О формировании читательской грамотности обучающихся в начальной школе

Автор: Елена Владимировна Охрименко

МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»

Проектно-ориентированный семинар «Формирование читательской грамотности   обучающихся в начальной школе в контексте ФГОС»

Автор : учитель начальных классов: Охрименко Елена Владимировна        

 

 

 «Формирование читательской грамотности в начальной школе

1. Актуальность

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня на нашей встрече мы поговорим о формировании читательской грамотности в начальной школе. Свою работу мы построим следующим образом: сначала немного теории, а затем  практическая часть.

 

В Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018–2025 гг.) от 26 декабря 2017 г. обозначена цель: достижение качества образования, которое характеризуется:

1)    cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS – международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста»);

2)     изучением в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS);  

3)     повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)»  

 

В настоящее время читательская грамотность в международном исследовании PIRLS определяется как способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида. 

   

 Исследования показали, что чаще других учащимися во время учебных занятий и вне школы используется два вида чтения:

 – чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;

 – чтение с целью освоения и использования информации.

  В процессе чтения художественных и информационных (научно-популярных) текстов проявляются

 четыре группы читательских умений:

1) нахождение информации, заданной в явном виде;

2) формулирование выводов;

3) интерпретация и обобщение информации;

4) анализ и оценка содержания языковых особенностей и структуры текста.                      

Оценка понимания текстов учащимися разных стран в исследовании PIRLS проводится в соответствии со специально выделенными уровнями овладения читательскими умениями.

 Качественное описание уровней читательской грамотности

Высший: учащиеся могут воспринимать текст целостно и в то же время понимать отдельные единицы текста в их взаимосвязи; могут опираться на текст для обоснования собственных интерпретаций авторской позиции.

 Высокий: учащиеся могут понимать существенные сообщения текста, делать собственные умозаключения, основываясь на тексте, оценивать как содержание, так и форму текста, обращать внимание на некоторые языковые особенности текста.

 Средний: учащиеся могут находить в тексте информацию, делать на её основе умозаключения, используя при этом некоторые особенности формы и языка текста.

 Низкий: учащиеся могут находить в тексте информацию, которая сообщается в явном виде и которую легко локализовать.

Результаты позволяют каждой стране увидеть, какой процент её школьников достиг того или иного уровня работы с текстом.  Например, в 2016 году Российская Федерация заняла первое место в рейтинге стран-участниц международного исследования PIRLS в области чтения и понимания текстов выпускниками. 

Точное знание достоинств и недостатков российского начального обучения чтению позволит обозначить те задачи, на которые российским педагогам необходимо обратить более пристальное внимание. 

Переход начальной школы на обучение по федеральным государственным   образовательным стандартам ( ФГОС  НОО) 2009 г. предполагает ориентацию российской системы образования на  достижение  планируемых  результатов,  определенных  на  конец обучения в 4 классе, в числе которых ведущее место занимает:

 -овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,

— приобретение умений осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

Исследователи читательской грамотности школьников отмечают, что те  ученики, которые  начинают  испытывать  трудности  чтения  в 3–5  классах,  в  дальнейшем  обречены  на  серьезные  учебные  проблемы.

Сегодня мировое образовательное сообщество нацелено на поиск педагогических  средств  для того,  чтобы  «надежно  обеспечить  переход  от  обучения  чтению  к чтению для обучения».

2. Формирование функционально-грамотной языковой личности младшего школьника в процессе работы над текстами научного стиля

Одним из актуальных вопросов начального общего образования является развитие функционально- грамотной языковой личности.

Функционально — грамотная языковая личность младшего школьника характеризуется:

  развитым словарным запасом, грамотной речью, умением работать с текстом, владением нормами родного языка, монологической и диалогической речью; 

 коммуникативными умениями, позволяющими вести конструктивное общение: договариваться друг с другом, аргументированно высказывать свою точку зрения и уважать чужое мнение, выбирать адекватные средства вербального и невербального общения;

  умением контролировать свои речевые поступки, оценивать, анализировать и совершенствовать их. 

 Понимание текста младшими школьниками связано с процессом познания. Познавательная деятельность как составляющая основа функционально грамотной языковой личности младших школьников происходит в процессе работы над тестами научного стиля.

В начальной школе рассматриваются только два направления научного стиля речи: научно-учебный (учебно-научный) и научно-популярный, собственно научный стиль не изучается в начальных классах.

