Технология сопровождения детей с ОВЗ на примере дидактических пособий

Автор: Левченко Светлана Анатольевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 19 «Рябинка»

_____________________________________________________________________

658204  г. Рубцовск, ул. Комсомольская, 65

тел.: (38557) 7-59-69

Е -mail: ryabinka.detskiysad19@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология организации сопровождения

детей ОВЗ на примере

дидактических пособий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Воспитатель: Левченко С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20222 год

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка безобразен и красив

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих.

         В настоящее время сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является наиболее актуальным, так как число детей-инвалидов и детей, имеющих особенности развития, неуклонно растёт.

       Общество заинтересовано в социализации каждой личности. А при правильно организованном сопровождении происходит включение детей с ОВЗ в социальные системы, обеспечивается активное участие в основных сферах деятельности общества, происходит раскрытие способностей и социализация становится качественной.

     Права лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, защищены на различных уровнях, международными, федеральными, региональными нормативно-правовыми документами, которые представлены на слайде. СЛАЙД  3

  Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии.  Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории, с которыми вы можете ознакомиться на слайде.   Слайд  4

    Существует необходимость создания специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ. Специальные образовательные условия включают в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставление услуг ассистента (помощника — тьютора), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Одним из условий  обучения и воспитания детей с ОВЗ является правильный подбор дидактических пособий и материалов. Существуют определенные требования при подборе пособий для детей с ОВЗ:   Слайд 5

Ø Соответствие дидактических пособий возрасту детей;

Ø Учёт структуры дефекта;

Ø Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

Ø Связь содержания пособий с системой знаний ребёнка;

Ø Учёт принципа смены видов деятельности;

Ø Использование яркий, озвученных игрушек и пособий;

Ø Соответствие дидактических пособий гигиеническим требованиям, безопасности.

     При организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

    Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и — учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять в разных видах деятельности.

В работе  с детьми ОВЗ применяется множество технологий, которые представлены на слайде презентации.  Слайд   6. 

Сейчас, мы рассмотрим каждую из представленных технологий.

1.     Технология разноуровневого обучения.

2.     Технология проблемного обучения.

3.     Проектная деятельность.

4.     Информационно-коммуникационные технологии.

5.     Здоровьесберегающие технологии.

6.     Игровые технологии.

7.     Технология ТРИЗ.

8.     Технология Марии Монтессори.

9.      Информационно-коммуникационные технологии.
слайд  7  ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ

технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого ребенка. Цель технологии  создать комфортные психолого-педагогические условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования; для  развития  мышления и самостоятельности детей.

Основу технологии разноуровневого обучения составляют:

·         психолого-педагогическая диагностика обучающегося;

·         разноуровневый дидактический материал.

   Суть данной технологии можно охарактеризовать выражением: «Взаимное превосходство – если у кого-то, что-то получается хуже, чем у других значит что-то должно получиться лучше; это что-то нужно искать».

По данной технологии в ДОУ используются следующие пособия: слайд  8,9,10

Ø шнуровки с разными по величине и количеству отверстий;

Ø наборы для группировки с разным количеством групп предметов или с разным количеством предметов;

Ø дидактические упражнения со счетными палочками, с постепенным увеличением количества палочек при составлении изображений;

Ø «Слоговое лото».

Ø “Танграм”, “Волшебный круг”, “Колумбово яйцо”, каждая группа детей получает задание соответствующего уровня сложности.

Слайд  11.  Здоровьесберегающие технологии

Это технологии, направленные на со​хранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов обра​зовательного процесса в ДОУ.

  Целью здоровьесберегающих технологий применительно к ре​бенку являются обеспечение высокого уровня реального здоро​вья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью.

 Использование здоровьесберегающих технологий обучения в ДОУ  позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. 

В рамках здоровьесберегающей технологии в ДОУ используются: слайд 11 по  18.

— Пальчиковая гимнастика А.П.Савиной.

— Артикуляционая гимнастика

— Гимнастика для глаз Е.А.Каралашвили.

— Дыхательная гимнастика.

— Мимическая гимнастика.

— Занятия в спортивных кружках и секциях.

— Закаливающие процедуры.

— Релаксирующие упражнения.

— Зрительная гимнастика.

— Точечный массаж.

— «Динамические паузы».

— Элементы самомассажа.

— Прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.

— Пешеходные экскурсии.

Песочная терапия

Арт-терапия с

Элементами музыкотерапии,

Элементами цветотерапии,

Элементами  сказкотерапии,

элементами танцетерапия,

Логоритмика,

Смехотерапия.

    Применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с ОВЗ приводит к следующим результатам: у ребёнка повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации его в современном обществе.

Слайд  19. Технология проблемного обучения

представляет собой современную образовательную технологию,

которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

    При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания и истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.

Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

В результате использования данной технологии у детей

  • Повышается  интерес к учебному процессу;
  • Развивается  логическое и творческое мышление;
  • Развивается  умение выдвигать и обосновывать свои предположения; находить причинно-следственные связи.

