Автор: Андреева Ирина Владимировна
ИТОГОВАЯ РАБОТА
«Комплект рабочих материалов по преодолению нарушений письменной речи у обучающегося начальных классов с ОВЗ»
Андреева Ирина Владимировна, учитель- логопед
г. Похвистнево, 2022
Логика изложения
1.Педагогическая характеристика
2.Направления коррекционно-развивающей работы
3. Задания и упражнения для коррекционно-развивающей работы
4.Технологическая карта урока
1.Педагогическая характеристика
Характеристика
обучающегося 1 класса ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево
Т.В., 01.11.2015г. рождения, проживает в полной многодетной семье с низким уровнем дохода, состоящей из 5 человек – родители и трое детей.
Сестры: Анастасия – ученица 5-го класса (на домашнем обучении) и Вероника – ученица 2-го класса (обучение по общеобразовательной программе).
В семье Влад самый младший, поэтому заметна опека со стороны мамы и сестер.
Группа здоровья – 3. Физкультурная группа – специальная.
В школе отсутствует только по причине болезни– респираторные заболевания.
Влад до школы посещал три года коррекционную группу ДОУ.
В настоящее время обучается по АООП для обучающихся с задержкой психического развития (7.1).
Также по заключению ПМПК имеет системное нарушение речи, III-IV уровня речевого развития.
Особенности адаптации ребенка к данной образовательной организации: достаточно долго входил в систему школьных отношений (просился домой).
До настоящего времени недостаточно развиты навыки самообслуживания: очень медленно ест, медленно одевается (чаще задом наперед или наизнанку), проблемы с застегиванием пуговиц на одежде. По утрам, вместо того, чтобы переобуваться, может лечь в верхней одежде на сиденья в фойе школы и лежать до тех пор, пока его не посадит дежурный учитель и или не придет классный руководитель. Готовится к уроку только после напоминания учителя, долго не может найти в рюкзаке нужный учебный материал. Постоянно забывает дома тетради, учебники, часто не готов к урокам технологии и рисования.
Степень готовности ребенка к школе: по итогам стартовой диагностики на начало года у Влада низкий уровень (15 б.) сформированности метапредметных результатов (УУД) / Богданова В.В. Интегрированные предметные диагностические работы для 1 класса…
Отношение ребенка к словесной инструкции: не всегда слышит и понимает словесную инструкцию, отвлеченный и потерянный вид на уроках. Может длительное время сидеть и просто рассматривать свои руки и пальцы (карандаш, тетрадь или ручку), абстрагируясь от всех и происходящего. Попытки учителя направить ребенка на деятельность (индивидуальное объяснение задания с вкладыванием ручки в руку, образец прописывания в тетради учителем, или совместное письмо (учитель кладет свою руку на руку ребенка) чаще оканчиваются безрезультатно: Влад откидывает от себя ручку, просто сидит, работу не продолжает.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки сформированы слабо. Не очень понимает мотивов учебной деятельности и ее целей, поэтому затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности. Невнимателен, рассеян, с трудом переключается с одного задания на другое. Не успевает за классом. Работоспособность низкая. Не принимает участия в ходе урока, не поднимает руку, пассивен, не делает попытки самостоятельно приступить к выполнению задания в прописи, не может списать материал с доски.
Характер ошибок:
· математика: смысл арифметических действий понимает, но допускает ошибки в решении примеров, записать пример самостоятельно не может, так как не ориентируется на странице тетради. Может сравнивать количество предметов «больше/ меньше», но «На сколько? ответить не может. Единицы измерения длины не освоил, не научился строить заданный отрезок. Задачи решает с помощью учителя.
· чтение: не может запомнить буквы, путает сходные по написанию буквы, с трудом сливает их в слоги, слова не читает. Не пересказывает, не отвечает на вопросы по содержанию прочитанного, не доступно составление рассказа.
