Слово о великом земляке. М.Ю.Лермонтов

Автор: Волынкина Елена Владимировна

М.Ю. Лермонтов

(1814-1841)

Слово о великом поэте

 

Эпиграф

«Через всю жизнь проносим мы образ этого человека – грустного, строгого, нежного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, с могучими страстями и волей, с проницательным и беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и всегда молодого». (И.Л. Андроников)

Ира́клий Луарса́бович Андро́ников (Андроникашвили; 15 [28] сентября 1908, Санкт-Петербург, Российская империя — 11 июня 1990, Москва, СССР) — советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий; доктор филологических наук (1956), народный артист СССР.

 

На доске:

1.Ответьте на вопросы:

· Когда и где родился М.Ю. Лермонтов?

· В каком месте будущий поэт провел свои детские годы?

· Какие таланты и дарования проявились у М.Ю. Лермонтова в детстве?

· Какое образование он получил?

· Какие стихотворения прославили его на всю Россию?

· За что он был сослан на Кавказ?

· При каких обстоятельствах и где погиб М.Ю. Лермонтов?

 

Цель нашей сегодняшней работы познакомиться с этапами жизни и творчества великого русского поэта, нашего земляка Михаила Юрьевича Лермонтова и в конце урока написать небольшое сочинение на тему «Что я знаю о Лермонтове?».

 

Обратимся к эпиграфу нашего урока:

· В чем, по мнению И.Л. Андроникова, сложность и многогранность характера М.Ю. Лермонтова? (В таланте, эмоциональности, уме и гениальности поэта)

 

· Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова вы знаете?

 

Вспомните первые строки.

 

«Весна», 1830

Когда весной разбитый лед

Рекой взволнованной идет,

Когда среди полей местами

Чернеет голая земля

И мгла ложится облаками

На полуюные поля,

Мечтанье злое грусть лелеет

В душе неопытной моей.

 

 

«Парус», 1832

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..

 

«Утес», 1841

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

 

 

Лермонтов – один из самых крупных российских поэтов, один из первых русских поэтов XIX столетия. Жил он совсем недолго – всего неполных 27 лет.

У Лермонтова получалось все. Он прекрасно рисовал, музицировал, владел холодным оружием, при стрельбе «сажал одну пулю в другую», был отличным наездником, неповторимым поэтом и прозаиком.

Стихотворение «Бородино» – одна из его визитных карточек, одно из самых известных произведений на тему русской истории. Написал Лермонтов его в 1837 году, в год смерти Пушкина. 1837 год вообще был переломным в жизни Лермонтова.

 

Посмотрим небольшой сюжет. РЭШ. До 2-15

 

· Когда и где родился М.Ю. Лермонтов?

Несмотря на то, что Лермонтова принято считать нашим земляком, родился Михаил Юрьевич в Москве в 1814 году в семье капитана в отставке Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой.

Лермонтов был дворянином. Его родители друг друга страстно любили, но их брак оказался несчастным. Когда Мишелю (а именно так на европейский манер называли Михаила Лермонтова родные и близкие) исполнилось два года умирает от болезни его мать и воспитание мальчика берет на себя его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Эта женщина сыграла огромную роль в жизни поэта.

У него были прескверные отношения с отцом, Лермонтов его почти не знал, почти не видел.

 

· В каком месте будущий поэт провел свои детские годы?

Будущий поэт воспитывался бабушкой в деревне, в усадьбе Тарханы. Здесь он провел 12 лет своей жизни (с 1815 по 1827).

Тарха́ны сейчас — российский государственный музей-заповедник федерального значения, усадьба конца XVIII — начала XIX века, одно из наиболее известных лермонтовских мест России. Усадьба расположена в селе Лермонтово (это село ранее называлось Никольским, затем Яковлевским, а потом получило название Тарханы) Белинского района Пензенской области.

Название Тарханы пошло от слова «тархан» — так называли крестьян, которые наряду с хлебопашеством занимались мелкой торговлей, были коробейниками (По В. Далю: «Тархан» — в Тамбовской, Пензенской и Саратовской губерниях — прасол, маяк, скупщик по деревням холста, льну, пеньки, шкур и т. п.») Барыня Арсеньева, хотя и перевела крестьян с оброка на барщину, но «тарханство» крестьян поощряла и даже открыла в селе ярмарку.