   В рамках данной технологии с дошкольниками  и детьми с ОВЗ можно использовать:  слайд 20, 21

Исследовательскую деятельность (опыт с водой, воздухом, песком);

Дидактические игры: лото, домино, лабиринты, пазлы, разрезные картинки, кубики;

Словесные игры: игры — перевёртыши, игры-загадки  «Какое это время года?», игры-предположения («Что было бы, если бы.? »).

 

Слайд 22  Технология проектного обучения

Её суть – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности детей на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

  Данная технология  всегда ориентирована на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую воспитанники  выполняют в течение определенного отрезка времени. Проекты могут быть длительными, краткосрочными, сезонными, индивидуальными, групповыми, информационными, теле-коммуникационными, творческими. Этот метод органично сочетается с технологией проблемного обучения.  Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – дети, ребенок – ребенок, дети – родители.

   Проектная деятельность с детьми ОВЗ направлена на социальную адаптацию и абилитацию, развитие творческого потенциала.

    Технологии проектирования необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы.   Слайд 23, 24

 Тематика проектов разнообразна, например: «Берегите птиц зимой, «Народная кукла», «Хочу знать все о пуговице», «Аптека под ногами», «Первый весенний цветок», «Наша семейная реликвия», «Мой любимый двор», «Откуда берется мед», «Числа в сказках», «Мой режим питания», «Почему быть злым плохо», «В чем вред пластиковых бутылок».

 

Слайд 25.   ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  коррекционно-развивающие игры и упражнения

  Данная технология посредством игры  стимулирует детей к учебной деятельности, вызывает интерес и потребность общения, развивает когнитивные процессы.

Главная цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

   Важно не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Рассмотрим пособия, которые можно использовать в рамках данной технологии:

Ø Слайд 26 Развивающие игры Никитина Б.П.(Борис Павлович) Чудо куб (кубики для всех, «Уникуб», рамки вкладыши,  кубики «Сложи узор».

Ø Слайд 27. Развивающие игры Воскобовича В.В.(Вячеслав) Коврограф Ларчик», игровой комплект мини ларчик, конструктор Геоконт и геовизор,  конструктор игровой квадрат, конструктор прозрачный квадрат.

Ø Слайд 28 Логические блоки Дьеныша, палочки Кьюзенера.

Ø Слайд 29, 30 Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Угадай сказку», «Следопыт», «Скажи наоборот»,  “Найди пару”, «Найди слова в картинке»

Ø Слайд 31. Игры и упражнения,  направленные на развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения.

Ø Слайд 32, 33  Игры на развитие мелкой моторики,  «Пальчиковые тренажеры».

Ø  Слайд 34, 35. Игры с крупами, с водой, с песком.

Ø  Слайд 36 Бизиборд или умная доска, представляет собой стенд, на котором располагается множество предметов, интересующих ребенка: замки; шпингалеты; крючки; засовы; циферблаты; колесики, счеты; пуговицы, различные шнуровки. Список может быть бесконечным.

Ø  Слайд 37  Лэпбук  или инерактивная папка на заданную тему. Самодельные книжки копилки с кармашками, окошечками, дверцами,  в которых  собирается материал по какой-то определенной теме. Темы: «Развитие связной речи, правила дорожного движения,  времена года».

 

Слайд  38. Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач)

 Данная технология может быть использована  в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, нарушениями речи)

Целью использования данной технологии в ДОУ является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; а также  развитие речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий, воспитание и обучение под девизом «Творчество во всем!» Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

  Рассмотрим пособия,  которые можно использовать в  данной технологии.

*       Слайд 39 «Волшебный телевизор» — рассматривание объекта, его частей, функций.

*       Слайд 40 Мнемотаблицы используемые для придумывания и пересказа сказок, заучивания стихов,  отгадывания загадок, составления описательных рассказов.

*       Слайд 41 Круги «Луллия». Данное пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. Все круги разделены на равное количество секторов, в верхней части устанавливается стрелка. Цель пособия уточнить  знания в разных областях. В зависимости от возрастной группы используется разное количество кругов. Примеры: «Сочини сказку», «Составь слово», «Состав числа», «Кто где живет?», «Кто чем питается».

*       Слайд 42 Пособие «Маленькие человечки», которое позволяет смоделировать  внутренне строение объектов и процесс взаимодействия, происходящий в природном и рукотворном мире между веществами.

*        Пособия  «Волшебная дорожка», «Гусеничка», «Часы».

*       Слайд 43  Дидактические игры «Подбери слова», «Хорошо – плохо», «Да –нет», «Дразнилка».

Слайд 44 Технология обучения Марии Монтессори

  Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.

 Суть метода заключается в самовоспитании и саморазвитии  у  детей самостоятельности, развитии их чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное. 

Главный принцип системы Монтессори — «Помоги  мне сделать это самому!»

Основная  задача взрослого по отношению к  ребенку непосредственно в процессе занятий  – не мешать ему осваивать  окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать  собирать, анализировать и систематизировать свои собственные.

