Автор: Елена Владимировна Охрименко
МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа»
Проектно-ориентированный семинар «Формирование читательской грамотности обучающихся в начальной школе в контексте ФГОС»
Автор : учитель начальных классов: Охрименко Елена Владимировна
«Формирование читательской грамотности в начальной школе
1. Актуальность
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня на нашей встрече мы поговорим о формировании читательской грамотности в начальной школе. Свою работу мы построим следующим образом: сначала немного теории, а затем практическая часть.
В Государственной программе РФ «Развитие образования» (2018–2025 гг.) от 26 декабря 2017 г. обозначена цель: достижение качества образования, которое характеризуется:
1) cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS – международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста»);
2) изучением в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS);
3) повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)»
В настоящее время читательская грамотность в международном исследовании PIRLS определяется как способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида.
Исследования показали, что чаще других учащимися во время учебных занятий и вне школы используется два вида чтения:
– чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;
– чтение с целью освоения и использования информации.
В процессе чтения художественных и информационных (научно-популярных) текстов проявляются
четыре группы читательских умений:
1) нахождение информации, заданной в явном виде;
2) формулирование выводов;
3) интерпретация и обобщение информации;
4) анализ и оценка содержания языковых особенностей и структуры текста.
Оценка понимания текстов учащимися разных стран в исследовании PIRLS проводится в соответствии со специально выделенными уровнями овладения читательскими умениями.
Качественное описание уровней читательской грамотности
Высший: учащиеся могут воспринимать текст целостно и в то же время понимать отдельные единицы текста в их взаимосвязи; могут опираться на текст для обоснования собственных интерпретаций авторской позиции.
Высокий: учащиеся могут понимать существенные сообщения текста, делать собственные умозаключения, основываясь на тексте, оценивать как содержание, так и форму текста, обращать внимание на некоторые языковые особенности текста.
Средний: учащиеся могут находить в тексте информацию, делать на её основе умозаключения, используя при этом некоторые особенности формы и языка текста.
Низкий: учащиеся могут находить в тексте информацию, которая сообщается в явном виде и которую легко локализовать.
Результаты позволяют каждой стране увидеть, какой процент её школьников достиг того или иного уровня работы с текстом. Например, в 2016 году Российская Федерация заняла первое место в рейтинге стран-участниц международного исследования PIRLS в области чтения и понимания текстов выпускниками.
Точное знание достоинств и недостатков российского начального обучения чтению позволит обозначить те задачи, на которые российским педагогам необходимо обратить более пристальное внимание.
Переход начальной школы на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам ( ФГОС НОО) 2009 г. предполагает ориентацию российской системы образования на достижение планируемых результатов, определенных на конец обучения в 4 классе, в числе которых ведущее место занимает:
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
— приобретение умений осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Исследователи читательской грамотности школьников отмечают, что те ученики, которые начинают испытывать трудности чтения в 3–5 классах, в дальнейшем обречены на серьезные учебные проблемы.
Сегодня мировое образовательное сообщество нацелено на поиск педагогических средств для того, чтобы «надежно обеспечить переход от обучения чтению к чтению для обучения».
2. Формирование функционально-грамотной языковой личности младшего школьника в процессе работы над текстами научного стиля
Одним из актуальных вопросов начального общего образования является развитие функционально- грамотной языковой личности.
Функционально — грамотная языковая личность младшего школьника характеризуется:
развитым словарным запасом, грамотной речью, умением работать с текстом, владением нормами родного языка, монологической и диалогической речью;
коммуникативными умениями, позволяющими вести конструктивное общение: договариваться друг с другом, аргументированно высказывать свою точку зрения и уважать чужое мнение, выбирать адекватные средства вербального и невербального общения;
умением контролировать свои речевые поступки, оценивать, анализировать и совершенствовать их.
Понимание текста младшими школьниками связано с процессом познания. Познавательная деятельность как составляющая основа функционально грамотной языковой личности младших школьников происходит в процессе работы над тестами научного стиля.
В начальной школе рассматриваются только два направления научного стиля речи: научно-учебный (учебно-научный) и научно-популярный, собственно научный стиль не изучается в начальных классах.
Учебно-научный стиль используется как в устной речи педагога, так и при написании учебников.
