Комплект рабочих материалов по преодолению нарушений письменной речи у обучающегося начальных классов с ОВЗ

Автор: Андреева Ирина Владимировна

ИТОГОВАЯ РАБОТА

 

«Комплект рабочих материалов по преодолению нарушений письменной речи у обучающегося начальных классов с ОВЗ»

 

 

 

 

 

Андреева Ирина Владимировна, учитель- логопед

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Похвистнево, 2022

 

 

Логика изложения

1.Педагогическая характеристика

2.Направления коррекционно-развивающей работы

3. Задания и упражнения для коррекционно-развивающей работы

4.Технологическая карта урока

 

 

 

1.Педагогическая характеристика

 

Характеристика

  обучающегося 1 класса ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево

 

Т.В., 01.11.2015г. рождения, проживает в полной многодетной семье с низким уровнем дохода, состоящей из 5 человек – родители и трое детей.

Сестры: Анастасия – ученица 5-го класса (на домашнем обучении) и Вероника – ученица 2-го класса (обучение по общеобразовательной программе).

В семье Влад самый младший, поэтому заметна опека со стороны мамы и сестер.

Группа здоровья – 3. Физкультурная группа – специальная.

В школе отсутствует только по причине болезни– респираторные заболевания.

Влад до школы посещал три года коррекционную группу ДОУ.

В настоящее время обучается по АООП для обучающихся с задержкой психического развития (7.1).

Также по заключению ПМПК имеет системное нарушение речи, III-IV уровня речевого развития.

Особенности адаптации ребенка к данной образовательной организации: достаточно долго входил в систему школьных отношений (просился домой).

До настоящего времени недостаточно развиты навыки самообслуживания: очень медленно ест, медленно одевается (чаще задом наперед или наизнанку), проблемы с застегиванием пуговиц на одежде. По утрам, вместо того, чтобы переобуваться, может лечь в верхней одежде на сиденья в фойе школы и лежать до тех пор, пока его не посадит дежурный учитель и  или не придет классный руководитель. Готовится к уроку только после напоминания учителя, долго не может найти в рюкзаке нужный учебный материал. Постоянно забывает дома тетради, учебники, часто не готов к урокам технологии и рисования.

Степень готовности ребенка к школе: по итогам стартовой диагностики на начало года у Влада низкий уровень (15 б.) сформированности метапредметных результатов (УУД) / Богданова В.В. Интегрированные предметные диагностические работы для 1 класса…

Отношение ребенка к словесной инструкции: не всегда слышит и понимает словесную инструкцию, отвлеченный и потерянный вид на уроках. Может длительное время сидеть и просто рассматривать свои руки и пальцы (карандаш, тетрадь или ручку), абстрагируясь от всех и происходящего. Попытки учителя направить ребенка на деятельность (индивидуальное объяснение задания с вкладыванием ручки в руку, образец прописывания в тетради учителем, или совместное письмо (учитель кладет свою руку на руку ребенка) чаще оканчиваются безрезультатно: Влад откидывает от себя ручку, просто сидит, работу не продолжает.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки сформированы слабо. Не очень понимает мотивов учебной деятельности и ее целей, поэтому затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. Невнимателен, рассеян, с трудом переключается с одного задания на другое. Не успевает за классом. Работоспособность низкая. Не принимает участия в ходе урока, не поднимает руку, пассивен, не делает попытки самостоятельно приступить к выполнению задания в прописи, не может списать материал  с доски.

Характер ошибок:

·        математика: смысл арифметических действий понимает, но допускает ошибки в решении примеров, записать пример самостоятельно не может, так как не ориентируется на странице тетради.  Может сравнивать количество предметов «больше/ меньше», но «На сколько? ответить не может. Единицы измерения длины не освоил, не научился строить заданный отрезок. Задачи решает с помощью учителя.

·        чтение: не может запомнить буквы, путает сходные по написанию буквы, с трудом сливает их в слоги, слова не читает. Не пересказывает, не отвечает на вопросы по содержанию прочитанного, не доступно составление рассказа.

