Автор: Ольга Николаевна Зазернова
Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности
Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений? Это главный вопрос, который стоит перед Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся PISA — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.
СЛ.2 Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности … Ребенок… должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию (Н.Ф. Виноградова)
Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (А.А. Леонтьев)
СЛ. 3 PISA определяет финансовую грамотность как знание и понимание финансовых терминов, понятий и рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Финансовая грамотность необходима каждому человеку для:
· выработки целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами;
· формирования представлений о возможных альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем;
· развития умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения.
Это значит, что финансовая грамотность обращается не к теоретическим экономическим понятиям (теория спроса и предложения, теория рыночных структур и др.), а связана с пониманием, управлением и планированием своих собственных личных и семейных финансовых дел.
СЛ.4 Финансовая грамотность – постоянное расширение набора знаний, навыков и стратегий действия, которые люди строят на протяжении своей жизни в соответствии с финансовыми требованиями современного общества и постоянно обновляющимися финансовыми продуктами, а не как некое фиксированное образование, которое можно представить антиподом финансовой неграмотности.
СЛ. 7. Если говорить о интеграции модуля финансовая грамотность в учебные предметы, то мы видим, что интеграция возможна в разные предметы.
СЛ. 8. Если говорить о процентной интеграции, то мы видим, что
СЛ. 9 Основными темами изучающимися в модуле финансовой грамотности являются следующие темы
СЛ. 10 Уровни финансовой грамотности
СЛ. 11 Специфика заданий, направленных на оценивание финансовой грамотности
Задания разного уровня сложности (для определения уровня финансовой грамотности):
· выявление информации, представленной в разной форме, в явном и неявном виде, с разным составом элементов и по-разному выраженными связями между ними;
· понимание назначения различных финансовых продуктов, выбор наиболее предпочтительных в конкретной ситуации;
· применение знаний для решения финансовых вопросов: от типичных, знакомых, обыденных до малознакомых, незнакомых и нестандартных; от насущных контекстов до тех, которых будут касаться по мере взросления;
· учёт последствий финансовых решений (от позитивных к негативным, от краткосрочных к долгосрочным);
· арифметические действия с числами (от простых к более сложным).
Задания по финансовой грамотности PISA имеют следующие особенности:
· в каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная учащемуся, каждое задание содержит задачу, решаемую с помощью имеющихся знаний;
· контекст заданий близок к ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
· ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
· вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны;
· информация предъявляется в текстовой и нетекстовой форме (таблицы, простые столбчатые диаграммы, рекламные объявления, выписки с банковских счетов и др.)
Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения. Чтобы оценить уровень функциональной грамотности учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни, и в которых использован внеучебный контекст. То есть учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он сможет не только оценивать, но и формировать функциональную грамотность обучающихся.