 

 

  Учебно-научный стиль используется как в устной речи педагога, так и при написании учебников.

 Специфика научно-учебного текста обусловлена его коммуникативной задачей: автор стремится передать адресату научную информацию и обеспечить ее усвоение.

 Содержание текста имеет инструктивный компонент и включает формулировки правил и определений. Применение слов с дидактической семантикой: «запомните», «обратите внимание», «изученное», «пройденное».

Слайды — примеры из учебников

-Посмотрим на слайды учебников УМК «Школа России». Видим , что в учебниках разных предметов для начальной школы  можно встретить большое количество примеров текстов учебно-научного стиля : правила, инструкции, определения, памятки.

Научно-популярный стиль обслуживает процесс популяризации и распространения научной информации.

 Специфический признак такой речипопулярность, общедоступность изложения. Научно-популярный текст обращен к так называемой широкой аудитории.

Содержание текстов: в научно-популярных текстах всегда много примеров, фактов, которые являются интересными, проблемными, одновременно ярко подтверждают те или иные теоретические положения.

 

Слайды- примеры из учебников

-Посмотрите на слайдах примеры текстов научно-популярного стиля

 

Научно-популярные и научно-учебные тексты:

— удовлетворяют познавательный интерес ученика к разным областям знания, дает ребенку возможность познакомиться с разнообразной информацией об окружающем мире;

 -расширяют кругозор младшего школьника, раскрывают перед ним разные области научных знаний;

-обладают эстетической ценностью;

 -развивают логическое мышление младших школьников, помогают ему осознать связи между предметами и событиями.

 — выполняют педагогическую функцию, а именно, воспитывают образ мысли, учат читателя ставить перед собой определённые задачи и решать их.

Переходим к практической части нашей встречи и

поговорим об уроках литературного чтения.

 

Основной задачей всех уроков чтения в начальной школе, связанных с работой с научно-популярными, научно-учебными и научно-художественными текстами является развитие у них познавательного интереса и умения удовлетворять этот интерес путем чтения.

 

Следует отметить последовательность изучения текстов научного стиля в начальной школе.

На первом-втором этапах обучения (1–3 классы) учащимся предлагаются тексты, в сюжетной основе которых лежит только один научный факт. Например, в рассказе Н. Сладкова «Песенки подо льдом» содержится загадка: «кто-то поет прямо у меня под ногами». О том, как автор разгадал эту загадку, узнал, кто же этот певун, и сообщается в рассказе.

При этом уже в 3 классе художественная форма произведений должна усложняться: в них могут присутствовать диалоги, повествование может поминать сказку или вестись от 1-го лица.

 Например, УМК «Школа России» М. Пришвин «Родина».  «Литературное чтение» ч.2;3класс с.58-59  (Слайд)

На третьем этапе (4 класс) можно обращаться к изучению цикла рассказов, объединенных одним героем или о нескольких научных фактах.

— Обратите внимание на способы работы с познавательной книгой

Способы работы с познавательной книгой:

-выделение известной и новой информации,

-постановка познавательных вопросов к тексту,

— определение темы и основной мысли текста,

-составление плана текста,

-сопоставительный анализ разных видов текстов

-Продемонстрируем, как можно реализовать эти способы на уроке литературного чтения при работе с научно-художественным произведением.

УМК «Школа России» «Литературное чтение» ч.2;4класс Е. Чарушин «Кабан». с.96-99

Слайд: Е. Чарушин «КАБАН»

-Предлагаю всем поработать с текстом и рассмотреть, как применяется способ выделения известной и новой информации

 

1.    Выделение известной и новой информации.

Изучая любой познавательный текст, можно выделить два вида информации: новая и известная.

Перед чтением текста нужно выявить, что дети уже знают об описанном явлении или объекте.

— Откройте учебник на странице 96. Прочитайте название.

— Что вы знаете об этих животных?

— Кабан – это крупное хищное и опасное животное с мощными клыками, обитающее в лесах.

 

Дети называют тему и определяют цели урока. Затем идет работа с текстом.

 

— Посмотрите на иллюстрацию на с. 98

 

 

 

 

— О чем это произведение, судя по иллюстрации?

 

— Проверим наши предположения, прочитав рассказ.

-Прочитаем текст.

— Почему рассказ так называется?

— Понравился ли вам рассказ? Почему?

— В какой момент вы особенно волновались за автора?