Специфика научно-учебного текста обусловлена его коммуникативной задачей: автор стремится передать адресату научную информацию и обеспечить ее усвоение.
Содержание текста имеет инструктивный компонент и включает формулировки правил и определений. Применение слов с дидактической семантикой: «запомните», «обратите внимание», «изученное», «пройденное».
Слайды — примеры из учебников
-Посмотрим на слайды учебников УМК «Школа России». Видим , что в учебниках разных предметов для начальной школы можно встретить большое количество примеров текстов учебно-научного стиля : правила, инструкции, определения, памятки.
Научно-популярный стиль обслуживает процесс популяризации и распространения научной информации.
Специфический признак такой речи – популярность, общедоступность изложения. Научно-популярный текст обращен к так называемой широкой аудитории.
Содержание текстов: в научно-популярных текстах всегда много примеров, фактов, которые являются интересными, проблемными, одновременно ярко подтверждают те или иные теоретические положения.
Слайды- примеры из учебников
-Посмотрите на слайдах примеры текстов научно-популярного стиля
Научно-популярные и научно-учебные тексты:
— удовлетворяют познавательный интерес ученика к разным областям знания, дает ребенку возможность познакомиться с разнообразной информацией об окружающем мире;
-расширяют кругозор младшего школьника, раскрывают перед ним разные области научных знаний;
-обладают эстетической ценностью;
-развивают логическое мышление младших школьников, помогают ему осознать связи между предметами и событиями.
— выполняют педагогическую функцию, а именно, воспитывают образ мысли, учат читателя ставить перед собой определённые задачи и решать их.
Переходим к практической части нашей встречи и
поговорим об уроках литературного чтения.
Основной задачей всех уроков чтения в начальной школе, связанных с работой с научно-популярными, научно-учебными и научно-художественными текстами является развитие у них познавательного интереса и умения удовлетворять этот интерес путем чтения.
Следует отметить последовательность изучения текстов научного стиля в начальной школе.
На первом-втором этапах обучения (1–3 классы) учащимся предлагаются тексты, в сюжетной основе которых лежит только один научный факт. Например, в рассказе Н. Сладкова «Песенки подо льдом» содержится загадка: «кто-то поет прямо у меня под ногами». О том, как автор разгадал эту загадку, узнал, кто же этот певун, и сообщается в рассказе.
При этом уже в 3 классе художественная форма произведений должна усложняться: в них могут присутствовать диалоги, повествование может поминать сказку или вестись от 1-го лица.
Например, УМК «Школа России» М. Пришвин «Родина». «Литературное чтение» ч.2;3класс с.58-59 (Слайд)
На третьем этапе (4 класс) можно обращаться к изучению цикла рассказов, объединенных одним героем или о нескольких научных фактах.
— Обратите внимание на способы работы с познавательной книгой
Способы работы с познавательной книгой:
-выделение известной и новой информации,
-постановка познавательных вопросов к тексту,
— определение темы и основной мысли текста,
-составление плана текста,
-сопоставительный анализ разных видов текстов
-Продемонстрируем, как можно реализовать эти способы на уроке литературного чтения при работе с научно-художественным произведением.
УМК «Школа России» «Литературное чтение» ч.2;4класс Е. Чарушин «Кабан». с.96-99
Слайд: Е. Чарушин «КАБАН»
-Предлагаю всем поработать с текстом и рассмотреть, как применяется способ выделения известной и новой информации
1. Выделение известной и новой информации.
Изучая любой познавательный текст, можно выделить два вида информации: новая и известная.
Перед чтением текста нужно выявить, что дети уже знают об описанном явлении или объекте.
— Откройте учебник на странице 96. Прочитайте название.
— Что вы знаете об этих животных?
— Кабан – это крупное хищное и опасное животное с мощными клыками, обитающее в лесах.
Дети называют тему и определяют цели урока. Затем идет работа с текстом.
— Посмотрите на иллюстрацию на с. 98
— О чем это произведение, судя по иллюстрации?
— Проверим наши предположения, прочитав рассказ.
-Прочитаем текст.
— Почему рассказ так называется?
— Понравился ли вам рассказ? Почему?
— В какой момент вы особенно волновались за автора?
