Взаимосвязь развития речи и продуктивновной деятельности для детей с общим недоразвитием речи

Автор: Надежда Валентиновна Смирнова

          Развитие связной речи речи у детей с ОНР самая трудоемкая, кропотливая и длительная часть работы, направленной на преодоление тяжелой речевой патологии. Очень большие трудности в детей с общим недоразвитием речи вызывает заучивание наизусть стихотворных текстов. Это связано со следующими факторами: 

— нарушение формирования лексического компонента речи. Дети не понимают значения многих слов,смешивают слова, имеющие сходный звуковой состав.                                                                                                                                                                                                                                                             — недостатки речевой памяти. Дети с трудом воспринимают и сохраняют в памяти речевой образец.                                                                                           — слабая мотивация при выполнении данного вида речевой деятельности. Заучивание стихотворений редко вызывает у детей с речевой патологией эмоциональный  подъем, а значит и усилий выполнять эту работу хорошо ребёнок прилагать не будет.

В данной статье хотели бы представить свой опыт работы по формированию навыков заучивания стихотворных текстов, связав этот процесс с продуктивной деятельностью детей. Первый опыт в этой работе был приурочен к Международному женскому дню. Детям предлагалось подарить своим мамам красивые стихотворения, но и оформит их в виде серии рисунков и аппликаций. Ребята с удовольствием взялись за эту работу. Каждую строчку стихотворения дети представляли в виде художественной композиции. В работе были использованы следующие виды художественной деятельности: аппликации, изобразительная деятельность, использование для декорирования шерстяной пряжи, фольги. Мы заметили , что данный стишок был выучен детьми значительно легче, чем те, которые заучивали традиционным способом. Стоит отметить, что данную методику мы применили к наиболее плохо говорящим малышам, со слабой речевой памятью.Однако даже эти ребята запомнили не только свою часть монтажа, но и весь текст целиком. Обычно дети не стараются запоминать стихотворения своих товарищей, несмотря на многочисленные совместные репетиции. В этом же случае вся группа знала нарисованный стишок наизусть. Такой необычный способ заучивания стихотворений повлиял и на выразительную сторону речи  детей. Малыш, произнося свою часть стихотворения и поднимая на головой своими же руками сделанную композицию, декламировал громким чётким голосом, соблюдая ритм и интонацию. Это давало право думать, что проделанная работа понравилась детям, доставила им удовольствие, а значит, и усилила мотивацию по отношению к данному виду речевой деятельности.

            Воодушевившись первым успехом, стоило продолжить работу в данном направлении. Решено было предложить детям оформить композиции к более длинному стихотворению. Был выбран стихотворный текст весенней тематики «Апрель! Апрель!». В данном стихотворении есть слова не очень понятные детям, которые трудно запомнить (капель, валежник, пробирается и т.д.) Если объяснять эти слова детям с тяжелой патологией, пусть даже многократно, вряд ли ребята будут пользоваться ими в устной речи. А вот если предложить самим изобразить  «капель»,»валежник»и т.д., эти слова запомнятся легче и будут чаще появляться в детской речи. Данную работу решено было проводить группами. При выполнении определённой композиции, приходилось много раз напоминать стихотворные строки. Ребятам были предложены разные материалы для выполнения композиций. Например, «валежник» был сделан из поломанных веточек, «медведь» из кусочков шерстяной пряжи, «капель» и «ручьи» из фольги, подснежник — оригами и объёмная аппликация. Параллельно с практической частью велась и словарная работа. Например, «подснежник»- цветок, появившийся из-под снега. Композиция: голубой фон, объёмная аппликация цветка, кусочки ваты, изображающие снег.

  НЕ останавливаясь на достигнутом, было решено предложить детям проиллюстрировать небольшой стихотворный текст в индивидуальном порядке с помощью родителей. Родители и дети откликнулись на это предложение и проявили в своей работе большую творческую фантазию и мастерство. Малыши искренне гордились своими работами. рассказывали подробности выполнения композиций, без напоминания взрослых декларировали свои, уже полюбившиеся стихи.

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

 

 

×
×