 

— От какого лица идет повествование?

 

 Чтение текста обучающимися  ( по цепочке)

 Дальше следует работа по выявлению новой информации.

 

 Выявление информации проходит более эффективно, если сопровождается различными пометками в тексте. Сначала обсуждаем с учениками, зачем нужны карандашные пометки в тексте, что именно нужно выделить, как это лучше сделать (подчеркнуть, отметить галочкой или другим знаком на полях и т.д.). Чтению с карандашом младших школьников нужно учить, так как это умение необходимо при обработке любой информации.

-Будем читать текст, отмечайте о каких животных идет речь? Что о них говорится? Что нового я узнал?

 

Для наглядной демонстрации детям можно составить таблицу с соответствующими графами: что я об этом знаю; что нового я узнал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Олень-марал…

У него рога новые Каждый год олени меняют рога. Старые отваливаются, а новые вырастают, сначала мягкие, теплые, живые -не рога, а кровяной какай-то студень в кожаном пушистом чехле. Потом студень твердеет, становится настоящим рогом, а кожа отпадает.

 

                            

                             Ягуар…

Ягуар шар деревянный катает и клетке.

 

 

 

Гималайский медведь-губач

Гималайский медведь-губач стоит на голове. Днем, при народе он за конфетку стоит, а сейчас сам забавляется.

 

 

Слон

Слон боком сторожа к стене придавил, метлу отнял и съел.

 

 

Волки…

Волки по клетке бегают. кружат: в одну сторону – в другую, в одну – в другую, рысь , быстро.

 

 

 

 

Журавли-красавки

В общей птичьей загородке танцуют журавли-красавки, подпрыгивают, вертятся.

 

 

 

 

 

Серый журавль…

Наш серый журавль их унимает .Баловства не любит . Чуть где-нибудь непорядок- суета или драка – он, не торопясь, пришагает и ткнет кого надо клювом. За это его на птичьих дворах часто держат начальником.

 

 

 

 

 

-Рассмотрим способ определения темы и основной мысли текса:

 

2. Определение темы и основной мысли текста.

Формировать умения определять тему и основную мысль целесообразно одновременно в процессе сопоставления произведений на одну тему, но не совпадающих по основной мысли, в процессе изучения  произведений, раскрывающих одну мысль на разном материале.

 

Например, произведения из раздела «Природа и мы» написаны на разные темы, (например, «Кабан»), но выражают общую основную мысль: все в природе целесообразно, внешний вид, повадки, характер каждого животного обусловлен условиями его жизни.

 

 

-След.способ:

 

3.Составление плана текста.

 Принцип деления познавательного текста на части связан не с выделением элементов сюжета или выявлением динамики эмоций, как при изучении художественного произведения, а с определением логики развития мысли. Составление плана в этом случае направлено на структурирование информации. Текст делится на логические законченные части, в каждой из которых выделяется главная мысль. План можно составлять в форме вопросов, назывных предложений, цитат.

При работе с научно-художественными произведениями целесообразно составление двух планов одного текста.

 В первом случае план отразит развитие событий, (НА Слайде)

 

 

 

 

 во втором – наличие познавательной информации.

 

Для составления плана с познавательной информацией воспользуемся способом постановки познавателных вопрсов:

4.Постановка познавательных вопросов:

-Зоосад это?

-Как живется живатным в зоосаде?

-Можноли приручить диких животных?Стоило ли бояться кабанов?  

        ПЛАН

1.Зоосад –место пребывания животных.

2.Животным в зоосаде комфортно: каждый занят своим делом.

3.Диких животных можно приручить.

 

Как видно из приведённых примеров, работу с научно-популярными текстами на уроке можно построить, используя различные способы работы. Все они способствуют формированию системы читательских и речевых умений младших школьников.

 Работа с текстами познавательной литературы развивает логическое мышление юного читателя, помогает ему осознать связи между предметами и событиями.

Работа с научно-познавательной литературой: методические рекомендации

Целью знакомства учащихся с научно-познавательной литературой является усвоение связей и основных признаков понятия, факта, явления (исторического, природоведческого содержания), усвоение элементов этого понятия, обобщенных выводов, составление своего умозаключения по поводу основной мысли данного материала.

 При первичном чтении научно-познавательных статей необходимо вызвать у детей целостное восприятие и понимание содержания прочитанного (о чем этот текст? о чем в нем говорится?), хотя многие детали текста дети сразу понять не смогут. В ходе этой работы определяется тема текста и его общее содержание.