· обучение грамоте и письму: не различает и не запоминает гласные и согласные звуки, не может дать им характеристику, не понимает звуко-буквенный и звук-слоговой анализы, не понимает ударение. Не ориентируется в тетради (строка, отступить вниз, влево/вправо, найти середину и др.). Не запоминает графическое написание письменных букв. На данном этапе обучения письмом не владеет;
графические ошибки: замена букв по количеству элементов, замена букв по пространственному расположению; колебание наклона, высоты и ширины букв; трудности удержания строки, смешения зрительно похожих и близких по написанию букв.
· окружающий мир: не принимает участия. Низкий уровень познавательной активности, ограниченные и отрывочные знания и представления, в основном связанные с бытовыми особенностями.
Развитие моторики: недостаточно развита. Любит рисовать и лепить, но при этом страдают технические навыки: не всегда правильно держит карандаш, кисть, ручку, не регулирует силу нажима, движения при этом недостаточно точные. В развитии общей моторики страдают двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, скоординированность движений.
Виды помощи: стимулирующая, направляющая и организующая помощь;
-одобрение, похвала, подбадривание действий ребенка;
— опора на наглядность;
-повторение инструкции, наводящие вопросы, подсказка, поэтапное уточнение порядка действий;
— прямой показ того, как надо делать, показ начала действия, совместное выполнение.
Помощь малоэффективна, ребенок быстро забывает.
Взаимоотношения в классе со сверстниками доброжелательные. Мальчик добрый, спокойный, застенчивый, честный. Крепкие дружеские отношения сформированы с одним мальчиком еще с детского сада.
Ребёнок своих неудач не понимает, на критические замечания – замыкается в себе.
Меры коррекции:
— индивидуальный и дифференцированный подход;
— индивидуальные занятия с дефектологом (1 занятие в неделю);
— подгрупповые занятия с учителем-логопедом (1 занятия в неделю) в рамках внеурочной деятельности «Учимся говорить правильно»
— ритмика (1 занятие в неделю) с учителем музыки в рамках внеурочной деятельности.
Дата
Учитель-логопед____________________И.В.Андреева
2.Направления коррекционно-развивающей работы
1. Развитие и коррекция речевых функций
2. Развитие и коррекция зрительно-пространственных функций
3.Развитие произвольной регуляции
4.Развитие и коррекция моторных функций, серийной организации и точности движений
3. Задания и упражнения для коррекционно-развивающей работы
№ п/п |
Направления коррекционно-развивающей работы |
Задания и упражнения |
1 |
Развитие и коррекция речевых функций |
Развитие навыков языкового анализа и синтеза: «Подружи слова» «Выложи схему» «Придумай предложение по заданной схеме/ по заданному слову/ по действиям/ по картинке» «Деформированное предложение» «Прохлопай слова по слогам» «Доскажи словечко» «Составь слова из слогов» «Назови звуки в слове» «Назови слово» ([ж у к], [с о к]) «Выложи схему слова» Замени звуки на буквы
Развитие фонематического восприятия: «Вспомни слова» с заданным звуком «Определи место звука» «Волшебные буквы» Тренировочные упражнения на различение гласных-согласных, твердых-мягких, звонких-глухих звуков
Развитие лексико-грамматического строя речи: «Аналогии», «Что лишнее?», «Подбери слова», «Назови какой», «Семейка родственных слов», «Предлоги», «Одним словом», «Лото»
Развитие связной речи: «Что сначала, что потом», «Я начну, а ты продолжи», «Помоги разложить картинки»; Составление рассказов по сюжетной картинке, по серии картинок, с помощью мнемотаблицы, рассказов о прошедших событиях, придумывание загадок. Пересказ коротких сказок и рассказов
|
2 |
Развитие и коррекция зрительно-пространственных функций |
Графический диктант, «Четыре точки», точечные и перевернутые изображения, работа с таблицами
|
3 |
Развитие произвольной регуляции |
«Да и нет не говори», «Раскрась правильно», «Запутанные дорожки», «Исключи лишнее», «Дорисуй»
