Статья «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА»

Автор: Царегородцева Татьяна Александровна

«ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА»

«Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело» К. Д. Ушинский.

Образовательная технология-это детальное описание системы способов, приёмов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает гарантированное решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника.

Системно-деятельностный подход — это процесс деятельности ученика, направленный на его сознание и развитие его личности в целом. Процесс обучения должен быть творческим. Обучение деятельности – совместная учебно-познавательная деятельность группы учащихся под руководством учителя.

 

К основным базовым образовательным технологиям системно-деятельностного подхода относятся:

— технология ситуативного обучения

-технология уровней дифференцации

-проектная технология

-образовательная деятельность на основе ИКТ

 

ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ представляет собой комплексное УУД, состоящее из:

-осмысления цели чтения (для чего?), в зависимости от способа действия (как? каким образом?),

-умения определять основную и второстепенную информацию,

 -умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей,

-умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.

 

Рассмотрим в сравнении традиционный урок и продуктивное чтение.

 

 

Читая текст в рамках любого предмета, мы строим работу с текстом в три этапа: до чтения, во время чтения и после чтения. У каждого этапа работы с текстом своя задача, соответственно разные действия читателя и использование разных видов чтения.

1 этап Работа с текстом ДО ЧТЕНИЯ:

-Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.

Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.

 

 

Ассоциативный куст

Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения. Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

 

Приёмы АНТИЦИПАЦИИ

 

-Если есть иллюстрации, задаём вопросы по ним (высказывание предположений о героях, теме, содержании текста ).

-Предположения по ключевым словам, по презентации, по малым фольклорным жанрам.

-Предположения о жанре.

Отсроченная отгадка. В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает уди­вительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традици­онно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…»

 

Приёмы АНТИЦИПАЦИИ

Прочтите заглавие и скажите, о чѐм (ком) будет идти речь в данном тексте. Прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в данном тексте. Прочтите последний абзац текста и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу. Прочтите текст до указанного места и скажите как, по вашему мнению, завершились события. Прочитайте текст до конца, чтобы выяснить, правы ли вы.

 

2 этап Работа с текстом во время чтения

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Работа с текстом.

2 этап

Этапы чтения:

1.Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений.

2.Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание.

3.Озаглавливание частей.

4.Перечитывание текста медленное, вдумчивое.

5. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

6.Диалог с автором.

 

2 этап Работа с текстом во время чтения.

Диалог с автором – естественная беседа с автором произведения:

 — находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы,

— задавать свои вопросы автору по ходу чтения,

— обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора.

Подтекстовые вопросы к автору:

-на выяснение причинно-следственных и других связей;

— на обоснование, аргументацию, доказательство; оценочные;

— формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста.

 

2 этап Работа с текстом во время чтения.

-Комментированное чтение.

-Работа со словом (работа с незнакомыми словами, со словами-ключиками, со словами образами).

-Работа с фразеологизмами. а)Дополните каждое предложение одним из записанных фразеологизмов б) Определить, какой фразеологизм подойдет к этому эпизоду: в) Составьте диалог.

-Прочтите текст и разделите его на смысловые части, подберите названия к каждой из них, найдите в каждой части по одному предложению, передающему основную мысль этой части, расположите пункты плана согласно логике повествования, расположите следующие предложения текста в логической последовательности и пронумеруйте их по порядку

 

2 этап

Чтение с пометками

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V Знакомая информация

! Новая информация

 — Я думал (думала) иначе

? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

 

2 этап

Использовать остановки «чтения со стопом», использовать «Дерево предсказаний», предполагать «Варианты развития событий»

 1.Что будет дальше?

2.Чем закончится рассказ?

3.Как будут развиваться события после финала?

 

 

2 этап Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

1)Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.

Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2)Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3)Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

 4)Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной

 

3 этап Работа с текстом после чтения

 

3 этап.

1.Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей.

2.Беседа. Понимание авторского замысла.

3.Рассказ о писателе (беседа о писателе углубит понимание прочитанного).

4.Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.

5.Выполнение творческих заданий.

 

Творческие задания предполагают проявление самостоятельности ребёнка.

1.Составь план (самостоятельно, в парах, в группе)

2.« Проиллюстрируй…»

3.« Сочини…»

4.« Придумай…»

5.Структурная модель текста.

 

-Опираясь на содержание прочитанного текста, закончите предложения, используя предлагаемые варианты. Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что… . Скажите, разделяете ли вы эту точку зрения. Выразите своѐ отношение к прочитанному. Прокомментируйте часть текста, которая показалась вам наиболее интересной. Сформулируйте цель, которую, на ваш взгляд, ставил перед собой автор текста. Скажите, согласны ли вы с оценкой автором событий, фактов. Скажите, какие из перечисленных фактов вы узнали впервые из прочитанного текста.

 

На всех трёх этапах работы с текстом можно использовать таблицу «Толстых» и «Тонких» вопросов:

— это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления,

— способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении,

— демонстрация понимания пройденного. ? ? Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли?

 

 

 

Прием «Читаем и спрашиваем».

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранный учителем.              -2.Ученики объединяются в пары.

3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.

 

 

Дневник двойных записей

1.Учитель дает указание учащимся разделить тетрадь на две части.

2. В процессе чтения ученики должны в левой части записать моменты, которые поразили, удивили, напомнили о каких-то фактах, вызвали какие- либо ассоциации; в правой – написать лаконичный комментарий: почему именно этот момент удивил, какие ассоциации вызвал, на какие мысли натолкнул.  

 

 

Составление вопросного плана

Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.

 

 

Формирование УУД

До чтения; Во время чтения; После чтения; Учат  определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Слушать и понимать речь других. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Ориентироваться в учебнике; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Выразительно читать и пересказывать текст; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

Достоинства технологии продуктивного чтения

—  применима самостоятельно вне урока;

—  возрастносообразна и доступна;

—  ориентирована на развитие личности читателя;

—  развивает умение прогнозировать результаты чтения;

—  способствует достижению понимания на уровне смысла.

 

Уроки, построенные в технологии продуктивного чтения, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблемы и находить пути их решения. Нельзя забывать о главном: определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий.

×
×