Автор: Алена Жюльеновна Стрельникова
Навык чтения с листа всегда считался неотъемлемой частью хорошего музыкального развития пианиста. Однако в современном мире, в условиях мегаполиса, чтение с листа зачастую вызывает у учеников чувства страха, так как на развитие этого навыка просто не хватает времени. Каждая свободная минута ребёнка расписана различными кружками, занятиями, секциями и т.д. Зачастую дети воспринимают чтение с листа не как досуг, а как сложный, трудоёмкий процесс. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы облегчить процесс обучения этому навыку и уделить достаточно времени для его успешного освоения и использования в разучивании музыкальных произведений.
В педагогике есть два схожих, но в то же время разных понятия — чтение с листа и разбор нотного текста: «Чтение с листа — (франц. а livre ouvert) – это исполнение музыкантом на инструменте или голосом незнакомого ему произведения по его нотной записи без предварительного разучивания, в темпе и с выразительными оттенками, по возможности отвечающими пожеланиям автора и содержанию музыки». «Разбор нотного текста — медленное проигрывание пьесы, допускающее остановки движения для более тщательного изучения текста». (Ф. Брянская) Таким образом, становится понятно, что разбор нотного текста – это неотъемлемая часть обучения, в то время как чтение с листа — важный навык, которому, к сожалению, не всегда успевают уделить должное время. Обучаясь музыке, ученик в первую очередь обучается грамотному разбору нотного текста. Ноты, длительности, темп, оттенки, аппликатура – без этого невозможно представить ни одно музыкальное произведение. Задача ученика медленно, такт за тактом углубляясь в нотный текст, прийти к правильному его прочтению, учитывая все его составляющие. На разбор нотного текста выделяется достаточно много времени. Однако, часто, ученики пренебрежительно относятся к деталям: оттенкам, динамике, аппликатуре и т.д., что приводит к тому, что они приносят на урок «голые ноты». Задача педагога донести важность всех составляющих нотного текста, иначе как еще можно понять и передать характер произведения, который задумал его автор. При чтении с листа ученик должен научиться угадывать замысел композитора буквально с первого взгляда. Внимательность к деталям – залог успешного прочтения произведения. В отличие от разбора текста, где на изучения характера произведения даётся определённое время, при чтении с листа ученик должен суметь понять его сходу. Посмотрев на размер, тональность, темп, штрихи и динамику, ученик должен погрузиться в произведение и сразу его исполнить. Важность развития навыка чтения с листа. Умение бегло осваивать нотный текст даёт возможности в освоении большого репертуара, что всесторонне развивает личность. В основном за время обучения репертуар учеников достаточно ограничен, не всегда это те произведения, к которым лежит душа, т.к. педагоги в музыкальных школах имеют определенные рамки при подборе программы, которые ограничивают свободу в выборе произведений. Навык чтения с листа развивает в ученике уверенность в себе, творческий потенциал, музыкальность, цельность мышления, умение смотреть вперёд и удерживать внимание на длительный период времени. Всё это как нельзя лучше сказывается на общем развитии ребёнка. Кроме того, ученик, наученный хорошему чтению с листа, погружается в занятия с удовольствием, в то время как ученик, не владеющий данным навыком, преодолевает дополнительные сложности, что приводит к тому, что процесс обучения вызывает негативные эмоции. Какие же факторы, способствуют успешному чтению с листа? Отметим некоторые из них:
1. Способности от природы. Часто можно встретить учеников, которым не составляет никакого труда прочитать с листа любое произведение. Их природная музыкальность помогает в правильном прочтении характера произведения.
2. Частая практика. Даже при отсутствии врождённых способностей к чтению с листа, частая практика помогает ученикам довести процесс чтения с листа до автоматизма.
3. Основы, заложенные педагогом с самого начала обучения. При отсутствии врождённых способностей, а также частой практики, ученик, в котором с детства заложены основы чтения с листа, также может успешно справляться с данным навыком.
Правильно заложенные основы для чтения с листа в начале обучения значительно облегчают в дальнейшем процесс чтения с листа. С самых азов обучения педагог должен научить ученика грамотному анализу – это главное правило для успешного чтения с листа. К такому анализу относятся:
1. Умение отличить различные жанры. От жанра зависит характер произведения, а соответственно и его темп.
2. Знание тональностей и ключевых знаков. Ученик, быстро ориентирующийся в ключевых знаках, будет свободнее себя чувствовать в определённой тональности.
3. Знание иностранных терминов. Знание терминов позволяет определить темп, динамику и характер произведений.
4. Умение правильно считать, разбираться в ритме. Верный счёт позволяет быстро выделять различные ритмические рисунки, что способствуем упрощению нового материала.
5. Знание основных правил аппликатуры. Чаще всего, использование неверной аппликатуры приводит к неправильному тексту, т. к. в основном в произведениях используются максимально естественные, удобные пальцы, текст как бы «под рукой».
6. Знание гармонических оборотов. Умение быстро выискивать в нотном тексте знакомые гармонические обороты облегчает процесс чтения с листа.
7. Умение находить секвенции. Нахождение секвенций также уменьшает количество незнакомого нотного текста.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод о том, что чтение с листа является одним из основных навыков музыкального развития музыканта-пианиста.
Литература:
1. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.: ООО Издательский дом «КлассикаXXI», 2005. – 68 с.
2. Гресь Л. И. Чтение с листа. Основа развивающего обучения