 

Давайте обратимся к цитатам из критических статей библиографов Лермонтова и ответим на вопросы:

Где провел свои детские годы будущий поэт?

Какие дорогие и близкие сердцу люди окружали М.Ю. Лермонтова в детстве?

Как общение с ними обогащало духовный мир будущего поэта?

Какие детские впечатления развили в поэте большое, доброе сердце?

 

«Маленький Мишель (так называли в детстве близкие люди М.Ю. Лермонтова) жил вместе с мамой и бабушкой в селе Тарханы.

Воспитала поэта бабушка, так как мама рано умерла. Бабушка заботилась о воспитании Мишеля, о его здоровье (в детстве он очень часто болел), делала все, чтобы мальчик не тосковал по рано умершей матери, очень любила его и гордилась своим внуком. О маме осталось светлое воспоминание – мамина песня, от которой на душе становилось сладко, грустно и одиноко, и у маленького Мишеля сами собой по щекам текли слезы.

Няня поэта Кристина Осиповна Рембер была немкой. Днем и ночью сидела она у постели больного воспитанника, давала ему лекарства и кисленькое питье. Маленький Лермонтов очень уважал свою няню, она многому его научила. Когда Мишель сердился и прогонял кого-нибудь из слуг, няня не уставала повторять: “Все люди перед небом равны, и надо уважать каждого человека, нельзя говорить плохо с теми людьми, которые от тебя зависят”.

Гувернер Жан Капе был французом, бывшим пленным солдатом наполеоновского войска. Жан Капе говорил с маленьким Лермонтовым по-французски, а няня по-немецки, и ребенок свободно разговаривал на этих языках. Гувернер привил любовь не только к французскому языку и географии, но и к военному делу.

Бабушка старалась, чтобы внуку было не скучно. Однажды приказала, чтобы для игры к дому привели маленького олененка и лосенка. Мишель с ними быстро подружился. Кормил сеном, березовыми вениками и хлебом. Потом бабушка выписала из Москвы крошечную черкесскую лошадку с детским седлом, и Мишель научился ездить верхом.

Бабушка поселила в доме нескольких мальчишек, которым было столько же лет, и они вместе с Мишелем строили крепости, рыли траншеи, а потом, одетые в военную форму, брали их штурмом. Впереди, размахивая деревянной саблей, скакал Михаил Юрьевич на своей лошадке.

Зимой садовник Василий катал на санях маленького Лермонтова. Однажды в зимний праздник с бабушкой Мишель наблюдал, как деревенские крестьяне мерялись силой, шли “стенка на стенку”. В этом бою Василию сильно досталось: из боя он вышел с рассеченной губой. Увидев это, Мишель заплакал и закричал: “Нельзя так драться, чтобы кровь текла! Прикажи им кончить драку, не хочу, чтоб людей били!”».

(В.М. Воскобойников «Жизнь замечательных детей»)

Воскобо́йников, Вале́рий Миха́йлович — детский писатель и публицист, автор более шестидесяти книг для детей.

 

Тарханы навсегда останутся светлым воспоминанием для поэта, почти утраченным раем. В один из самых трудных периодов своей жизни М. Ю. Лермонтов пишет:

 

 

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

‎При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

‎Приличьем стянутые маски,

 

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

‎Давно бестрепетные руки, —

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

‎Погибших лет святые звуки.

 

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, — памятью к недавней старине

‎Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

‎И сад с разрушенной теплицей;

 

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится — и встают

‎Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

‎Шумят под робкими шагами.

 

И странная тоска теснит уж грудь мою;

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

‎Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

‎ За рощей первое сиянье.

 

Так царства дивного всесильный господин —

Я долгие часы просиживал один,

‎И память их жива поныне

Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей

‎Цветет на влажной их пустыне.

 

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

‎На праздник не́званную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

‎Облитый горечью и злостью!..

 

1840 г.

 

 

· Какие таланты и дарования проявились у М.Ю. Лермонтова в детстве?

