Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию.

Автор: Зубова Мария Сергеевна

Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию.

«Любовь к родному краю , родной культуре, родной речи начинается с малого-с любви к своей семье, своему  жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, к истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» Д.С. Лихачев.

  Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более настойчивыми к нежелательным влияниям , учить их правилам общения и умению жить среди людей , все это является одной из главных целей в воспитании нравственно- патриотических чувств у дошкольников.

   Главной целью во взаимодействии детского сада и семьи по вопросу  нравственно — патриотического воспитания является создание оптимальных условий для всестороннего развитию нравственно-патриотического потенциала дошкольников через грамотное построение целостного  педагогического процесса в дошкольном  учреждении на основе  Федерального Государственного Образовательного Стандарта и общения, систематизации , интеграции достоверных, научно-исторических материалов.

Суть патриотического воспитания состоит в том , чтобы посеять и взрастить в детской душе семена к родной природе, к родному дому и семье, к истории культуре страны , созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

   Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений в детском саду или дома. Большое  значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле всей семьей. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности

  Чувство патриотизма, у дошкольников,  следует формировать с любви к своему ближнему окружению, с любви к своей семье. Ведь именно в семье закладываются основы патриотизма, нравственно-духовных ценностей, Семейных традиций, взаимоотношений.

  Поэтому важным направлением в работе по нравственно-патриотическому воспитанию является сотрудничество с родителями. Чувства Родины начинается у ребенка с отношения к семье к самым близким людям — отцу, матери, дедушки, бабушки. Это корни, связывающие его с родным окружением. Различные формы сотрудничества с родителями помогают в решении духовно-нравственных задач. Работа строится на принципах « Сотрудничества» и «Взаимодействия».

   Формы работы с родителями:  

Организация семейного клуба

День открытых дверей

Организация совместного с родителями выставок, экскурсий.

Совместное проведение праздников и развлечений

Художественная мастерская

Различные проекты, стенгазеты

Оформление консультаций, папок передвижек.

К современным подходам нравственно-патриотического воспитания детей можно отнести: тематические акции, фестивали, семейные онлайн – клубы, технологию музейной педагогики.

Тематические акции – это новая форма интерактивного взаимодействия, которые направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, по различным образовательным областям, повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Данные акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми. Основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям.

Акции могут быть направлены, на формирование ценностных отношений к родному городу, к его истории, основным достопримечательностям, способствовать повышению уровня знаний у дошкольников о родном крае, активизировать сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов патриотического воспитания.

Большая подготовительная работа воспитателей к проведению таких акций способствует повышению их профессионального мастерства, расширению имеющихся представлений о работе с детьми и родителями. Вовлечение в сотрудничество разных специалистов ДОУ благоприятно сказывается на взаимодействии всех участников педагогического процесса.

Пример, Акция «Милосердие» можно приурочить ко дню инвалидов с целью сочувственно — доброго отношения к людям инвалидам. Эта часть работы носит ярко выраженный нравственный характер. В детский сад можно пригласить специалиста с социальной реабилитации инвалидов. Он вместе с педагогом может организовать занятия, например «Почему инвалидом тяжело жить». На доступном дошкольному возрасту уровне рассказать о людях с ограниченными возможностями, чтобы вызвать у детей сочувствие – переживание. Детям возможно предложить участие в концерте посвященному «Дню инвалидов»; изготовить поделки-игрушки для детей с ограниченными возможностями и т. д.

Фестиваль — это массовое празднество, включающее в себя показ, смотр каких-либо видов искусства. Фестиваль – это всегда событие для участника любого возраста, а детский фестиваль событие вдвойне важное, ведь неталантливых детей не бывает. Каждый ребёнок талантлив! И это не просто слова! Одной из задач фестиваля является: повышение творческой активности родителей и детей, предоставление им возможности самовыражения. Программа фестиваля может проходить в разных номинациях: пение, танец, художественное слово, изобразительное творчество, инструментальное творчество, оригинальный жанр.

Например, можно организовать военно – патриотический фестиваль, «Мой дом – Россия», «Город мой любимый, город мой родной».

Семейный онлайн – клуб как интерактивная форма работы с родителями, направлен на совершенствование взаимодействия семьи и детского сада.

Основные цели интерактивного взаимодействия – обмен опытом, формирование общего мнения, выработка общих решений, создание условий для диалога, сплочение внутри группы, изменение психологической атмосферы, возможность вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка.

Семейный клуб введется весь учебный год. Педагог составляет тематический план по нравственно – патриотическому воспитанию. Каждый месяц предлагает родителям и детям новую тему.

 Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде совместно с родителями.

В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.

В нашем городе не так много музеев. Проблему решит создание мини музеев в ДОУ, т. к. они являются одним из оптимальных средств передачи информации. С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе.

  Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те кто дает жизнь новому существу. Огромное значение в развитии данного направления имеет пример взрослых, особенно близких людей. Такие понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и другие, необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старшего поколения: боевых офицеров, участников ВОВ, их фронтовых и трудовых подвигов.

  Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры, семьи и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к своей семье и Отечеству.

 

×
×