Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности

Автор: Ольга Николаевна Зазернова

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности

 

   Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений? Это главный вопрос, который стоит перед Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся PISA — тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.

СЛ.2     Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности … Ребенок… должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром; возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи; способностью строить социальные отношения; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию (Н.Ф. Виноградова)

     Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (А.А. Леонтьев)

   СЛ. 3  PISA определяет финансовую грамотность как знание и понимание финансовых терминов, понятий и рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

   Финансовая грамотность необходима каждому человеку для:

·        выработки целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами;

·        формирования представлений о возможных альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем;

·        развития умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения.

    Это значит, что финансовая грамотность обращается не к теоретическим экономическим понятиям (теория спроса и предложения, теория рыночных структур и др.), а связана с пониманием, управлением и планированием своих собственных личных и семейных финансовых дел.

СЛ.4    Финансовая грамотность – постоянное расширение набора знаний, навыков и стратегий действия, которые люди строят на протяжении своей жизни в соответствии с финансовыми требованиями современного общества и постоянно обновляющимися финансовыми продуктами, а не как некое фиксированное образование, которое можно представить антиподом финансовой неграмотности.

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛ. 7.  Если говорить о интеграции  модуля финансовая грамотность в учебные предметы, то мы видим, что интеграция возможна в разные предметы.

 

СЛ. 8. Если говорить о процентной интеграции, то мы видим, что

СЛ. 9   Основными темами изучающимися в модуле финансовой грамотности являются следующие темы

 

СЛ. 10    Уровни финансовой грамотности

СЛ. 11   Специфика заданий, направленных на оценивание финансовой грамотности

Задания разного уровня сложности (для определения уровня финансовой грамотности):

·        выявление информации,      представленной в разной форме, в явном и неявном виде, с разным составом элементов и по-разному выраженными связями между ними;

·        понимание назначения различных финансовых продуктов, выбор наиболее предпочтительных в конкретной ситуации;

·        применение знаний для решения финансовых вопросов: от типичных, знакомых, обыденных до малознакомых, незнакомых и нестандартных; от насущных контекстов до тех, которых будут касаться по мере взросления;

·        учёт последствий финансовых решений (от позитивных к негативным, от краткосрочных к долгосрочным);

·        арифметические действия с числами (от простых к более сложным).

Задания по финансовой грамотности PISA имеют следующие особенности:

·        в каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная учащемуся, каждое задание содержит задачу, решаемую с помощью имеющихся знаний;

·        контекст заданий близок к ситуациям, возникающим в повседневной жизни;

·        ситуация требует осознанного выбора модели поведения;

·        вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны;

·        информация предъявляется в текстовой и нетекстовой форме (таблицы, простые столбчатые диаграммы, рекламные объявления, выписки с банковских счетов и др.)

Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения. Чтобы оценить уровень функциональной грамотности учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни, и в которых использован внеучебный контекст. То есть учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он сможет не только оценивать, но и формировать функциональную грамотность обучающихся.

 

 

×
×