Он получил замечательное воспитание. Бабушка Лермонтова страстно любила мальчика, была женщиной авторитарной, властной, хотела всецело определять его жизнь, но очень много вкладывала в его воспитание.

Были у Лермонтова прекрасные учителя, и он получил хорошую домашнюю подготовку (обычную для дворянского мальчика того времени): иностранные языки и музыка.

У Лермонтова были прекрасные музыкальные таланты, с детства он играл на фортепиано, на флейте и был отличным скрипачом.

Кроме того, он оказался хорошим художником. Всех дворянских детей тогда учили живописи, но результаты были разные. Лермонтов был почти профессиональным живописцем. Лучшие иллюстрации к его произведениям – его собственные этюды, наброски, акварели.

 

Прочитаем вторую цитату и ответим на вопросы:

Какими талантами и дарованиями был наделен М.Ю. Лермонтов?

Что способствовало пробуждению его поэтического таланта?

Как вы думаете, почему М.Ю. Лермонтов чаще всего писал печальные стихи?

 

«У Лермонтова получалось все. Он прекрасно рисовал, музицировал, владел холодным оружием, при стрельбе “сажал одну пулю в другую”, руками завязывал железные шомпола, был отличным наездником, неповторимым поэтом и прозаиком.

Пробуждению поэтического таланта способствовали поездки на Кавказ. Вместе с бабушкой и гувернером Мишель гулял по Пятигорску, смотрел на гору Машук, и никто не догадывался, что однажды на этом месте оборвется его жизнь. И только иногда Лермонтову становилось вдруг так печально, одиноко, словно ему было суждено почувствовать одиночество и печаль всех людей на земле. И тогда он прятался от взрослых и торопливо записывал строчки стихов. Стихи были необыкновенно красивые и умные, и чаще печальные».

(П.Л. Висковатов)

Па́вел Алекса́ндрович Вискова́тов — русский писатель, историк литературы, заслуженный профессор, славянофил.

 

· Какое образование он получил?

Домашнего воспитания было недостаточно, поэтому бабушка перевозит юного Лермонтова в Москву. Он сначала учится в благородном пансионе при Московском университете (одном из лучших учебных заведений того времени), а потом и в самом университете.

Но курс Лермонтов не закончил. Когда ему было 18 лет, он переехал в Петербург. В Петербурге он стал учиться на офицера, как бы сейчас сказали, то есть стал юнкером. Его будущее определилось – им стала военная служба.

В 1834 году, в двадцатилетнем возрасте, Лермонтов был произведён в офицеры и стал офицером лейбгвардейского гусарского полка, который был расквартирован в Царском селе под Петербургом.

 

· Какие стихотворения прославили его на всю Россию?

В 1837 году Михаил Юрьевич пишет свои известнейшие произведения: «Бородино» и «На смерть поэта». Эти два стихотворения могли проложить разные траектории жизни Лермонтова, от них очень многое могло зависеть.

«Бородино» – это образцово-патриотическое стихотворение. Оно было в духе тогдашней идеологии Российского государства, должно было очень понравиться царю Николаю I. Если бы Лермонтов вошёл в литературу с этим стихотворением, то можно не сомневаться в том, что власть бы к нему благоволила. Такое героическое стихотворение о патриотизме, о военном подвиге русского солдата, русского народа – это то, что пришлось бы тогда ко двору. В то время как раз на такие произведения был спрос. Хотя Лермонтов, когда его писал, был совершенно искренен и не думал выслуживаться, заслуживать себе какие-то награды в глазах правительства.

Но примерно в это же время (в начале 1837 года) погиб Пушкин, и Лермонтов написал бешеное по ярости, по темпераменту стихотворение «На смерть поэта», в котором он в самых горячих и жестоких тонах обвинял двор, придворную среду, царедворцев в гибели Пушкина.

 

· За что он был сослан на Кавказ?