·        обучение грамоте и письму: не различает и не запоминает гласные и согласные звуки, не может дать им характеристику, не понимает звуко-буквенный и звук-слоговой анализы, не понимает ударение. Не ориентируется в тетради (строка, отступить вниз, влево/вправо, найти середину и др.). Не запоминает графическое написание письменных букв. На данном этапе обучения письмом не владеет;

графические ошибки: замена букв по количеству элементов, замена букв по пространственному расположению; колебание наклона, высоты и ширины букв; трудности удержания строки, смешения зрительно похожих и близких по написанию букв.

·        окружающий мир: не принимает участия. Низкий уровень познавательной активности, ограниченные и отрывочные знания и представления, в основном связанные с бытовыми особенностями.

Развитие моторики: недостаточно развита. Любит рисовать и лепить, но при этом страдают технические навыки: не всегда правильно держит карандаш, кисть, ручку, не регулирует силу нажима, движения при этом недостаточно точные. В развитии общей моторики страдают двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, скоординированность движений.

Виды помощи: стимулирующая, направляющая и организующая помощь;

-одобрение, похвала, подбадривание действий ребенка;

— опора на наглядность;

-повторение инструкции, наводящие вопросы, подсказка, поэтапное уточнение порядка действий;

— прямой показ того, как надо делать, показ начала действия, совместное выполнение.

Помощь малоэффективна, ребенок быстро забывает.

Взаимоотношения в классе со сверстниками доброжелательные. Мальчик добрый, спокойный, застенчивый, честный. Крепкие дружеские отношения сформированы с одним мальчиком еще с детского сада.

Ребёнок своих неудач не понимает, на критические замечания – замыкается в себе.

Меры коррекции:

— индивидуальный и дифференцированный подход;

— индивидуальные занятия с дефектологом (1 занятие в неделю);

— подгрупповые занятия с учителем-логопедом (1 занятия в неделю) в рамках внеурочной деятельности «Учимся говорить правильно»

— ритмика (1 занятие в неделю) с учителем музыки в рамках внеурочной деятельности.

 

Дата

 

Учитель-логопед____________________И.В.Андреева

 

 

2.Направления коррекционно-развивающей работы

1. Развитие и коррекция речевых функций

2. Развитие и коррекция зрительно-пространственных функций

3.Развитие произвольной регуляции

4.Развитие и коррекция моторных функций, серийной организации и точности движений

 

3. Задания и упражнения для коррекционно-развивающей работы

п/п

Направления коррекционно-развивающей работы

Задания и упражнения

1

Развитие и коррекция речевых функций

Развитие навыков языкового анализа и синтеза:

«Подружи слова»

«Выложи схему»

«Придумай предложение по заданной схеме/ по заданному слову/ по действиям/ по картинке»

«Деформированное предложение»

«Прохлопай слова по слогам»

«Доскажи словечко»

«Составь слова из слогов»

«Назови звуки в слове»

«Назови слово» ([ж  у  к], [с  о  к])

«Выложи схему слова»

Замени звуки на буквы

 

Развитие фонематического восприятия:

«Вспомни слова» с заданным звуком

«Определи место звука»

«Волшебные буквы»

Тренировочные упражнения на различение гласных-согласных, твердых-мягких, звонких-глухих звуков

 

Развитие лексико-грамматического строя речи:

«Аналогии», «Что лишнее?», «Подбери слова», «Назови какой», «Семейка родственных слов», «Предлоги», «Одним словом», «Лото»

 

Развитие связной речи:

«Что сначала, что потом», «Я начну, а ты продолжи», «Помоги разложить картинки»;

Составление рассказов по сюжетной картинке, по серии картинок, с помощью мнемотаблицы, рассказов о прошедших событиях, придумывание загадок.

Пересказ коротких сказок и рассказов

 

2

Развитие и коррекция зрительно-пространственных функций

Графический диктант, «Четыре точки», точечные и перевернутые изображения, работа с таблицами

 

3

Развитие произвольной регуляции

«Да и нет не говори», «Раскрась правильно», «Запутанные дорожки», «Исключи лишнее», «Дорисуй»

 

4

4.Развитие и коррекция моторных функций, серийной организации и точности движений

 

Игры с передвижением под музыку, игры с мячом с речевым сопровождением, «Повтори движение», «Сделай так же»

Пальчиковые игры, кукольный театр;

лепка из пластилина;

обводки, штриховки, рисование бордюров и узоров, копирование образца,

задания со счетными палочками и фишками;

поиск букв в зашумленных изображениях;

«Дорисуй буквы», «Чего не хватает?», «Продолжи узор», «Найди все спрятавшиеся буквы», «Соедини ниточками одинаковые буквы», «Найди букву в букве», «Как превратить «о» в «и».

