Современные проблемы и тенденции развития физико -математического образования

Автор: Пономарева Анна Ивановна

За последние 20-25 лет произошел спад уровня физико-математического образования не только в России, но и на Западе. Знания учащихся не соответствуют современному международному стандарту. А ведь качество образования в современных условиях является важнейшим фактором экономического развития государства. Физика и математика – основа грамотности будущих инженеров. Падение уровня физического и математического образования сказывается на развитии компьютерной отрасли и в  повседневности может приводить к мистическому восприятию явлений. Человек не способен отличить научное знание от верования, оценить степень достоверности научной информации, сделать вывод и умозаключение, становится легкой мишенью для жуликов и шарлатанов.  А это, очевидно, может быть  опасно.

 Критика трудностей школьных программ по физике и математике у нас в России, привела  к  так,  называемой гуманизации образования. В результате, сократилось количество часов, выделяемых на изучение физики и математики. Эксперимент и практика уступили место заучиванию теории и решению тренировочных задач по формулам. А ведь, известно, что «преподавание физики, в котором эксперимент не составляет основы и краеугольного камня всего изложения, должно быть признано бесполезным и даже вредным» (Н. А. Умов). С введением стандартов нового поколения, у преподавателей физики появилась возможность выделить больше учебного времени на выполнение лабораторных работ. Но, к сожалению, на сегодняшний день отсутствует соответствующее оснащение кабинета. Необходимые приборы и  оборудование либо отсутствуют, либо их нет в нужном количестве.

Математика является экспериментальной наукой – частью теоретической физики и других естественных наук. Строгое логическое рассуждение  дает возможность получать надежные выводы.  Достижение успеха зачастую происходит благодаря математическому подходу к явлениям реального мира. Идея о необходимости этого рода мышления для успеха в любой экономической или производственной деятельности была понята уже давно.

Физико-математическая направленность в образовании не имеет прежнего престижа. Престижно получать профессии в сфере обслуживания, заниматься торговлей,  применять свои способности там, где можно заработать большие деньги.  Но, заметим, что развитие страны, ее ведущее положение в экономике, связано, в первую очередь, с развитием промышленности. Необходимо учитывать, что практически во все сферы деятельности вошли компьютеры, современное производство связано с применение роботов и лазеров, многие сферы деятельности – здравоохранение, производство питания,  наладка и ремонт сложного оборудования связаны с интенсивным внедрением новых технологий, которые постоянно меняются. Профессиональные кадры должны обладать хорошими знаниями по математике и физике, быть способными к саморазвитию, анализу ситуации, пониманию проблемы, умением решить ее, делать выводы и умозаключения.  Если мы хотим быть конкурентоспособными, то содержание и уровень среднего образования должны стать важными разделами плана развития государственной экономики, науки, культуры. Российская школа  должна быть обеспечена всеми необходимыми научными и методическими разработками, и обязательно соответственно финансироваться.

 

1. Новиков С.П. Вторая половина XX века и ее итог: кризис физико-математического сообщества в России и на Западе // Вестник ДВО РАН, 2006, выпуск 4. С. 3-22

2. Разумовский В.Г. Проблемы общего образования школьников и качество обучения физике // Педагогика. 2000. № 8.

×
×