Доклад «Дисграфия»

Автор: Исупова Анастасия Петровна

Цель: раскрыть понятие дисграфия, рассказать разновидностях дисграфии, о причинах появления дисграфии, объяснить правила работы с детьми, у которых выявлена дисграфия.

Оборудование: мультимедийный  проектор, презентация.

Введение

В последние годы увеличивается количество детей, которые с трудом осваивают чтение и письмо как учебный предмет. В общеобразовательной школе учителя часто сталкиваются с множественными ошибками у детей на письме. Это связано с тем, что на сегодняшний день нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Расстройства в этой области оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Эффективная профилактика, своевременное выявление дисграфии, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической работы по коррекции этих нарушений.

 Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в письме и чтении. В процесс письма активно включаются  глаз и рука, и тогда вопрос о взаимодействии слухового, зрительного, речедвигательного и двигательного компонентов письма приобретает особую важность. Начальный период обучения грамоте должен иметь целью формирование сложного единства, включающего представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинетическом образе слова.

 Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании.

Слайд 1Дисграфия — это нарушение письма, проявляющееся в замене или пропуске букв, слогов, слов; соединении слов в предложении или неправильном их разделении и других видах. При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно.

Выделяют несколько  форм дисграфии:

Классификация видов:

Слайд 2 и Артикуляторно-акустическая дисграфия. В основе  этого вида дисграфии лежит неправильное произношение звуков речи

Акустическая Данный вид нарушения сопровождается нарушением слухового распознавания близких по звучанию звуков.

Ребёнок может не различать близкие по звучанию гласные, например:  о-у (голоби — голуби)

мягкие и твёрдые согласные : шлапа — шляпа,

путать звонкие и глухие :диктанд — диктант

 шипящие и свистящие звуки :масина — машина, сложные звуки (аффрикаты) с их составляющими, например: ц-с, ц-т, ч-т, ч-щ.

Слайд 3 Оптическая.

Ребёнок может писать буквы, цифры и знаки в любом направлении, пишут буквы в зеркальном отражении

Дети начинают добавлять какие-то лишние элементы к буквам: петельки, палочки, крючочки или отнимать.  

Слайд 4 Аграмматическая

Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов («хороший кошка», «красивый солнце»).

Слайд 5 Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно

Слайд 6. Комплекс упражнений

Слайд 7 Для тренировки моторики используют упражнение Лабиринт, когда ребёнку предлагается провести безотрывную линию.

 Слайд 8. обвести буквы

Слайд 9. Развитие зрения, мышления Запоминает

Раскрасить цветы на которых написана буква Ц, Обвести и раскрасить шарики на которых буква К написана правильно

Слайд 10 Реклама Мясо  мягкое яркое  сочное острое

Подобрать слова на каждый звук. Р У Ч К А роза угол чаша каша аист

Слайд 11 Допиши буквы к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:

Па- (пар)  па- -(парк)     па- — -(паром)   па- — — -(паруса)

«Съедобное-несъедобное».

Учитель  произносит три слова, похожих по звучанию. Ребенок должен назвать только то, что можно есть:

картошка – ложка – окрошка     конфета – котлета – ракета

Какой звук убежал? (Крот — кот, лампа — лапа, рамка — рама).

Найти общий звук в словах: луна — стол, кино — игла, окна — дом.

Слайд 12     Преобразовать слова:

— добавляя звук: рот — крот, мех — смех, осы — косы; луг — плуг;

— изменяя один звук слова (цепочки слов): сом — сок — сук — суп — сух — сох — сор — сыр — сын — сон;

— переставляя звуки: пила — липа, палка — лапка, кукла — кулак, волос — слово.

Образуй слово таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова:

дом — мак — кот — топор — рука.

Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке:

нос — сон, кот — ток, сор -рос, топ – пот.

На занятиях со школьниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно: формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать мелкую моторику рук, ориентировки в пространстве, развивать все психические процессы и готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.

Своевременное выявление детей с недоразвитием речи, выбор оптимальной стратегии коррекционного процесса, проведение специально организованного обучения в условиях дошкольного учреждения позволяет устранить предпосылки возникновения дисграфии, предупредить дисграфию.

×
×