|
4 |
4.Развитие и коррекция моторных функций, серийной организации и точности движений
|
Игры с передвижением под музыку, игры с мячом с речевым сопровождением, «Повтори движение», «Сделай так же» Пальчиковые игры, кукольный театр; лепка из пластилина; обводки, штриховки, рисование бордюров и узоров, копирование образца, задания со счетными палочками и фишками; поиск букв в зашумленных изображениях; «Дорисуй буквы», «Чего не хватает?», «Продолжи узор», «Найди все спрятавшиеся буквы», «Соедини ниточками одинаковые буквы», «Найди букву в букве», «Как превратить «о» в «и». |
4.Технологическая карта урока
Тема урока: «Знакомство с буквой Л, л»
Цель: организация работы по ознакомлению с буквой Л, л
Задачи урока:
— формировать представления о звуках [л]. [л’], умения выделять звуки из потока речи, давать характеристику звука;
— формировать представлений о графическом образе буквы Л,л;
— формировать умения плавного осознанного чтения слов и предложений с новой буквой;
для ребёнка с ОВЗ:
— формировать представления о звуках [л]. [л’], умения выделять звуки из потока речи, давать характеристику звука;
— формировать представлений о графическом образе буквы Л,л;
— формировать умения плавного осознанного чтения слогов и слов с новой буквой;
Планируемые результаты урока:
— знают букву Л, л;
-умеют читать прямые и обратные слоги, слова, предложения ;
-умеют выделять на слух и дифференцировать согласные звуки [л], [л’] из предъявленных слов;
—умеют выделять звуки из потока речи, давать характеристику звука;
-умеют узнавать графический образ букв;
для ребёнка с ОВЗ:
— знает букву Л, л;
-умеет выделять с помощью учителя и дифференцировать согласные звуки [л], [л’] из предъявленных слов;
-умеет узнавать графический образ букв;
— умеет читать прямые и обратные слоги, слова с новой буквой
Учащиеся научатся:
использовать условные обозначения звонких твердого и мягкого звуков [л], [л’] с помощью фишек зеленого и синего цвета и обозначать эти звуки буквой; читать слова с новой буквой.
Учащиеся получат возможность:
Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.
Этап урока
|
Цель этапа
|
Предполагаемый результат
|
Деятельность учителя
|
Формулирование задания для детей
|
Деятельность учащегося
|
Формы организации деятельности учащихся |
|
I. Организац. момент
|
Психологический настрой учащихся, мотивация на деятельность |
Дети настраиваются на работу. |
Читает: Громко прозвенел звонок. Глазки широко открыты. Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Наши ушки – на макушке, Ни минуты не теряем. |
|
Настраивается на деятельность, садится правильно. |
|
|
2. Актуализация знаний |
Повторение и закрепление знаний о звуках |
Дети дают характеристику звукам |
Организует работу по вопросам. |
— Давайте вспомним, на какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные). — А чем отличаются гласные от согласных? — Давайте пропоем гласные (учитель показывает буквы на ленте букв, дети поют а-а-а, у-у-у…) — А теперь давайте назовем согласные, которые уже знаем (учитель показывает букву, а дети называют соответственно мягкий и твердый звук). — На какие группы делятся согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие). — Поиграем. Если я называю твердый звук, вы показываете сигнальную карточку синего цвета, если мягкий – зеленого цвета. — Молодцы!
|
Работает вместе со всеми, даёт ответы на вопросы Работает с карточками |
Фронтальная работа |
|
3 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
|
|
Читает чистоговорку: Ло-ло-ло – на улице тепло. Лу-лу-лу – стол стоит в углу. Ул-ул-ул – у нас сломался стул. Оль-оль-оль – мы купили соль. — Какие звуки повторяются чаще других? ([л], [л’].) — Какая тема урока? — Какая же цель урока? (Изучить новую букву) Вы определили тему урока, а теперь сформулируйте задачи нашего урока. Закончите предложения.
|
Ваша задача: чётко проговаривать звуки.