В данном случае неважно, были эти слова справедливы или нет. Тот образ Пушкина, который Лермонтов создал в этих строчках, вряд ли бы понравился самому Пушкину. Тем не менее, эти подрывные, революционные стихи были восприняты властями чуть ли не как призыв к мятежу, к революции. Лермонтов был арестован, изгнан из гвардии, переведен в нижегородский драгунский полк и отправлен в ссылку на Кавказ. Началась новая часть его жизни.

Период ссылки обозначается расцветом творческой биографии, он увлекается живописью. Спустя 6 месяцев восстанавливается на службе в чине корнета Гродненского полка. Сначала дислоцируется в Новгородской губернии, через 4 месяца, в апреле 1837 г. возвращается в Санкт-Петербург. Ссылка, продолжавшаяся менее года, сильно повлияла на дальнейшее творчество. Поэт регулярно публикует свои произведения в журнале «Отечественные записки».

Строптивый характер Лермонтова не позволил долго наслаждаться роскошной светской жизнью. 26 февраля 1840 г. на балу у графини Лаваль поэт ссорится с Эрнстом Барантом, который вызывает Михаила Юрьевича на дуэль. Соперники бьются на шпагах, но у одного из них переламывается клинок. Поступает предложение перейти на пистолеты, в результате чего француз промахивается, а Лермонтов умышленно выстреливает мимо, не желая гибели противника. Последующее разбирательство привело к тому, что Барант, будучи сыном французского посла, к суду не привлекается, а скандально известный Лермонтов снова отправляется в ссылку на полюбившийся ему Кавказ.

Суд постановил отправить поэта в Тенгинский полк, практически на передовую линию Кавказской войны. Объяснить такую жестокость по отношению к молодому поэту можно личной неприязнью Николая I, сохранившейся с момента написания обвиняющих правящую династию стихов о смерти Пушкина. Таким образом, суду ничего не оставалось делать как «заслать» последователя великого русского стихотворца на войну.

Непосредственно перед смертью, в 1841 г, поэт приезжал в Санкт-Петербург в отпуск. Навестив бабушку, он высказывался о том, что планирует выйти в отставку и заняться литературным творчеством. Однако решиться на это не смог, так как знал, что Елизавета Алексеевна Арсеньева относится к этому с непониманием. Она рассчитывала, что внук сделает военную карьеру. Вернувшись в место дислокации, Ставрополь, получает направление в Пятигорск, где и произошла трагичная гибель ещё одного великого русского поэта.

 

· При каких обстоятельствах и где погиб М.Ю. Лермонтов?

Михаил Юрьевич Лермонтов погиб 27 июля 1841 года в возрасте 26 лет на дуэли в Пятигорске. Причиной поединка была ссора с Мартыновым, над которым поэт едко шутил в присутствии дам. Убийца поэта, майор в отставке Николай Соломонович Мартынов, весь срок службы провел на Кавказе. Ввиду характера он любил принимать облик горца: постоянно носил черкесский костюм, кинжал, красивые усы. Это многих развлекало, в том числе Лермонтова, который был остер на язык. Очередная перепалка закончилась тем, что мужчины решили стреляться.

Мартынов выстрелил прямо в грудь своему противнику. Вначале Лермонтова похоронили на Пятигорском кладбище, но вскоре перевезли тело по настоянию бабушки в родовое имение Тарханы.

21 января 1842 г. она обратилась с такой просьбой к Императору. Получив разрешение, отправила в Пятигорск своих слуг. В результате уже 27 марта они вынули останки поэта из могилы, а спустя месяц 3 мая привезли его домой. Транспортировка осуществлялась в свинцовом, герметично законопаченном смолой гробу. Тело в течение 2-х дней отпевалось в храме Михаила Архистратига, а 5 мая 1842 г. захоронено в фамильный склеп рядом с могилой мамы и деда.

 

Итак, в ходе нашего урока мы познакомились с этапами жизни и творчества великого русского поэта, нашего земляка Михаила Юрьевича Лермонтова и готовы написать небольшое сочинение на тему «Что я знаю о Лермонтове?». Буквально 7-10 предложений.

 

Д/з

1. Мини-сочинение «Что я знаю о Лермонтове?»

2. Стихотворение «Бородино», выразительное чтение.

 

 

Приложение 2.