— От какого лица идет повествование?
Чтение текста обучающимися ( по цепочке)
Дальше следует работа по выявлению новой информации.
Выявление информации проходит более эффективно, если сопровождается различными пометками в тексте. Сначала обсуждаем с учениками, зачем нужны карандашные пометки в тексте, что именно нужно выделить, как это лучше сделать (подчеркнуть, отметить галочкой или другим знаком на полях и т.д.). Чтению с карандашом младших школьников нужно учить, так как это умение необходимо при обработке любой информации.
-Будем читать текст, отмечайте о каких животных идет речь? Что о них говорится? Что нового я узнал?
Для наглядной демонстрации детям можно составить таблицу с соответствующими графами: что я об этом знаю; что нового я узнал.
|
Олень-марал… У него рога новые Каждый год олени меняют рога. Старые отваливаются, а новые вырастают, сначала мягкие, теплые, живые -не рога, а кровяной какай-то студень в кожаном пушистом чехле. Потом студень твердеет, становится настоящим рогом, а кожа отпадает.
Ягуар… Ягуар шар деревянный катает и клетке.
Гималайский медведь-губач Гималайский медведь-губач стоит на голове. Днем, при народе он за конфетку стоит, а сейчас сам забавляется.
Слон Слон боком сторожа к стене придавил, метлу отнял и съел.
Волки… Волки по клетке бегают. кружат: в одну сторону – в другую, в одну – в другую, рысь , быстро.
Журавли-красавки В общей птичьей загородке танцуют журавли-красавки, подпрыгивают, вертятся.
Серый журавль… Наш серый журавль их унимает .Баловства не любит . Чуть где-нибудь непорядок- суета или драка – он, не торопясь, пришагает и ткнет кого надо клювом. За это его на птичьих дворах часто держат начальником.
|
-Рассмотрим способ определения темы и основной мысли текса:
2. Определение темы и основной мысли текста.
Формировать умения определять тему и основную мысль целесообразно одновременно в процессе сопоставления произведений на одну тему, но не совпадающих по основной мысли, в процессе изучения произведений, раскрывающих одну мысль на разном материале.
Например, произведения из раздела «Природа и мы» написаны на разные темы, (например, «Кабан»), но выражают общую основную мысль: все в природе целесообразно, внешний вид, повадки, характер каждого животного обусловлен условиями его жизни.
-След.способ:
3.Составление плана текста.
Принцип деления познавательного текста на части связан не с выделением элементов сюжета или выявлением динамики эмоций, как при изучении художественного произведения, а с определением логики развития мысли. Составление плана в этом случае направлено на структурирование информации. Текст делится на логические законченные части, в каждой из которых выделяется главная мысль. План можно составлять в форме вопросов, назывных предложений, цитат.
При работе с научно-художественными произведениями целесообразно составление двух планов одного текста.
В первом случае план отразит развитие событий, (НА Слайде)
во втором – наличие познавательной информации.
Для составления плана с познавательной информацией воспользуемся способом постановки познавателных вопрсов:
4.Постановка познавательных вопросов:
-Зоосад это?
-Как живется живатным в зоосаде?
-Можноли приручить диких животных?Стоило ли бояться кабанов?
ПЛАН
1.Зоосад –место пребывания животных.
2.Животным в зоосаде комфортно: каждый занят своим делом.
3.Диких животных можно приручить.
Как видно из приведённых примеров, работу с научно-популярными текстами на уроке можно построить, используя различные способы работы. Все они способствуют формированию системы читательских и речевых умений младших школьников.
Работа с текстами познавательной литературы развивает логическое мышление юного читателя, помогает ему осознать связи между предметами и событиями.
Работа с научно-познавательной литературой: методические рекомендации
Целью знакомства учащихся с научно-познавательной литературой является усвоение связей и основных признаков понятия, факта, явления (исторического, природоведческого содержания), усвоение элементов этого понятия, обобщенных выводов, составление своего умозаключения по поводу основной мысли данного материала.
При первичном чтении научно-познавательных статей необходимо вызвать у детей целостное восприятие и понимание содержания прочитанного (о чем этот текст? о чем в нем говорится?), хотя многие детали текста дети сразу понять не смогут. В ходе этой работы определяется тема текста и его общее содержание.