Ответьте на вопросы. |
Проговаривает чистоговорку
Слушает ответы детей, с помощью учителя пытается определить тему урока. Участвует в фронтальной работе |
Фронтальная работа |
|
4. Первичное усвоение новых знаний. |
Ознакомление с новыми звуками и буквой |
Узнают новую букву, научатся обозначать новые звуки буквой |
— При произнесении звука [л] воздух встречает преграду, значит, этот звук согласный. — Произнесите звук [л]. — Замените [л] на [л,] в словах: лук (люк), полка (полька), мел (мель), галка (галька), ел (ель).
|
Слушают объяснение учителя, произносят с учителем вместе, анализируют.
Работают по заданию в учебнике, объясняют свои действия. |
Работает вместе с классом |
Фронтальная работа |
|
Для обозначения твёрдого согласного [л] и мягкого [л’] существует специальная буква, которую называют буквой Л (л) «эль». Найдите и покажите карточку с новой буквой Откройте учебник на стр. 69. Замените буквами первые фишки в схемах слов. Определите, какие буквы надо выбрать: заглавные или строчные. Объясните, почему? |
Находит карточку с новой буквой
|
Работа в парах |
|||||
5.Физминутка |
предупреждение и снятие утомляемости |
Активно включатся в игру, снимут напряжение и усталость |
На небе темном есть луна, Она одна совсем одна, Улыбнись луна в окно Станет мне совсем светло
|
кружатся в одну, затем в другую сторону, улыбаются друг другу, руки на поясе, поворачиваются вправо затем влево. Выполняет упражнения |
|
Фронтальная работа |
|
6. Первичное закрепление |
1.Закрепление графического образа буквы
2.Проверка
3. Чтение открытых и закрытых слогов |
Научатся находить и выделять из текста новую букву
научатся выполнять самопроверку научатся читать слоги с новой буквой |
Объясняет задание Приготовьте синий и зеленый карандаши. Перед вами карточки с текстом. Вы должны найти все буквы Л,л, которые встречаются в тексте и подчеркнуть их синим карандашом, если они обозначают твердый звук, или зеленым, если они обозначают мягкий звук.
Работаем в парах, прочитайте слоги в учебнике Читаем хором те слоги, которые я вам показываю
Организует проверку
Организует работу по слоговой таблице Организует работу в группах |
Выполняют задание |
Подчеркивает простым карандашом все буквы Л,л
Проверяет свою работу
Читает вместе со всеми |
Работа в парах
Работа в группах |
|
7. Закрепление |
Закрепление умений читать слова с новой буквой, предложения |
Дети научатся читать слова, понимать их, объяснять их значение. понимать предложения и отвечать на вопросы по прочитанному, наблюдать за нашей буквой) |
Организует самостоятельную работу по учебнику. (Дифференцированная работа) . Прочитайте стихотворение –шутку. Заполните таблицу, меняя только одну букву. Прочитайте новые слова. (Мама, рама, рана, рано.) Откройте учебники на стр. 70, прочитайте слова. (не читающие дети) Объясните их смысл
Работа в группах.
|
Выполняют задание |
Читает слова с учителем
Работает в группе с другими детьми |
Индивидуальная работа
Работа в группе |
|
8.Итог урока. Рефлексия. |
Проверка, как дети усвоили новую тему, снятие напряжения |
Дети научатся выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить |
Задаёт вопросы, помогает правильно сформулировать ответы – Закройте глазки и вспомните всё, что у нас сегодня было на уроке. Покажите смайлик, который ассоциируется с вашим настроением
|
Оценивают свою деятельность |
Показывает смайлик |
Фронтальная работа |
|