 

4.Технологическая карта урока

Тема урока: «Знакомство с буквой Л, л»
Цель: организация работы по ознакомлению с буквой Л, л
Задачи урока: 

— формировать представления о звуках [л]. [л’], умения выделять звуки из потока речи, давать характеристику звука;
— формировать представлений о графическом образе буквы Л,л;
— формировать умения плавного осознанного чтения слов и предложений с новой буквой;
для ребёнка с ОВЗ: 

— формировать представления о звуках  [л]. [л’], умения выделять звуки из потока речи, давать характеристику звука;
— формировать представлений о графическом образе буквы  Л,л;
 формировать умения плавного осознанного чтения слогов и слов с новой буквой;
 Планируемые результаты урока:

 знают букву Л, л;
-умеют
 читать прямые и обратные слоги, слова, предложения ;
-умеют выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [л], [л’] из предъявленных слов;
умеют выделять звуки из потока речи, давать характеристику звука;
-умеют узнавать графиче­ский образ букв;
для ребёнка с ОВЗ:

 знает букву Л, л;
-умеет
 выделять с помощью учителя и дифференцировать согласные звуки [л], [л’] из предъявленных слов;
-умеет узнавать графиче­ский образ букв;
— умеет читать прямые и обратные слоги, слова с новой буквой
 Учащиеся научатся: 

использовать условные обозначения звонких твердого и мягкого звуков [л], [л’] с помощью фишек зеленого и синего цвета и обозначать эти звуки буквой; читать слова с новой буквой.
Учащиеся получат возможность: 

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

 

 

 

 

Этап урока

 

Цель этапа

 

Предполагаемый результат

 

Деятельность учителя

 

Формулирование задания для детей 

 

Деятельность учащегося

 

Формы организации деятельности учащихся

I. Организац. момент

 

Психологический настрой учащихся, мотивация на деятельность

Дети настраиваются на работу.

Читает: 

Громко прозвенел звонок.                       

Глазки широко открыты.

Начинается урок.                                

 Слушаем, запоминаем,

Наши ушки – на макушке,     

 Ни минуты не теряем.

 

Настраивается на деятельность, садится правильно.

 

2. Актуализация знаний

Повторение и закрепление знаний о звуках

Дети дают характеристику звукам

Организует работу по вопросам.

— Давайте вспомним, на какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные).

— А чем отличаются гласные от согласных? — Давайте пропоем гласные (учитель показывает буквы на ленте букв, дети поют а-а-а, у-у-у…)

— А теперь давайте назовем согласные, которые уже знаем (учитель показывает букву, а дети называют соответственно мягкий и твердый звук).

— На какие группы делятся согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие).

— Поиграем. Если я называю твердый звук, вы показываете сигнальную карточку синего цвета, если мягкий – зеленого цвета.

— Молодцы!

 

Работает вместе со всеми, даёт ответы на вопросы

Работает с карточками

Фронтальная работа

3 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

 

Читает чистоговорку:

 Ло-ло-ло – на улице тепло.

 Лу-лу-лу – стол стоит в углу.

 Ул-ул-ул – у нас сломался стул.

 Оль-оль-оль – мы купили соль.

    — Какие звуки повторяются чаще дру­гих? ([л], [л’].)

    —  Какая тема урока?  

    —  Какая же   цель   урока?    (Изучить новую букву)

Вы определили тему урока, а теперь сформулируйте задачи нашего урока. Закончите предложения.
— Я хочу познакомиться с …
— Я буду учиться отличать …
— Я буду учиться читать …
— Я хочу узнать …).
— Зачем нам это надо знать?

 

Ваша задача: чётко проговаривать звуки.

