Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Автор: Потапова Галина Николаевна

 

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

  Формирование УУД- Основная идея реализации ФГОС

Формирование УУД – это работа не одного дня, а длительный, непрерывный процесс.

Это значит, что школьники должны не только приобрести сумму знаний и умений по учебным предметам, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность, стать обладателями определённых личностных характеристик.

 Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

 Помимо предметных, теперь учитель должен обеспечить и новые результаты: личностные и метапредметные (универсальные учебные действия).

 Как спроектировать урок? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?

Я попыталась дать себе ответы на эти вопросы и систематизировать имеющийся у меня опыт работы для решения этих проблем. 

В отличие от некоторых других дисциплин изучение математики предполагает не только запоминание и воспроизведение, но и узнавание («данное выражение представляет собой разность квадратов двух функций»), и понимание («здесь нужно применить именно эту формулу»), и анализ («если правая часть этого уравнения отрицательна, то уравнение не имеет решений»), и рефлексию («данное неравенство можно решать несколькими способами, воспользуемся самым коротким»). Математика учит оптимизировать свои действия, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки, различать аргументированные и бездоказательные утверждения, а значит, видеть манипуляцию и хотя бы отчасти противостоять ей. Таким образом, именно на уроках математики формируются универсальные (общие) умения и навыки, являющиеся основой существования человека в социуме. В этом смысле математика является главным гуманитарным предметом в школе. Заниматься математикой необходимо для интеллектуального здоровья так же, как заниматься физкультурой — для здоровья телесного.

Я работаю над решением следующих проблем:

— как формировать УУД у учащихся на уроках математики (какие использовать приёмы и методы обучения);

— учение без принуждения, основанное на достижении успеха.

Математика помогает развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Изучение математики развивает воображение, пространственные представления.

В  основе концепции УУД лежит системно – деятельностный подход. Функции универсальных учебных действий включают:

обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать

и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному

образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный.

Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Контроль

Коррекция

Оценка

Саморегуляция

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными  целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться  в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Самоопределение

Смыслообразование

Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо»)

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Общеучебные универсальные действия

Логические универсальные действия

Постановка и решение проблемы

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Планирование

Постановка вопросов

Разрешение конфликтов

Контроль, коррекция действий.

Типы уроков и используемые на них различные педагогические технологии для формирования учебно-познавательной компетенции.Типы уроков     Педагогические технологии

Урок  сообщения новых      знаний        ИКТ,  технология проблемного обучения

Урок закрепления знаний           ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления

Урок повторения    ИГРЫ, групповые формы работы

Урок систематизации изученного материала ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы

Комбинированный урок  Возможно применение всех технологий

Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий   Виды универсальных действий           Виды заданий

Познавательные        «Найти отличия»

«Поиск лишнего»

Составления схем-опор

Работа с разными видами таблиц, диаграмм

Регулятивные            «Преднамеренные ошибки»

Поиск информации в предложенных источниках

Взаимоконтроль

Диспут

Контрольный опрос на определенную проблему

Коммуникативные   Составь задание партнеру

Отзыв на работу товарища

Групповая работа

«Объясни …»

Личностные  Участие в проектах

Подведение итогов урока

Творческие задания, имеющие практическое применение

Самооценка событий

Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:

1-этап — вводно-мотивационный.

Чтобы    ученик    начал    «действовать»,    необходимы    определенные мотивы. На  уроках математики необходимо создать  проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения)

2-этап — открытие математических знаний.

На данном  этапе  решающее  значение  имеют  приемы,  требующие самостоятельных    исследований,    стимулирующие    рост    познавательной потребности 

3-этап — формализация знаний.

Основное    назначение    приемов    на    этом    этапе    —    организация деятельности     учащихся,  направленная     на     всестороннее     изучение установленного математического факта. 

4-этап — обобщение и систематизация.

На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер.

Проектирование урока математики с позиции формирования УУД.

Рассматриваю урок с позиции  формирования УУД. Самый распространённый тип урока – комбинированный. Суть изменений, связанных с формированием УУД на основных этапах урока такова: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Речь идёт об уроке современного типа, в основе которого заложен принцип системно – деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Определяю, какие УУД формируются на каждом этапе урока. Для этого я использую таблицу» Описание этапов урока и УУД, которые формируются на данных этапах».Этапы урока     Формируемые УУД

1. Оргмомент. Психологический настрой.       Личностные

Коммуникативные

2. Актуализация знаний.  Познавательные

Коммуникативные

Личностные

3. Физкультминутка.         Регулятивные

Личностные

4. Изучение нового материала.      Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

5. Закрепление по теме урока.    Регулятивные

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Логические

6. Итог урока. Рефлексия.            Личностные

Коммуникативные

Эта классификация позволяет при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД  формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Затем, чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие необходимо спроектировать на уроке следующие этапы:

Формирование  первичного  опыта  выполнения этого действия  и мотивацию.

Основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД.

Сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения, организовывать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию; организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Определяю методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии для достижения поставленных целей.

При проектировании и проведении урока, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, учитель может использовать различные  методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, также различные педагогические технологии. На этом этапе подготовки к уроку я пользуюсь следующей таблицей.

«Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД» Проектная деятельность.

Свободный урок, уроки взаимообучения;

Частично поисковая, исследовательская деятельность

Проведение дидактических игр.

Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

Работа с интерактивными тренажёрами.

Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий.

Осуществление коррекции Коммуникативные, регулятивные коррекции            Взаимопомощь, работа по памяткам

Оценивание учащихся         Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные    Используются самоконтроль, взаимоконтроль

Итог урока     Регулятивные саморегуляции, коммуникативные           Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи, карты урока, презентация               

Домашнее задание   Познавательные, регулятивные, коммуникативные            Используются  разноуровневые домашние задания, задания по выбору, творческие и поисковые задания,  тематические проект

Формирование и развитие УУД на уроках математики возможно при соблюдении следующих условий:

а) Целостность и системность организации образовательного процесса.

б) Учет возрастных, психологических особенностей учащихся.

в) Правильное определение объекта изучения, тщательный отбор содержания урока.

г) Продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы.

д) Использование проблемно-исследовательской технологии.

Советы и предложения.

Организуя, учебную деятельность по предмету учитывайте возможности и способности учеников.

Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете.

Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал.

Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике.

Научите ребенка высказывать свои мысли.

 

 

 

 

 

×
×