Автор: Березовая Елена Николаевна
Проект в старшей группе : « Этот загадочный космос».
Воспитатель: «Березовая Е.Н.
Наименование проекта: «Этот загадочный космос».
Проблема: Поверхностные знания детей о космосе, звездах, Солнечной системе и ее планетах, созвездиях Зодиака.
Тип проекта: информационный творческий
Вид проекта: Групповой Продолжительность: Среднесрочный( 01.04.21-30.04.21 )
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5-6лет)
Краткая аннотация проекта: в данном проекте представлено знакомство с нашей солнечной системой, планетой Земля, с космосом. Реализация проекта осуществляется через непосредственную образовательную деятельность. Для создания художественного образа будет предлагаться вариативный наглядный материал: карта звездного неба, иллюстрации, фотографии, презентации, стихи и легенды звездного неба.
Цель проекта: Формирование у детей представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Актуальность проблемы. Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос вызывает интерес у детей. Работа над проектом дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников и носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Данный проект соответствует возрасту, потребностям и интересам детей старшей группы. Побеседовав с детьми, мы узнали, что дети недостаточно знают о космосе. Настоящий проект поможет сформировать детям начальные представления о космосе, солнечной системе, о космонавтах. Поможет детям научиться добывать информацию из разнообразных источников, систематизировать приобретенные знания, использовать их в различных видах детской деятельности, раскрыть творческий потенциал детей. ЗАДАЧИ: Для детей: Образовательная область «Познавательное развитие»: • систематизировать детские представления о космосе, Солнечной системе, ее планетах, созвездиях; • выработать понятие о себе, как о жителе планеты Земля; • развить познавательные способности детей, их творческих возможностей; • сформировать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете; • воспитать чувство гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
• вырабатывание коммуникативных навыков, товарищеских взаимоотношений.
Образовательная область «Речевое развитие»:
• развивать владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словарного запаса;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи;
• формирование связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
• развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
• развитие детского художественного творчества, заинтересованности к независимой творческой деятельности (изобразительной, конструктивно модельной, музыкальной и др.). Образовательная область «Физическое развитие»:
• развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности;
• интереса и любви к спорту.
Для педагогов
• обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей; • создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта; • пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос». Ожидаемые результаты:
Дети: • Пополнение элементарных знаний у детей по теме «Космос»
• Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе осуществления проекта
• Проявление и познавательной активности детей вместе с родителями
• Активное конструирование детьми из строительного материала, конструктора или бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
• Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки. Педагоги:
• Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
• Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
• Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
Основная часть
Этапы реализации проекта: «Этот загадочный космос»
Первый этап: Подготовительный, выявляющий первоначальные знаний детей, разработка системы занятий, подбор разнообразных материалов, оформление уголка по теме проекта. Оповещение родителей о предстоящей деятельности.
Второй этап: реализация содержания проекта.
Третий этап: подведение итогов, анализ результатов.
1 этап – подготовительный:
1. Раскрытие начальных знаний детей о космосе.
2. Оповещение родителей о предстоящей деятельности: проведение родительского собрания в рамках темы, оформление папки-передвижки. 3.Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
4. Подобрать фото — коллекцию на тему «Космос».
5. Подобрать рассказы, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах.
6. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
7. Подбор материалов для реализации продуктивной деятельности.
2 этап – основной:
Беседы с использованием презентаций.
1. «Неизвестная Вселенная»
2. Цель: сформировать у детей понятие «космос», «Вселенная», ввести понятия «звезды», «галактика», объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
3. . «Планеты Солнечной системы»» Цель: объяснить, что представляет собой Солнечная система, ввести понятия: спутники, кометы, планеты, метеор, орбита.
4. . «Сколько звезд на небе?». Цель: дать детям представление о звёздах и созвездиях
5. . «Космические корабли» Цель: рассказать о первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу, какие космические корабли, спутники летали в космос.
6. Непосредственная образовательная деятельность:
7. 1.Образовательная область «Познавательное развитие»
8. Тема: «Что мы знаем о космосе»
9. Задачи: 1.Познавательное развитие: Закрепить у детей понятия “космос”, “космическое пространство”. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы и космических явлениях. Закрепить понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса 2.Речевое развитие: Закрепить умение детей рассказывать с помощью карточек – опор с использованием технологии коллективного способа обучения. Развивать навыки творческого рассказывания. Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением. Тема: «Зачем люди осваивают космос?»
Задачи: 1.Познавательное развитие:
вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, фантазию, познакомить с конструктором С.П. Королевым – стоявшим у истоков развития русской космонавтики, закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин, воспитывать гордость за свою страну.
2.Физическое развитие: формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
3.Речевое развитие: Развивать владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Тема: «Путешествие в космос»
Задачи: 1.Познавательное развитие:
ФЭМП — Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Считать обратно от названного числа в пределах 10, знать структуру задачи. Уметь находить условие, ставить вопрос, решать и отвечать на вопрос. Совершенствовать навыки составления чисел 4,5,6 из двух меньших чисел. Закрепить понятие многоугольники, четырехугольники. Упражнять в решении примеров, в умении расставлять знаки между двумя числами; в решении математических цепочек. Развивать логику, внимание, память при решении логических задач. Закрепить знания о солнечной системе, планетах, космосе. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь в беде.