 

 

 

 

Ответьте на вопросы.

Проговаривает чистоговорку

 

 

 

 

Слушает ответы детей, с помощью учителя пытается определить тему урока. Участвует в фронтальной работе

Фронтальная работа

4. Первичное усвоение новых знаний.

Ознакомление с новыми звуками и буквой

Узнают новую букву, научатся обозначать новые звуки буквой

     1. Артикуляция звуков.

— При произнесении звука [л] воздух встречает преграду, значит, этот звук согласный. —    Произнесите звук [л].

2.   Игры со словами.

     Замените [л] на [л,] в словах: лук (люк), полка (полька), мел (мель), галка (галька), ел (ель).

 

Слушают объяснение учителя, произносят с учителем вместе, анализируют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают по заданию в учебнике, объясняют свои действия.

Работает вместе с классом

Фронтальная работа

 Для обозначения твёрдого согласного [л] и мягкого [л’] существует специальная буква, кото­рую называют буквой Л (л) «эль».
 Посмотрите на эту букву. На что она похожа?

Найдите и покажите карточку с новой буквой

Откройте учебник на стр. 69.

Замените буквами первые фишки в схемах слов. Определите, какие буквы надо выбрать: заглавные или строчные. Объясните, почему?

Находит карточку с новой буквой

 

Работа в парах

5.Физминутка

предупреждение и снятие утомляемости

Активно включатся в игру, снимут напряжение и усталость

На небе темном есть луна,

Она одна совсем одна,

Улыбнись луна в окно

Станет мне совсем светло
Кинезиологические упражнения.
Упражнение «Колечко»
Упражнение «Лезгинка
Упражнение «Лезгинка

 

 кружатся в одну, затем  в другую сторону,

улыбаются друг другу,

руки на поясе, поворачиваются вправо затем влево.

Выполняет упражнения

 

Фронтальная работа

6. Первичное закрепление

1.Закрепление графического образа буквы

 

2.Проверка

 

3. Чтение открытых и закрытых слогов

Научатся находить и выделять из текста новую букву

 

научатся выполнять самопроверку

научатся читать слоги с новой буквой

Объясняет задание

 Приготовьте синий и зеленый карандаши. Перед вами карточки с текстом. Вы должны найти все буквы Л,л, которые встречаются в тексте и подчеркнуть их синим карандашом, если они обозначают твердый звук, или зеленым, если они обозначают мягкий звук.
Проверьте  по образцу.

 

Работаем в парах, прочитайте слоги в учебнике

Читаем  хором те слоги, которые я вам показываю

 

 

 

 

Организует проверку

 

 

 

Организует работу по слоговой таблице

Организует работу в группах

Выполняют задание


Подчеркивает простым карандашом все буквы Л,л

 

 

 

 

 

 

Проверяет свою работу

 

 

 

Читает вместе со всеми


Работа в парах

 

 

 

 

 

Работа в группах

7. Закрепление

Закрепление умений читать слова с новой буквой, предложения

Дети научатся читать слова, понимать их, объяснять их значение. понимать предложения и отвечать на вопросы по прочитанному, наблюдать за нашей буквой)

Организует самостоятельную работу по учебнику. (Дифференцированная работа) .

Прочитайте стихотворение –шутку.

Заполните таблицу, меняя только одну букву. Прочитайте новые слова. (Мама, рама, рана, рано.)

 Откройте учебники на стр. 70, прочитайте слова. (не читающие дети) Объясните их смысл

 

Работа в группах.

 

 

Выполняют задание

Читает слова с учителем

 

 

 

 

 

Работает в группе с другими детьми

Индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группе

8.Итог урока. Рефлексия.  

Проверка, как дети усвоили новую тему, снятие напряжения

Дети научатся выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Задаёт вопросы, помогает правильно сформулировать ответы

– Закройте глазки и вспомните всё, что у нас сегодня было на уроке.
– Какой была тема урока?
– Что нового для себя узнали?

Покажите смайлик, который ассоциируется с вашим настроением

 

 Оценивают свою деятельность

 

 

 

Показывает смайлик

Фронтальная работа

               

 

 

 

 

×
×