Развивающая среда — важнейший элемент системы Монтессори. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым. 

Педагоги и психологи отмечают, что применяя элементы методики М. Монтессори в работе с детьми с ОВЗ, можно наблюдать положительную динамику в развитии детей.

Среда имеет точную логику построения разделена на 5 зон.

1. Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни.

2. Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.

3. Математическая зона  — для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.

4. Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами,  фонетикой, понимания состава слов и их написания.

5. Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

Слайд 45 Дидактический материал. 

— Доски для ощупывания поверхности, рамки с застежками (молнии пуговицы, крючки, кнопки); блоки цилиндров, катушек башен, знакомящих с разными свойствами предметов; шумовые цилиндры; золотые бусы для обучения счета; географические, природные карты; шумовые баночки; игры с водой, крупой, пуговицами, бусинами, прищепками; дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Подбери правильно лоскуток ткани».

Слайд 46 Биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата. Слайд 46

Слайд   47 СУ-ДЖОК терапия.

 

Данная технология помогает скорректировать речевые нарушения, оказывает положительный эмоциональный настрой, благоприятно влияет на мелкую моторику пальцев, тем самым способствуя развитию речи. Суть технологии заключается в массаже кистей и пальцев рук пластмассовыми разноцветными шариками и металлическими кольцами. 

 

Слайд  48  Информационно – коммуникационная технология

Данную технологию можно отнести к инновационным.

ИКТ технологии обучения — это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Чтобы идти в ногу со временем, при организации сопровождения  детей с ОВЗ  необходимо  активно использовать компьютерные технологии, которые позволяют делать процесс обучения более увлекательным,  доступным.

   ИКТ можно использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. Данная технология позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения. Использование компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей с ОВЗ к проведению коррекционных занятий и  разных  видов деятельности. ИКТ активно формируют коммуникативные особенности ребёнка, выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Занятия с применением компьютера – это актуально и интересно.

  Слайд  49. Данную технологию  можно реализовать посредством использования в работе:

Ø компьютерных игр (развивающего, обучающего характера),

Ø презентаций, которые позволяют сообщить детям определенную информацию, научить, закрепить изученный материал, проконтролировать знания,  сформировать мотивацию, развлечь

Ø мультимедийных презентаций, их отличие от обычных презентаций  заключается в наличие особого алгоритма, который с помощью системы гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивая обратную связь с ребенком. Если ребенок выбирает правильный ответ, то программа переходит к слайду «Правильно!» или «Ты молодец!». При неверном ответе на экране появляется слайд «Неверно, подумай еще!» или «Повтори правило!» и т. п. При этом презентация слайдов обратной связи может сопровождаться звуковым сигналом (мелодией или озвученным ответом).

Ø тестовые технологии  (задания, тесты)

Ø аудиовизуальные  технологии (аудиозаписи, фонохрестоматии, музыкальные записи, учебный видеофильм, учебные телепередачи и фильмы),

Ø компьютерные  тренажеры: на развитие логического мышления,  на закрепление выполнения арифметических действий, на систематизацию знаний о профессиях, о деревьях. «Помогите Петрушке», «Загадки кота Леопольда».

Ø Графический редактор «Microsoft PowerPoint», который позволяет создавать детям изображения, рисунки, развивать творчество и фантазию.

https://youtu.be/5Jn059Pf8AQ

htpp://www.igraemsa/ru/igrydljadetej   игры

https://youtu.be/O1NSXPQ1wMo       развитие речи

 

Слайд50  Интерактивные технологии обучения

— это новый, наиболее прогрессивный метод организации образовательного процесса, позволяющий значительно улучшить качество преподносимого материала.  Интерактивная модель обучения подразумевает активное взаимодействие не только с воспитателем, но и непосредственно между сверстниками. Данная технология позволяет моделировать  различные жизненные ситуации, ролевые игры. Интерактивное обучение организуется при использовании различного интерактивного оборудования: интерактивная доска, Сенсорные столы и доски,  Интерактивные игровые комплексы, инфоматы и интерактивные стойки.

Эти средства обучения  помогают детям развивать свой потенциал, прекрасно активизируют умственные способности, развивают коммуникативные навыки и позволяет побороть всевозможные страхи и фобии в общении с незнакомыми людьми.

В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских интерактивных игр и компьютерных программ.

Слайд 51— Программа «Наураша в стране Наурандии» цифровая лаборатория для дошкольников»,

-Разработка по экспериментальной деятельности. Мерсибо, Логомер 2

— Программы с развивающими занятиями для подготовки к школе, игры для развития высших психических функций, игры для малышей и детей с нарушениями произносительной стороны речи.

https://youtu.be/c4bPMfoQ5O8

Вывод. Грамотное сочетание, в организации работы,  инновационных и традиционных технологий  обеспечивает развитие у детей с ОВЗ познавательной и речевой активности, творческих способностей, мотивации в учебно – воспитательном процессе. Каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен получать образование и развиваться. Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для развития и обучения.

 

   

 

 

 

×
×