После вторичного чтения организуется серьезная работа над содержанием текста и осмыслением прочитанного.

На этом этапе учащиеся 2 класса с помощью вопросов учителя и выборочного чтения могут установить последовательность развития событий в тексте, причинные и временные связи.

Ученики 3–4 классов, вооружившись карандашами, могут самостоятельно выделить в тексте главное – важные (опорные) слова, словосочетания, предложения, с помощью которых будет легче проследить последовательность развития событий, действий, уяснить суть явления или факта, представленного в тексте.

Чтобы разнообразить работу учащихся на уроке, а также добиться более полного усвоения прочитанного, на этом этапе может быть организована групповая работа учащихся.

При работе с объемными или сложными для восприятия учащихся начальных классов текстами может быть организована групповая работа «по конвейеру»: учитель заранее делит текст на части (или использует части, определенные автором в тексте);

каждая группа получает задание, связанное с пониманием данной части текста;

 после окончания работы каждая группа учащихся знакомит класс со своим заданием;

 организуется обсуждение прочитанного;

учитель обобщает ответы детей.

Приемы изучения научной, научно-популярной и научно-учебной литературы

Для обучения детей работе с текстами разных видов используются такие приемы, как:

1) самостоятельный подбор научных, научно-популярных и научно- учебных текстов по указанной учителем теме (о каком-либо животном, о каком-либо природном явлении и т.п.);

 2) подготовка пересказов научных текстов по указанной учителем теме (например, учитель поручает ученикам найти по определенной теме научный текст и подготовить его пересказ для класса);

 3) нахождение или научных, или научно-популярных, или научно- учебных текстов среди разнообразных предложенных учителем и доказательство своего мнения.

Последовательность работы учителя и учеников с текстами научного стиля

Учитель:

1) читает текста (к концу обучения в начальной школе дети читают текст самостоятельно);

2) выявляет, как воспринят текст учениками;

 3) ставит перед учениками проблему, связанную с авторским отношением к изображаемому;

4) предлагает план действий для разрешения проблемы (к концу обучения в начальной школе дети это делают самостоятельно);

 5) руководит аналитической деятельностью детей;

 6) подводит итоги работы.

Ученики

 1) слушают (или читают самостоятельно) текста;

2) отвечают на вопросы учителя после прослушивания (чтения) текста;

3) осмысляют поставленную перед ними проблему и план действий по ее разрешению (позднее самостоятельно вырабатывают план действий);

 4) самостоятельно перечитывают текст и выделяют его части;

 5) определяют основное событие в каждой части, выделяют ключевые слова, определяют точки зрения на событие автора и персонажей; микротему и главную мысль в каждой части текста;

6) озаглавливают каждую часть и объясняют свой выбор;

 7) устанавливают причинно-следственные связи;

8) выделяют в каждой части языковые средства;

 9) находят языковые средства связи между частями текста;

10) формулируют основную мысль текста;

11) выясняют, что в тексте можно пересказать, а что нельзя и почему;

 12) сжато пересказывают текст;

13) сравнивают авторский вариант текста с его сжатым изложением;

14) выборочно пересказывают текст по заданию учителя (возможен творческий пересказ).

 Литературно-творческая деятельность протекает в определенной последовательности, которую дети постепенно усваивают и запоминают. На первых этапах освоения этой деятельности они пользуются памятками.

Памятка ученику

1. Выбери тему для своего рассказа.

 2. Определи, какую мысль ты будешь доказывать

 3. Выбери художественную форму для своего рассказа;

4. Подбери научный материал по выбранной теме (сходи в библиотеку, подбери книги по теме, прочитай статьи в энциклопедии).

5. Выбери из найденного материала самое главное и интересное, расположи материал в логической последовательности.

 6. Придумай, как научный материал перевести в художественную форму: в какой ситуации могут понадобиться эти научные сведения, как и с кем могло случиться событие, в котором герои могли бы получить эти сведения, для чего они им понадобились и т.д.

 7. Составь план своего рассказа.

8. Определи главную мысль каждой части, соотнеси ее с основной мыслью рассказа.

 9. Запиши свой рассказ на черновик.

10. Прочитай то, что у тебя получилось, и внеси при необходимости поправки.

11. Перепиши рассказ набело.

 

 

 

 

 

 

×
×