«Я-исследователь» Этот удивительный снег»

Автор: Сандалова Надежда Михайловна

ВВЕДЕНИЕ

Здравствуйте! Меня зовут Бывшев Тихон. Я очень весёлый, добрый, отзывчивый и любознательный мальчик! Мне очень нравится время года зима и я очень люблю зиму. Зимой очень много снега. Когда снег падает, он кружится и тихо ложится на землю. Он накрывает крыши домов, дороги, поля. Деревья зимой очень красивы в снегу. Я очень люблю снегопад. Когда идет снег, становится как в сказке. Дома мы с мамой читает стихи, рассказы о зиме и я люблю рассматривать морозные узоры на окне. Любуюсь этой снежной красотой, мне стало интересно, что такое снег и для чего он нужен? Почему он бывает именно зимой, почему он белый, почему скрипит? А еще мне стало интересно, приносит снег пользу или вред? С этими вопросами я обратился к своей воспитательнице и маме, и мы вместе стали искать ответы.

АКТУАЛЬНОСТЬ

С самого рождения ребенок, является первооткрывателем исследователем того мира, который его окружает. Для него все в первые: солнце и дождь, снег и град. Самостоятельно ребенок не может найти ответы на все интересующие вопросы – поэтому помогают педагоги и родители. Необходимо заинтересовать детей в происходящих вокруг них природных изменениях. Продолжительная зима дает возможность стимулировать интерес и детей, и взрослых к совместной деятельности (игры, забавы, эксперименты) и позволяет устанавливать причинно-следственные связи. Что способствует эмоциональному благополучию.

ПРОБЛЕМА

Во время прогулки в детском саду Тихон увидел пушистые хлопья снега. Он выразил радость и неподдельный интерес. Он пытался поймать ртом снежинки, на что я ему сказала, что снег есть нельзя и он грязный. Ему стало интересно, почему снег белый и он в тот же момент грязный. Его терзали эти не простые вопросы. Таким образом, возникла проблема: что такое снег; почему снег скрипит; почему снег нельзя есть?

Наша совместная работа позволит ему сформулировать представления о снеге.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – Снег. Процесс развития и формирования познавательно – исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: физические свойства снега.

ЦЕЛЬ: исследовать, что такое снег, изучить его свойства, вред и пользу.

ЗАДАЧИ: 

1.Узнать, из чего состоит снег, почему он белый

2.Узнать, почему снег скрипит

3.Узнать – почему же нельзя есть снег

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: интересно узнать, что такое снег; почему снег скрипит; почему снег нельзя есть, полезен или вреден снег?

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Беседа со взрослыми, наблюдения;

Эксперименты;

Работа с художественной литературой;

Работа с видеоматериалами (просмотр презентаций);

Анализ и обобщение результатов.

ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Мы с моей воспитательницей узнали, что снежинки, падая, очищают воздух от пыли. Вот почему после снегопада дышится легко!

Ещё мы узнали, что снег необходим, чтобы защитить деревья и другие растения от холода. Снег утепляет почву. Под ним не замерзают травы и посевы. Мелкие зверюшки согреваются в своих норках.

Когда снег тает весной, он превращается в воду. Эта вода нужна для озимых посевов на полях.

А ещё без снега было бы скучно! Ведь зимой можно играть в снежки, кататься на санках и коньках, с горки. Можно лепить снеговиков и другие фигуры. Снег приносит радость детям .

 

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Глава 1. Что такое снег?

Снег – это много красивых снежинок. Они падают с высоты на землю, на деревья, на крыши домов – чистые, хрупкие, сверкающие. Снежинки, как и дождь, тоже падают из туч, но только образуются они совсем не так, как дождь!

Снежинка состоит из мелких кристалликов льда. Передвигаясь вверх и вниз в облаке, снежинка попадает в условия с разной температурой и концентрацией водяного пара. Форма снежинок меняется.

Скрипит снег под ногами только в морозную погоду. Снежинка состоит из множества кристалликов льда, примерзших друг к другу. Когда мы идем, под давлением эти кристаллы с хрустом ломаются, а так как их очень много, то мы и слышим этот звук.

Почему нельзя есть снег? Каждый взрослый всегда напоминает об этом. Первым делом нам-детям нужно запомнить, что одевать шапку, рукавички и застёгиваться нужно не выходя из помещения, чтобы холодный воздух не попал под одежду.

Но самое главное — нельзя есть снег! Я знаю, что снег холодный и могу заболеть, а ещё почему? Вот я и решила выяснять это при помощи экспериментов…

 

Глава 2. Экспериментирование

ОПЫТ №1  Испарение воды в мороз.

 Мы повесили постиранное бельё на улицу. На морозе оно замёрзло и покрылось корочкой льда. Значит, на морозе вода превращается в лёд. Через несколько дней бельё высохло, не осталось ни льда, ни воды. Лёд, как и вода тоже испаряется.

 

ОПЫТ №2

Я положил снег на цветной лист бумаги, приложил белый лист бумаги, сравнил, и увидел, что снег белого цвета, непрозрачный.

ОПЫТ №3

Я взял палочку и стал мешать снег, легко сдул с ладошек, значит, снег рыхлый. Подержав снег в ладошках, почувствовал, что он холодный.

 

ОПЫТ №4

Рассмотрим снег: по цвету, он белый, а так ли он чист как кажется? 

Мы решили проверить чистоту снега. В пластиковые стаканчики набрали снег из различных мест: 1 – у дома, 2 – в парке, 3 – у дороги. После того как снег растаял, сравнили чистоту воды и сделали вывод. 

Первое, что бросилось в глаза, – вода, получившаяся из снега, выглядела совсем не чистой. Грязнее всего снег, взятый около дороги. В стаканчике мы увидели песок, волоски, опилки и грязь. Но и у дома он не был чистый. Чище всего снег оказался в парке, в котором зимой никто не ходит, но и там мы обнаружили частицы песка.

 

ОПЫТ №5

 

Я взял баночку с  талой водой, процедил через фильтр — сложенную марлю белого цвета. На марле остался мусор. Значит, раз талая вода грязная, значит и снег грязный.

 

 

ВЫВОД:

Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась в результате проведенной исследовательской работы. Работать по данной теме нам было очень интересно. Мы спрашивали и узнавали о полезных для нашей жизни свойствах снега. Оказывается, взрослым известно немало и они с удовольствием делились с нами своими знаниями. А я рассказывал о том, что узнал сам, когда проводил исследования. На основе полученных данных можно сделать вывод: что снег и полезен и вреден одновременно.

 

Список использованной литературы

1. «Большая книга вопросов и ответов. Что? Зачем? Почему?»,

2. Детские энциклопедии Издательство «Мир энциклопедий Аванта +»

3. Интернет-ресурсы http://yandex.ru

 

×
×