После вторичного чтения организуется серьезная работа над содержанием текста и осмыслением прочитанного.
На этом этапе учащиеся 2 класса с помощью вопросов учителя и выборочного чтения могут установить последовательность развития событий в тексте, причинные и временные связи.
Ученики 3–4 классов, вооружившись карандашами, могут самостоятельно выделить в тексте главное – важные (опорные) слова, словосочетания, предложения, с помощью которых будет легче проследить последовательность развития событий, действий, уяснить суть явления или факта, представленного в тексте.
Чтобы разнообразить работу учащихся на уроке, а также добиться более полного усвоения прочитанного, на этом этапе может быть организована групповая работа учащихся.
При работе с объемными или сложными для восприятия учащихся начальных классов текстами может быть организована групповая работа «по конвейеру»: учитель заранее делит текст на части (или использует части, определенные автором в тексте);
каждая группа получает задание, связанное с пониманием данной части текста;
после окончания работы каждая группа учащихся знакомит класс со своим заданием;
организуется обсуждение прочитанного;
учитель обобщает ответы детей.
Приемы изучения научной, научно-популярной и научно-учебной литературы
Для обучения детей работе с текстами разных видов используются такие приемы, как:
1) самостоятельный подбор научных, научно-популярных и научно- учебных текстов по указанной учителем теме (о каком-либо животном, о каком-либо природном явлении и т.п.);
2) подготовка пересказов научных текстов по указанной учителем теме (например, учитель поручает ученикам найти по определенной теме научный текст и подготовить его пересказ для класса);
3) нахождение или научных, или научно-популярных, или научно- учебных текстов среди разнообразных предложенных учителем и доказательство своего мнения.
Последовательность работы учителя и учеников с текстами научного стиля
Учитель:
1) читает текста (к концу обучения в начальной школе дети читают текст самостоятельно);
2) выявляет, как воспринят текст учениками;
3) ставит перед учениками проблему, связанную с авторским отношением к изображаемому;
4) предлагает план действий для разрешения проблемы (к концу обучения в начальной школе дети это делают самостоятельно);
5) руководит аналитической деятельностью детей;
6) подводит итоги работы.
Ученики
1) слушают (или читают самостоятельно) текста;
2) отвечают на вопросы учителя после прослушивания (чтения) текста;
3) осмысляют поставленную перед ними проблему и план действий по ее разрешению (позднее самостоятельно вырабатывают план действий);
4) самостоятельно перечитывают текст и выделяют его части;
5) определяют основное событие в каждой части, выделяют ключевые слова, определяют точки зрения на событие автора и персонажей; микротему и главную мысль в каждой части текста;
6) озаглавливают каждую часть и объясняют свой выбор;
7) устанавливают причинно-следственные связи;
8) выделяют в каждой части языковые средства;
9) находят языковые средства связи между частями текста;
10) формулируют основную мысль текста;
11) выясняют, что в тексте можно пересказать, а что нельзя и почему;
12) сжато пересказывают текст;
13) сравнивают авторский вариант текста с его сжатым изложением;
14) выборочно пересказывают текст по заданию учителя (возможен творческий пересказ).
Литературно-творческая деятельность протекает в определенной последовательности, которую дети постепенно усваивают и запоминают. На первых этапах освоения этой деятельности они пользуются памятками.
Памятка ученику
1. Выбери тему для своего рассказа.
2. Определи, какую мысль ты будешь доказывать
3. Выбери художественную форму для своего рассказа;
4. Подбери научный материал по выбранной теме (сходи в библиотеку, подбери книги по теме, прочитай статьи в энциклопедии).
5. Выбери из найденного материала самое главное и интересное, расположи материал в логической последовательности.
6. Придумай, как научный материал перевести в художественную форму: в какой ситуации могут понадобиться эти научные сведения, как и с кем могло случиться событие, в котором герои могли бы получить эти сведения, для чего они им понадобились и т.д.
7. Составь план своего рассказа.
8. Определи главную мысль каждой части, соотнеси ее с основной мыслью рассказа.
9. Запиши свой рассказ на черновик.
10. Прочитай то, что у тебя получилось, и внеси при необходимости поправки.
11. Перепиши рассказ набело.