие навыков активного слушания.

             При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я стараюсь использовать нетрадиционные подходы в преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.

Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

1. Создание проблемных ситуаций. Здесь могут быть любые задания, в которых обучащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности.

Пример задания: по учебной дисциплине география, по теме «География населения мира». Сравните уровень качества жизни населения двух стран: Чад и США. Укажите факторы обуславливающие различия уровней качества жизни населения этих стран.

2. Технология опорных конспектов

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, память, логическое мышление. Составление логических схем я практикую на уроках географии, что позволяет избежать многословия, учит делать выводы из полученной информации. Например, при изучении темы “Политическое устройство  мира”  обучающиеся  использую опорный конспект в виде схемы, с помощью которой они объясняют, какие  типы стран по уровню социально- экономического развития, по географическому положению, по численности населения, по площади территории выделяют в мире. А также данный метод помогает при работе со слабыми  обучающимися.

3. Дидактические игры:

“Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Белая ворона”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок. Я в основном использую элементы игры  при изучении тем: «География населения и хозяйства Зарубежной Европы»,  «География населения и хозяйства Зарубежной Азии», «География населения и хозяйства Латинской Америки» и др.» . Например, угадать страну по описанию, исключить лишнее слово из каждой тройки, и т.д.

4. Творческие работы

Сам замысел творческой работы, в процессе выполнения, ее результат – все требует от  обучающегося  максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов,  сообщения, доклады, презентации и т.д.  Обучающиеся выполняют творческие работы в графическом и текстовом редакторах, с использованием Power Point.

5. Работа с картой

Карта является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности  обучающихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: “Покажи государства,  имеющие приморское положение, островное, полуостровное». Отличие частично-поискового уровня заключается в том, что при выполнении заданий обучающихся  должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди  страну по заданной характеристике  на карте”, например: “ Эта страна расположена в Северном полушарии и омывается водами трех океанов. Часть ее территории расположена за северным полярным кругом. Недра страны богаты полезными ископаемыми. Большая протяженность страны с севера на юг и разнообразный рельеф определяют разнообразие ландшафтов на ее территории. В стране два  государственных языка. По численности населения она- третья на материке»”.

6. Ребусы

 Обучащиеся  с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.

7.Проектная деятельность  обучащихся на уроках географии.

Метод проектов является одним из методов проблемного обучения. Учитель переходит от задачи «дать новое знание» к задаче «создать условия для получения новых знаний».

·         По одной из типологий выделяют возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности: информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные, и надпредметные. По продолжительности: от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляется непосредственно на уроке, до длительных – продолжительностью от месяца и более. По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами.

·                   Например,  при изучении темы «География населения мира» обучающиеся могут выполнить проект по теме «Качество жизни населения Стерлитамакского района», что позволяет получить аналитические данные по   качеству жизни населения своей территории. Работу над такими учебными проектами учащиеся могут выполнять как по группам, так и индивидуально. Обучающиеся  могут выполнять более разнообразные и сложные проекты:

-География населения и хозяйства Зарубежной Европы»- создание буклета «Интересные места  в странах Зарубежной Европы»

-Тема «География мировых природных ресурсов» — «Предложить свой путь решения экологических проблем»

    Главная задача учителя – развивать познавательную деятельность обучающихся на уроках. Лучше всего это удается сделать через применение активных методов обучения. Уроки с применением активных форм обучения проходят живо, интересно, нет скучающих и безразличных.

 

×
×