2.Речевое развитие:
Развивать владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Тема: «Космическое путешествие»
Задачи: 1.Познавательное развитие: ФЭМП — закрепить знания о составе числа 5 из двух меньших чисел; закрепить знания о геометрических фигурах, упражнять в определении их на ощупь; упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10; закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа; упражнять в умении различать и называть цифры по порядку; упражнять в сравнении двух групп предметов; развивать внимание, логическое мышление, память, общую и мелкую моторику, самостоятельность.
2.Речевое развитие: Развивать владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «Космический пейзаж»
Задачи: 1.Художественно-эстетическое развитие: Рисование — Продолжать знакомить детей с «космической живописью» с использованием способа рисования «проступающий рисунок». Развивать художественно-образное мышление, воображение, чувство композиции. Развивать мелкую моторику.
2.Познавательное развитие: Уточнить знания детей о космосе: планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты.
3.Речевое развитие: Развивать умение подбирать качественные прилагательные к слову «космос».
Тема: «В далеком космосе»
Задачи: 1.Художественно-эстетическое развитие: Лепка рельефная (панорама)- вызвать интерес к созданию космической композиции; совершенствовать технику рельефной лепки: : предложить детям создать рельефную картину, включающую разные космические объекты (солнце, планеты, звёзды, кометы). — Инициировать поиск средств и приёмов изображения (смешивание пластилина для планет, наложение слоёв для звёзд) — Учить способу пластилиновой растяжки для эмоционально- цветового решения темы -Способствовать развитию фантазии и воображения. -Способствовать развитию мелкой моторики и речи детей, свободному общению со взрослым и детьми, умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию; воспитывать интерес, фантазию детей при составлении композиции, умение доводить дело до конца.
2.Познавательное развитие: Уточнить знания детей о космосе: планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты.
3.Речевое развитие: Активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль.
Тема: «Ракета» Задачи: 1.Художественно-эстетическое развитие: Конструирование – формировать интерес детей к конструированию большой конструкции из коробок, развивать логическое творческое и мышление, учить работать в коллективе.
2.Познавательное развитие: уточнить знания детей о космосе: планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты.
3.Речевое развитие: активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль.
Комплексная НОД
Тема: «Космос» Задачи: 1.Познавательное развитие: Расширять знания детей о планете земля; познакомить детей с понятием «Солнечная система», с названием планет. Закреплять умение самостоятельно решать задачи, примеры. Воспитывать бережное отношение к Земле — своему дому.
2.Речевое развитие: активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль.
3.Физическое развитие: формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем. Образовательная область «Физическое развитие»
Тема: «Если хочешь быть здоров»
Задачи: 1.Физическое развитие: закрепить упражнения, связанные с коммуникативными действиями и движениями; способствовать развитию двигательных возможностей детей.
2.Речевое развитие: содействовать активизации речевой и познавательной деятельности (о космосе, спортивных играх). Использование моделирования для объяснения окружающих процессов и природных явлений.
3.Познавательное развитие: уточнить знания детей о космосе: планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты.
Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Космическая эстафета» «Ракетодром» «Невесомость» «Солнце – чемпион».
Сюжетно-ролевые игры: » Космонавты» Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос». «Полёт в космос» Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы.
«Космическое путешествие». Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Дидактические игры: — «Восстанови порядок в солнечной системе» — «Найди лишнее» — «Подбери созвездие». — «Найди недостающую ракету» — «Добавь словечко» -«Куда летят ракеты»
Чтение художественной литературы: Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность. — Я. К. Голованов «Дорога на космодром», — В. Кащенко «Созвездие драконов», — П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп», — О. А. Скоролупова «Покорение космоса», — Н.Носов « Незнайка на луне» — стихотворения о космосе. — загадки о космосе .
Индивидуальная и групповая работа: — развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе). — собирание пазлов (тема «Космические пазлы») — выкладывание картинок из счетных палочек — индивидуальная работа по развитию речи игра «Скажи наоборот», «Подбери семейку»
Работа с родителями Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом»
Рубрика для родителей: «История развития космонавтики» «Найди своё созвездие»
Третий этап – заключительный: Презентация проекта совместное обсуждение и подготовка презентационных материалов — презентация проекта, проведение открытого занятия, праздника
1. Праздник «День космонавтики» Задачи: 1.Познавательное развитие: познакомить детей с днем космонавтики и первопроходцами, покорившими воздушное пространство; закрепить у детей понятия «космос»; расширить знания детей о строении Солнечной системы; формировать коммуникативные навыки через работу в группах. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса, чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения; доставить детям радость, поднять настроение.
2.Речевое развитие: содействовать активизации речевой и познавательной деятельности; развивать у детей навыки выразительного чтения, артистические умения.
3.Физическое развитие: способствовать развитию двигательных возможностей детей;
Итог: Выставка работ о космосе (совместная работа детей с родителями