1. Прочитай и подготовь ответы на вопросы:

Где провел свои детские годы будущий поэт?

Какие дорогие и близкие сердцу люди окружали М.Ю. Лермонтова в детстве?

Как общение с ними обогащало духовный мир будущего поэта?

Какие детские впечатления развили в поэте большое, доброе сердце?

 

«Маленький Мишель (так называли в детстве близкие люди М.Ю. Лермонтова) жил вместе с мамой и бабушкой в селе Тарханы.

Воспитала поэта бабушка, так как мама рано умерла. Бабушка заботилась о воспитании Мишеля, о его здоровье (в детстве он очень часто болел), делала все, чтобы мальчик не тосковал по рано умершей матери, очень любила его и гордилась своим внуком. О маме осталось светлое воспоминание – мамина песня, от которой на душе становилось сладко, грустно и одиноко, и у маленького Мишеля сами собой по щекам текли слезы.

Няня поэта Кристина Осиповна Рембер была немкой. Днем и ночью сидела она у постели больного воспитанника, давала ему лекарства и кисленькое питье. Маленький Лермонтов очень уважал свою няню, она многому его научила. Когда Мишель сердился и прогонял кого-нибудь из слуг, няня не уставала повторять: “Все люди перед небом равны, и надо уважать каждого человека, нельзя говорить плохо с теми людьми, которые от тебя зависят”.

Гувернер Жан Капе был французом, бывшим пленным солдатом наполеоновского войска. Жан Капе говорил с маленьким Лермонтовым по-французски, а няня по-немецки, и ребенок свободно разговаривал на этих языках. Гувернер привил любовь не только к французскому языку и географии, но и к военному делу.

Бабушка старалась, чтобы внуку было не скучно. Однажды приказала, чтобы для игры к дому привели маленького олененка и лосенка. Мишель с ними быстро подружился. Кормил сеном, березовыми вениками и хлебом. Потом бабушка выписала из Москвы крошечную черкесскую лошадку с детским седлом, и Мишель научился ездить верхом.

Бабушка поселила в доме нескольких мальчишек, которым было столько же лет, и они вместе с Мишелем строили крепости, рыли траншеи, а потом, одетые в военную форму, брали их штурмом. Впереди, размахивая деревянной саблей, скакал Михаил Юрьевич на своей лошадке.

Зимой садовник Василий катал на санях маленького Лермонтова. Однажды в зимний праздник с бабушкой Мишель наблюдал, как деревенские крестьяне мерялись силой, шли “стенка на стенку”. В этом бою Василию сильно досталось: из боя он вышел с рассеченной губой. Увидев это, Мишель заплакал и закричал: “Нельзя так драться, чтобы кровь текла! Прикажи им кончить драку, не хочу, чтоб людей били!”».

(В.М. Воскобойников «Жизнь замечательных детей»)

Воскобо́йников, Вале́рий Миха́йлович — детский писатель и публицист, автор более шестидесяти книг для детей.

 

2. Прочитай и подготовь ответы на вопросы:

Какими талантами и дарованиями был наделен М.Ю. Лермонтов?

Что способствовало пробуждению его поэтического таланта?

Как вы думаете, почему М.Ю. Лермонтов чаще всего писал печальные стихи?

 

«У Лермонтова получалось все. Он прекрасно рисовал, музицировал, владел холодным оружием, при стрельбе “сажал одну пулю в другую”, руками завязывал железные шомпола, был отличным наездником, неповторимым поэтом и прозаиком.

Пробуждению поэтического таланта способствовали поездки на Кавказ. Вместе с бабушкой и гувернером Мишель гулял по Пятигорску, смотрел на гору Машук, и никто не догадывался, что однажды на этом месте оборвется его жизнь. И только иногда Лермонтову становилось вдруг так печально, одиноко, словно ему было суждено почувствовать одиночество и печаль всех людей на земле. И тогда он прятался от взрослых и торопливо записывал строчки стихов. Стихи были необыкновенно красивые и умные, и чаще печальные».

(П.Л. Висковатов)

Па́вел Алекса́ндрович Вискова́тов — русский писатель, историк литературы, заслуженный профессор, славянофил.

 

×
×